Смекни!
smekni.com

Браун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской (стр. 51 из 90)

работах. Первоначально он считал, что тревога порождается защитными механизмами, позднее

утверждал, что защитные механизмы возбуждаются в результате возникновения тревоги.

В ранней модели (1894) существовал более физиологический подход: предполагалось,

что тревога является выражением неразряженной сексуальной энергии, или либидо.

Классическим примером такого утверждения является прерывание полового акта, порождающее

симптомы тревоги из-за недостижения разрядки. Хотя сейчас от этой модели практически

отказались, существуют ситуации, в которых она применима. Например, в опасной ситуации

человек не испытывает тревоги до тех пор, пока он полностью поглощен спасением от нависшей

опасности. Ощущение беспокойства возникает, когда все уже позади. Фрейд (1926) пересмотрел

свои представления о тревоге как неразряженном либидо и стал трактовать ее как ответ

личности на угрозу внутренних сексуальных или агрессивных побуждений. Тем не менее, хотя

от ранней модели тревоги в отношении сексуальных побуждений в основном отказались, идея

"актуальных неврозов" как результата неразряженных агрессивных побуждений остается

полезной для объяснения психосоматических расстройств (McDougall, 1974).

Боулби предложил весьма любопытные замечания по поводу связи между

беспокойством, унынием и защитой. Маленький ребенок, привязанный к матери, при разлуке с

ней выражает свое отчаяние в трех различимых фазах: протест, отчаяние и отторжение. Боулби

(Bowlby, 1973:27) пишет: "Фаза протеста является отражением проблемы тревоги по поводу

разлуки, фаза отчаяния отражает горе и уныние, а фаза отторжения - защиту". Суть замечания

состоит в том, что три типа реакции являются фазами одного процесса, и только рассматривая

их таким образом, можно понять их истинное значение. Фрейд рассматривал эти три стадии

реакции на разлуку в обратном порядке. Прежде всего он осознал значение защиты (Freud, 1894)

несколько позже - уныния (Freud, 1917) и, наконец, подошел к пересмотру своих

представлений о значении тревоги (Freud, 1926).

Первоначально Фрейд занимался проблемой тревоги и механизмов защиты от нее,

наблюдая невротические состояния: истерию, навязчивые состояния и фобии. Только позднее он

переключил свое внимание на депрессии, клиника которых представляется значительно

большей проблемой: в психиатрии более половины пациентов страдают депрессией. Самым

простым способом определить связь между тревогой и депрессией является утверждение, что в

той же мере, в какой беспокойство представляет собой реакцию на угрозу потери, депрессия

является следствием действительной потери.

Фрейд в работе "Печаль и меланхолия" (1917) видит сходство между утратой и

депрессией в проявлениях печали, отчаяния, потери интереса к внешнему миру, торможении

деятельности.

"Печаль обьмно является реакцией на утрату любимого человека или на какую-то

абстрактную потерю, значимую для личности: утрату родины, свободы, идеалов и т.п.... При

меланхолии болезненное состояние вызвано в большинстве случаев ситуациями, не связанными

со смертью, и распространяется на ощущения неуважения, пренебрежения и разочарования,

которые включают в себя противоположные чувства любви и ненависти".

Другими словами, при меланхолии или депрессии утрата не обязательно является

внешней, а, скорее, внутренней по свой природе, связанной с самооценкой личности. Депрессия,

например, может возникнуть в результате неудачной попытки достичь некоторой желанной

цели, жизненно важной для самооценки (Pedder, 1982).

Иначе эту мысль можно выразить следующим образом: болезненные противоречия

возникают между субъективным идеальным представлением о себе (я такой, каким хотел бы

быть) и реальным "Я" (я такой, какой есть на самом деле). Эти противоречия могут стать

причиной физических страданий (Joffe and Sandier, 1965), вызывающих следующие реакции.

Нормальная реакция - протест, когда драку предпочитают бегству, направляя свою агрессию

против источника боли. Человек может пытаться справиться с болью путем адаптации, а зрелая

сильная личность - стойко переносить боль и перебарывать разочарование и ущерб,

нанесенный самооценке. Существует еще несколько (правда, менее здоровых) способов реакции

на непереносимые психические страдания. При невозможности восстановить желаемое

состояние часто возникает состояние беспомощности, которое, по мнению Иоффе и Санд-лера

(1965:395), "представляет собой фундаментальную психобиологическую реакцию, относящуюся

к самым основным реакциям, таким, как тревога. Ее корни - в первичном

психофизиологическом состоянии, проявляющемся в беспомощности перед лицом любых

физических и психических страданий".

Одной из реакций на состояние беспомощности является полная капитуляция и переход в

физическую болезнь, описанные Энгелем (1967) как "комплекс поражения", часто

предшествующий физической болезни. Другая реакция состоит в превращении психической

боли в психогенные телесные страдания (Merskey and Spear, 1967). Третья представляет собой

впадение в депрессию.

С другой стороны, механизм защиты, состоящий, например, в отрицании потери, может

оказаться достаточным для того, чтобы справиться с болью, по крайней мере, на время.

Приведем пример.

У женщины средних лет была выраженная депрессия. Она знала, что ее отец погиб, когда

ей было всего десять лет. Девочке сказали, что он пропал без вести, скорее всего, погиб во время

войны. Но надежда на возвращение отца не оставляла ее все эти 30 лет, заставляя в ожидании

вздрагивать при любом стуке в дверь. Во время психотерапевтического лечения женщина с

ужасом восстановила в памяти эпизод, когда ей, десятилетней девочке, вошедший в комнату

брат рассказал о человеке в гараже, залитом кровью. В тот момент она мгновенно поняла, что

отец покончил с собой, но тут же отринула от себя эту догадку. Только через болезненный

процесс признания факта смерти отца и ужасных обстоятельств его гибели она смогла начать

борьбу за преодоление своего уныния и депрессии.

В следующих разделах будут подробнее рассмотрены механизмы защиты.

Механизмы защиты

Включение различных механизмов защиты является одним из способов подхода к тем

аспектам собственной личности, которые, будучи осознанными, могут вызвать непереносимую

тревогу и психические страдания.

Каждый из нас применяет защиту в определенных ситуациях. Вопрос в том, в какой мере

и когда. Порой чересчур увлекшиеся психиатры высказываются в том смысле, что никогда и

никакой защитой пользоваться не следует, обличая ее как некую современную форму греха.

Противоположностью подобной точке зрения является неспровоцированная атака чьей-то

защиты, что так же не оправдано, как и любая форма агрессии. Еще одной параллелью с

религией стала в представлениях невротика вера в то, что грешить в мыслях так же дурно, как и

на деле, поэтому нет выбора:

либо полностью подавляй сексуальные влечения и влечение к убийству, либо повинуйся

им и действуй в соответствии с этими побуждениями. Особенность зрелой личности

заключается в способности признавать и терпимо относиться к подобным влечениям, не

допуская их проявления вне приемлемых ситуаций.

Фрейд (1894) первым употребил термин "защита", занимаясь изучением поведения

больных истерией. Позднее именно эту форму защиты он назвал вытеснением и описал еще

некоторые другие формы. В 1936 году его дочь Анна перечисляла девять форм защитных

механизмов (регрессия, вытеснение, реактивное формирование, отчуждение, бездействие,

проекция, интроекция, обращение против себя, обращение в противоположное). Она добавила

еще и десятый нормальный механизм - сублимацию, а также два дополнительных

(идеализацию и идентификацию с агрессором). Мелани Кляйн подчеркивала, что защита,

проходящая в форме расщепления и проективной идентификации (Segal, 1964) бывает и при

нормальном, и при болезненном развитии. Ниже приведен и рассмотрен список механизмов,

хотя и не исчерпывающий все возможные, но включающий наиболее распространенные формы.

Вытеснение

Как было уже показано в начале предыдущего раздела, мы все в определенные моменты

подавляем свои неприятные или неудобные внутренние побуждения, а то и полностью

вытесняем нечто, не приемлемое нашим сознанием. Это совершенно естественно, если только не

доводится до крайностей. До появления эффективной анестезии хирург с чувствительной душой

должен был подавлять в себе реакцию на крики пациента, чтобы оказать ему необходимую

помощь. В крайних случаях, когда, например, люди утверждают, что им неведом гнев или

сексуальное возбуждение, они просто вытесняют в себе эти чувства самым беспощадным

образом.

Отрицание

Мы можем отрицать или выбрасывать из памяти неприятные события внешней жизни,

например, неудачную сделку или провал на экзамене. Существуют свидетельства, что до 40%

овдовевших людей сохраняют иллюзию присутствия умершего супруга и 14% действительно

верят, что видят и слышат умершего (Parkes, 1972). Это является формой отрицания

болезненной утраты, вполне нормальной в исключительных обстоятельствах. Ощущения

фантомных болей в ампутированных конечностях также можно понимать как некоторую форму

отрицания утраты. Интересно, что фантомные боли чаще возникают при неожиданных

ампутациях (например, в результате несчастного случая), чем при ампутациях, которым

предшествовала длительная болезнь, т.е. соответствующая психическая подготовка. Более

резкой формой отрицания являются истерическое бегство или амнезия. Во время войны солдаты

в истерическом состоянии прибегали с передовой, где у них на глазах снарядом накрыло всех их