влиянием наших воспоминаний о соответствующих ролях собственных родителей. Успех на
более поздних стадиях помогает скорректировать ранний дисбаланс. Например, удачный брак,
научив доверию к себе и к другому в интимных отношениях, может изменить воздействие
"обмана", испытанного на самой ранней стадии полной зависимости. Иными словами, прошлое
формирует настоящее, но настоящее может переформировать влияние прошлого. В этом состоит
основа развития и перемен в жизни и в психотерапии.
Многие люди в той или иной степени переживают "кризис середины жизни" (Jaques,
1965), когда постепенно энтузиазм и оптимизм затухают и до человека доходит несоответствие
целей и реальных свершений. Кто-то меняет профессиональную карьеру или спутника жизни,
пытаясь восстановить ощущение молодости и осмысленности, что иногда удается, по крайней
мере на время. Обращение к еще не выраженным аспектам собственной личности, возврат к той
части самого себя, с которой утрачена связь из-за карьеры, родительства и т.п., может привести
к обогащению личности и достижению ее завершенности, как подчеркивал Юнг (1933).
Но практически каждому из нас предстоит пережить смерть родителей, инволюцию и
угасание физических и умственных сил, момент, когда тебя оставляют дети, ты уходишь на
пенсию, означающий конец карьеры, смерть друзей и, наконец, встретить собственную смерть.
На этой финальной стадии на весах оказываются, с одной стороны, отчаяние, а с другой -
чувство завершенности, родившееся от осознания вписанности в схему, где рождение и смерть
выступают частями единого цикла обновления. А куда склонится чаша весов, зависит не только
от того, как мы живем в данный момент, но и от нашего общего подхода к жизни, от того, как
мы разрешали кризисные ситуации на всех стадиях развития.
Модели сознания
Нам нужно запастись неким подобием работающей модели сознания, :в рамках которой
мы могли бы организовывать свои представления, как мы, собираясь путешествовать по
незнакомым местам, запасаемся картой. Возможно, именно в этом вопросе из области структуры
психики или метапсихологии сильнее всего расходятся представители различных школ и
направлений психодинамики. Следует помнить, что речь идет о теориях моделирования
процесса. Поэтому естественно ожидать, что эти теории будут постоянно пересматриваться по
мере развития нашего понимания человека, как пересматриваются представления естественных
наук о структуре материи или природе гравитации по мере нашего проникновения в тайны
мироздания.
Фрейд несколько раз пересматривал свои теории, но для его представлений (как и для
многих других школ психодинамики) фундаментальной оставалась идея существования
различных психических уровней. В этом сказалось и его образование невропатолога, и заметное
влияние идей невропатолога Хьюлигза Джексона. Сначала (в 1890-х годах) Фрейд описывал
психику в терминах Сознательного и Бессознательного. Затем (в работе "Толкование
сновидений", 1900) родилась топографическая теория о царствах Сознательного,
Предсознательного и Бессознательного. Сознательному соответствует все, что мы мгновенно
осознаем в любой момент. Предсознательное включает в себя воспоминания и чувственные
впечатления, не осознаваемые мгновенно, но совсем просто поддающиеся полному осознанию.
Бессознательное включает подавленные воспоминания и чувства, которые не так легко
обнаружить, а также и более примитивные импульсы и фантазии.
В 1923 году в работе "Я и Оно" Фрейд изложил свою структурную теорию с теперь уже
общеизвестными концепциями "Сверх-Я", "Я"' и "Оно" ("Я" и "Оно" примерно соответствуют
Сознательному и Бессознательному, а "Сверх-Я" - Совести). Эта теория значительно сложнее
предыдущей. Ярлыки Сознательного, Пред-сознательного и Бессознательного в
топографической теории служат для описания различных уровней или областей нашего опыта.
Структурная теория представляет собой гибрид, пытающийся объединить биологические,
экспериментальные и межличностные измерения. Например, под "Оно" подразумевается
основной биологический аспект психики, наследственные инстинктивные и
конституциональные аспекты, в значительной степени общие для человека и прочих высших
приматов. Эти рассуждения напоминают заключительные фразы в труде Дарвина
"Происхождение человека" (1871): "Человек со всеми его благородными качествами... все же
несет в своей телесной оболочке неизгладимую печать своего низкого происхождения".
"Я" (примерно соответствующее Сознанию) занято рациональным мышлением,
внешними восприятиями и осознанньши моторными функциями (движением). Можно отметить,
что существует определенное соответствие между такими функциями "Я" и корковыми
функциями (в нейрофизиологических терминах). Эти функции "Я" состоят преимущественно из
функций состояния бодрствования и направлены на восприятие окружающего мира и
взаимодействие с ним. Во время сна они практически полностью подавлены. Другие функции,
например механизмы защиты, действуют на менее осознанном уровне, но тоже не работают во
время сна, переутомления или под воздействием наркотиков и алкоголя. "Я" находится в центре
объектных отношений: и тех, что присутствуют в нашем внутреннем мире, и тех, с которыми мы
сталкиваемся во внешнем мире. "Я" - посредник между потребностями внутреннего мира и
реалиями и возможностями внешнего мира. Осуществляя такую функцию, "Я" остерегается
"Сверх-Я", примерно соответствующего совести как в ее сознательных, так и в бессознательных
аспектах.
"Сверх-Я" строится на основе внутренних представлений и норм, привитых сначала
родителями, затем школой и другими значимыми людьми. Следует различать более
примитивный, связанный со страхом наказания уровень "Сверх-Я" ("Ты не должен сметь...") и
более позитивный уровень идеального "Я", к которому мы и пытаемся приблизиться.
Примитивный уровень и идеальное "Я" соотносятся между собой примерно так же, как образ
Господа в Ветхом и Новом Заветах. Следует помнить, что не все действия "Сверх-Я" осознанны.
Взрослея, мы вырабатываем свои убеждения по отношению к актуальным нравственным
проблемам (аборты или эвтаназии), но чаще во множестве случаев, причем самых тривиальных,
например, при стоянии в очереди, мы руководствуемся менее осознанными повелениями
совести. Общество не могло бы существовать без этого. Проблемы возникают, когда
бессознательное "Сверх-Я" подавляет чувства и побуждения. Это может перейти в форму
симптомов, как в описанном выше случае с парализованной левой рукой молодой женщины, у
которой возникло желание ударить психотерапевта.
Мы уже сказали, что структурная теория - это гибрид. "Оно" относится, скорее, к
биологической концепции, oi исывающей инстинктивные процессы внутри самого человека. "(.
верх-Я" относится к совершенно иной концепции, рассматривающей уже не психологию
отдельной личности, а семейную и социальную психологию. Такая концепция предусматривает
межличностное взаимодействие, при котором Другие из внешнего мира становятся частью
внутреннего мира, принимая форму внутренних представлений и образов. Эти внутренние
образы наполняют наши сны, но могут и выходить наружу, в реальную действительность в силу
нашей готовности к восприятию таким образом мифов, сказок, пьес. Подобные образы не
являются точным представлением реальных людей из вашего прошлого - они расцвечены
чувствами, которые вы испытывали по отношению к ним, и представляются нам преувеличенно
хорошими или дурными. Этот процесс являлся объектом пристального изучения со стороны
последователей Мелани Кляйн (Segal, 1964). Такие идеализированные или, напротив,
приниженные образы становятся героями и демонами наших снов и мифологии.
С 20-х годов началось перемещение фокуса построения теории с моделирования
физических представлений о психической энергии на моделирование межличностного
взаимодействия. Теоретики объектных отношений (Balint, Fairbaim, Guntrip, Winnicott), о
которых уже шла речь в нашей книге, являют собой пример подобного направления.
Эрик Берн в книге "Игры, в которые играют люди" (1966) представил популярный очерк
серьезной школы психодинамики в США, известной под названием Школы трансактного
анализа (см. также Берн, 1961). Он использует представления о "Состояниях "Я", отображающих
те части личности каждого из нас, которые соответствуют Взрослому, Родителю и Ребенку.
Такое графическое изображение весьма полезно для рассмотрения явления переноса в процессе
общения. Рассматривая различные уровни психики (рис. 1) с точек зрения психоаналитической
теории и теории трансактного анализа, можно увидеть грубую аналогию между примитивной
детской частью нашей личности и "Оно", более тесную связь между Взрослым и "Я", а также
наиболее точное соответствие между "Сверх-Я" и Родителем. Одно из преимуществ данной тер-
минологии состоит в том, что она понятна практически каждому. Говорить о конфликте
между "Сверх-Я" и "Оно" означает порождать научные дискуссии в кругу профессионалов, но
при этом остаться непонятьми большинством пациентов. Говорить о конфликте между
Родителем и Ребенком, живущими в каждом из нас, - значит говорить на общепонятном языке.
Мы многократно подчеркивали понятие различных психических уровней и, в частности,
дуализм, присутствующий не только во всех работах Фрейда, но и во многих других
направлениях психодинамики (табл. 2). Например, Фрейд противопоставлял Сознательное и