Смекни!
smekni.com

Браун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской (стр. 53 из 90)

перенаправляются в иное русло, проявляясь как явления более высокого порядка.

Один весьма умный юноша 18 лет, происходивший из семьи, где не поощрялось

проявление чувств, рос очень скрытным и неуверенным. Он был сильно закомплексован,

избегал девушек, и даже в 16 лет чтение о биологических аспектах размножения шокировало

его. С раннего детства юноша увлекался игрой в оловянных солдатиков и собрал огромную

коллекцию. Эта коллекция и давала в сублимированной форме выход его потребности в

соперничестве, в стремлении показать себя и т.п.

Кроме известных невротических проявлений, сублимация способствует обогащению как

личности, так и общества. Фрейд рассматривал культуру как сублимацию глубоко запрятанных

и темных потребностей и в то же время воплощение самых высоких порывов. Франц Кафка

(1920) высказал нечто подобное в форме следующего афоризма: "Все добродетели -

индивидуальны, все пороки - социальны, то, что сходит за общественные добродетели

(любовь, отсутствие корысти, справедливость, самопожертвование), является всего лишь

удивительно ослабевшими общественными пороками".

Жизненно важные части личности могут быть выражены лишь в мечтах и фантазиях.

Культура дает возможность косвенно выразить то, что иначе выразить просто невозможно.

Одним из ярких примеров является карнавал. Культура дает выход жизни общества на всех

уровнях - от примитивных инстинктов до самых высоких этических идеалов. Бессознательные

стремления требуют своего выражения.

Мотивация

Всякая попытка понять истоки как здорового, так и болезненного человеческого

поведения во всей их сложности рано или поздно непременно подходит к проблеме мотивации.

Драматурги, романисты и поэты, исследуя область человеческих страстей - любви и ненависти,

героизма и саморазрушения - задолго до ученых-специалистов пришли к решению этой

проблемы.

Разумеется, существует несколько типов врожденного поведения - от примитивных

рефлексов до сложных, сильно зависящих от обучения, например, поведение матери,

ухаживающей за ребенком. Существуют физиологические потребности в воздухе, пище и воде,

которые, будучи неудовлетворенными, порождают мощную мотивацию поведения. Но в

современном западном обществе, как правило, не существует препятствий в удовлетворении

этих основных потребностей. Большего внимания требуют области, порождающие конфликты.

Инстинкты определяются как "врожденные биологически определенные побуждения к

действию" (Rycroft, 1972). Этот термин употребляется с XVI века и происходит от латинского

обозначения импульса. В XIX веке понятие инстинкта получило особую окраску в свете

развития физических наук и стало упрощенно выражать следующую идею: инстинктивное

поведение животных так же примитивно, как и реактивное движение жидкости. Сегодня

биологи предпочитают говорить о врожденных образцах возможного поведения, признавая их

значительно большую сложность. Такие образцы или "мотивационные системы" (Rosenblatt and

Thickstun, 1977) требуют существования определенного внешнего запускающего механизма для

того, чтобы активизироваться. Однако временами мы субъективно ощущаем, что собственные

побуждения как бы возникают внутри нас помимо нашей воли. Мы предпочитаем использовать

термин "мотивационное побуждение", чтобы передать как психические, так и телесно-

биологические аспекты.

Во введении уже говорилось о том, что различные школы психодинамики по-разному

определяют мотивационные побуждения и по-разному выделяют наиболее важные из них.

Однако все они придают основное значение конфликту мотивационных побуждений, причем

значительная часть школ уделяет наибольшее внимание сексуальным и агрессивным

побуждениям. Другие важные побуждения связаны с пищей, привязанностями, родительским и

социальным поведением. Лучше всего показать это на примере краткого исторического

экскурса.

Как уже было показано, Фрейд на ранней стадии своих исследований сталкивался с

поразительно частыми конфликтами на сексуальной почве, особенно у женщин, страдающих

истерией. Юнг (1875-1961), выступая против избыточного упора на сексуальность, предложил

термин "либидо", под которым понимал существование более широких общих жизненных сил.

Адлер (1870- 1937) еще большее значение придавал агрессивности и стремлению к власти.

Первоначально Фрейд, принимая на веру рассказы своих пациентов о сексуальных совращениях,

которые те испытали в детстве со стороны взрослых, видел причину невротических конфликтов

в подавлении этих травмирующих воспоминаний. Позднее, занявшись самоанализом, а также

почувствовав, что совращения детей не могут происходить столь часто, как предполагала

построенная им теория, Фрейд понял, что ошибался. Он решил, что рассказы его пациентов

были преимущественно основаны не на действительных фактах, а на детских фантазиях,

посвященных их собственным желаниям. Он пришел к выводу, что очень часто психическая

реальность намного важнее физической. Однако в последнее время вновь заговорили о

признании реальности и распространенности проблемы сексуального совращения в детском

возрасте (Bentovim et. al., 1988).

Открытие Фрейдом большого значения инфантильной сексуальности отражено в его

книге "Три эссе по теории сексуальности" (1905). До этой публикации с общепринятой точки

зрения развитие нормальной гетеросексуальной ориентации считалось возникающим заново в

период полового созревания (миф, который иллюстрирует картина Боттичелли о рождении

Венеры, поднимающейся из волн полностью сформировавшейся женщиной). Фрейд отметил,

что подобный взгляд игнорирует явления гомосексуальности, сексуальных извращений, детской

мастурбации и сексуального любопытства. Он пришел к рассмотрению сексуальных

побуждений как явлений, появляющихся с рождения и проходящих различные стадии по мере

развития (оральную, анальную, фаллическую и т.д.), в зависимости от того, какие эрогенные

зоны доставляют удовольствие на той или иной стадии. Наиболее известны эдипова фаза (около

3-5 лет), названная так по имени героя мифа Эдипа, по неведению убившего отца и

женившегося на собственной матери, а затем ослепившего себя (символическая кастрация),

узнав о своем страшном преступлении.

В последние годы, возможно, под влиянием Адлера и деструктивноеT первой мировой

войны, Фрейд больше внимания стал уделять проявлениям человеческой агрессивности.

Дискуссия о том, является ли агрессивность врожденным или благоприобретенным

свойством в ответ на фрустрацию и обделен-ность, далека от завершения. Оба взгляда

правомерны.

Тему агрессии между представителями одного и того же биологического вида

разрабатывали зоологи (Лоренц, 1966). Одним из примеров подобной агрессии является дележ

территории. Другой пример - борьба самцов, способствующая отбору лучших особей для

продолжения рода. Это явление особенно распространено среди животных, ведущих стадно-

кочевой образ жизни (антилоп, бизонов и проч.), для которых особенно важно наличие сильных

самцов, способных защитить стадо. У высших приматов агрессия проявляется при установлении

статуса в иерархии. Социальной стабильности способствует такое положение, при котором

каждый член группы "знает свое место". Что касается значения строгой иерархии в

человеческом обществе, то оно весьма неоднозначно. Являясь безусловно полезным явлением в

армии, ведущей военные действия, или в оперирующей бригаде хирургов, иерархия может

сковывать рост и инициативу личности там, где она не обусловлена очевидной необходимостью.

Принятый на этапе становления психоанализа взгляд на сексуальность как на стремление

к получению удовольствия, присутствующее с самого рождения, оказался очень полезным для

объяснения мотивации, хотя некоторые ученые и порицали его за чрезмерную концентрацию на

индивидууме и его удовлетворенности. Теоретики "объектных отношений" (Fairbaim, 1952,

Guntrip, 1961, Winnicott, 1965; Balint, 1968; Greenberg and Mitchell, 1983) провозгласили

основной потребностью человека жажду установления отношений (в широком смысле) с

другими людьми. В отличие от теории поиска удовлетворения, для каждого возраста,

представленного разными этапами, они считали, что разные этапы в разных возрастах выражают

другую потребность - различные способы установления взаимоотношений с людьми (начиная

с матери). Этот способ соответствует разным стадиям развития растущего организма и

начинается с кормления. Вместо младенца, ищущего удовлетворения в оральном импульсе,

данная теория видит объяснение в паре - мать и ребенок,- находящей удовлетворение в

установлении отношений, связанных с кормлением.

В известной работе Харлоу (1958), посвященной малюткам-шимпанзе, есть полные

драматизма примеры таких объектных при-вязанностей. Отобранные у своих настоящих

матерей, маленькие обезьянки привязывались к куклам и муляжам, демонстрируя пример

объектной привязанности над голодом (кормили их из бутылочек - отдельно).

Боулби (1969), продолжая развивать проблему отлучения от матери, которую он начал

исследовать еще в 1952 году, пришел к выводу, что привязанность является важным

первоначальным устремлением и у человека в том числе. Он утверждал, что "поведение

привязанности представляет собой форму поведения, отличную от поведения, связанного с

получением пищи, и от сексуального поведения, хотя ничуть не менее значимую в жизни

человека" (Bowlby, 1975). Поведение привязанности достигает своего пика в возрастном

периоде между девятью месяцами и тремя годами. Возможно, корни этого поведения связаны с

"адаптацией к окружающей среде в ходе эволюции" для защиты беспомощного младенца от