Смекни!
smekni.com

Браун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской (стр. 6 из 90)

(физической) или выдуманной (психологической). Однако всякая боль и страдание - явления, в

высшей степени относящиеся к психическому опыту, будь это боль соматическая или

психологическая. Более того, физическая боль зависит от настроения и состояния на данный

момент - в пылу битвы жестокие раны могут остаться незамеченными. Старинное английское

выражение "sore" объединяет оба царства - психики и сомы, поскольку мы говорим "feeling

sore" в обоих смыслах. Мы говорим о том, что травмы наносятся как телесные, так и душевные.

Недаром говорят "головная боль" о мучащей проблеме, "плешь проел" - о человеке. Все эти

выражения подчеркивают, как физическая боль отражает отношения между психической и

соматической болью.

Короткое время человек способен выносить значительное беспокойство, например, в

экстремальных обстоятельствах, или значительные психические страдания и депрессию (понеся

тяжкую утрату). Но с этим эмоциональным дискомфортом можно бороться, используя ряд

защитных механизмов. Если стресс слишком сильный, защитный механизм с ним может не

справиться. Тогда наступает состояние декомпенсации и начинается психическая или

соматическая болезнь.

Состояние тревоги, разумеется, далеко не всегда неестественно для человека. Тревога

связана с возбуждением, являющимся нормальной реакцией на угрожающую ситуацию, и

готовит человека к схватке или бегству. В древние времена это чувство имело первоначальную

ценность с точки зрения выживания. И сейчас мы испытываем тревогу в ситуациях, связанных с

конкуренцией и соревнованиями, что способствует подъему творческих сил индивидуума и

вдохновлению его на оптимальную деятельность. Если тревога избыточна или

непропорциональна, ее можно считать неадаптивной и неестественной. Беспокойство,

возникающее при необходимости выступать публично, может быть раздражающим из-за

невозможности разрядить это волнение.

Проблема тревоги и ее преодоления является центральной в большинстве описаний

природы неврозов. Фрейд по-разному формулировал природу тревоги в ранних и поздних

работах. Первоначально он считал, что тревога порождается защитными механизмами, позднее

утверждал, что защитные механизмы возбуждаются в результате возникновения тревоги.

В ранней модели (1894) существовал более физиологический подход: предполагалось,

что тревога является выражением неразряженной сексуальной энергии, или либидо.

Классическим примером такого утверждения является прерывание полового акта, порождающее

симптомы тревоги из-за недостижения разрядки. Хотя сейчас от этой модели практически

отказались, существуют ситуации, в которых она применима. Например, в опасной ситуации

человек не испытывает тревоги до тех пор, пока он полностью поглощен спасением от нависшей

опасности. Ощущение беспокойства возникает, когда все уже позади. Фрейд (1926) пересмотрел

свои представления о тревоге как неразряженном либидо и стал трактовать ее как ответ

личности на угрозу внутренних сексуальных или агрессивных побуждений. Тем не менее, хотя

от ранней модели тревоги в отношении сексуальных побуждений в основном отказались, идея

"актуальных неврозов" как результата неразряженных агрессивных побуждений остается

полезной для объяснения психосоматических расстройств (McDougall, 1974).

Боулби предложил весьма любопытные замечания по поводу связи между

беспокойством, унынием и защитой. Маленький ребенок, привязанный к матери, при разлуке с

ней выражает свое отчаяние в трех различимых фазах: протест, отчаяние и отторжение. Боулби

(Bowlby, 1973:27) пишет: "Фаза протеста является отражением проблемы тревоги по поводу

разлуки, фаза отчаяния отражает горе и уныние, а фаза отторжения - защиту". Суть замечания

состоит в том, что три типа реакции являются фазами одного процесса, и только рассматривая

их таким образом, можно понять их истинное значение. Фрейд рассматривал эти три стадии

реакции на разлуку в обратном порядке. Прежде всего он осознал значение защиты (Freud, 1894)

несколько позже - уныния (Freud, 1917) и, наконец, подошел к пересмотру своих

представлений о значении тревоги (Freud, 1926).

Первоначально Фрейд занимался проблемой тревоги и механизмов защиты от нее,

наблюдая невротические состояния: истерию, навязчивые состояния и фобии. Только позднее он

переключил свое внимание на депрессии, клиника которых представляется значительно

большей проблемой: в психиатрии более половины пациентов страдают депрессией. Самым

простым способом определить связь между тревогой и депрессией является утверждение, что в

той же мере, в какой беспокойство представляет собой реакцию на угрозу потери, депрессия

является следствием действительной потери.

Фрейд в работе "Печаль и меланхолия" (1917) видит сходство между утратой и

депрессией в проявлениях печали, отчаяния, потери интереса к внешнему миру, торможении

деятельности.

"Печаль обьмно является реакцией на утрату любимого человека или на какую-то

абстрактную потерю, значимую для личности: утрату родины, свободы, идеалов и т.п.... При

меланхолии болезненное состояние вызвано в большинстве случаев ситуациями, не связанными

со смертью, и распространяется на ощущения неуважения, пренебрежения и разочарования,

которые включают в себя противоположные чувства любви и ненависти".

Другими словами, при меланхолии или депрессии утрата не обязательно является

внешней, а, скорее, внутренней по свой природе, связанной с самооценкой личности. Депрессия,

например, может возникнуть в результате неудачной попытки достичь некоторой желанной

цели, жизненно важной для самооценки (Pedder, 1982).

Иначе эту мысль можно выразить следующим образом: болезненные противоречия

возникают между субъективным идеальным представлением о себе (я такой, каким хотел бы

быть) и реальным "Я" (я такой, какой есть на самом деле). Эти противоречия могут стать

причиной физических страданий (Joffe and Sandier, 1965), вызывающих следующие реакции.

Нормальная реакция - протест, когда драку предпочитают бегству, направляя свою агрессию

против источника боли. Человек может пытаться справиться с болью путем адаптации, а зрелая

сильная личность - стойко переносить боль и перебарывать разочарование и ущерб,

нанесенный самооценке. Существует еще несколько (правда, менее здоровых) способов реакции

на непереносимые психические страдания. При невозможности восстановить желаемое

состояние часто возникает состояние беспомощности, которое, по мнению Иоффе и Санд-лера

(1965:395), "представляет собой фундаментальную психобиологическую реакцию, относящуюся

к самым основным реакциям, таким, как тревога. Ее корни - в первичном

психофизиологическом состоянии, проявляющемся в беспомощности перед лицом любых

физических и психических страданий".

Одной из реакций на состояние беспомощности является полная капитуляция и переход в

физическую болезнь, описанные Энгелем (1967) как "комплекс поражения", часто

предшествующий физической болезни. Другая реакция состоит в превращении психической

боли в психогенные телесные страдания (Merskey and Spear, 1967). Третья представляет собой

впадение в депрессию.

С другой стороны, механизм защиты, состоящий, например, в отрицании потери, может

оказаться достаточным для того, чтобы справиться с болью, по крайней мере, на время.

Приведем пример.

У женщины средних лет была выраженная депрессия. Она знала, что ее отец погиб, когда

ей было всего десять лет. Девочке сказали, что он пропал без вести, скорее всего, погиб во время

войны. Но надежда на возвращение отца не оставляла ее все эти 30 лет, заставляя в ожидании

вздрагивать при любом стуке в дверь. Во время психотерапевтического лечения женщина с

ужасом восстановила в памяти эпизод, когда ей, десятилетней девочке, вошедший в комнату

брат рассказал о человеке в гараже, залитом кровью. В тот момент она мгновенно поняла, что

отец покончил с собой, но тут же отринула от себя эту догадку. Только через болезненный

процесс признания факта смерти отца и ужасных обстоятельств его гибели она смогла начать

борьбу за преодоление своего уныния и депрессии.

В следующих разделах будут подробнее рассмотрены механизмы защиты.

Механизмы защиты

Включение различных механизмов защиты является одним из способов подхода к тем

аспектам собственной личности, которые, будучи осознанными, могут вызвать непереносимую

тревогу и психические страдания.

Каждый из нас применяет защиту в определенных ситуациях. Вопрос в том, в какой мере

и когда. Порой чересчур увлекшиеся психиатры высказываются в том смысле, что никогда и

никакой защитой пользоваться не следует, обличая ее как некую современную форму греха.

Противоположностью подобной точке зрения является неспровоцированная атака чьей-то

защиты, что так же не оправдано, как и любая форма агрессии. Еще одной параллелью с

религией стала в представлениях невротика вера в то, что грешить в мыслях так же дурно, как и

на деле, поэтому нет выбора:

либо полностью подавляй сексуальные влечения и влечение к убийству, либо повинуйся

им и действуй в соответствии с этими побуждениями. Особенность зрелой личности

заключается в способности признавать и терпимо относиться к подобным влечениям, не

допуская их проявления вне приемлемых ситуаций.

Фрейд (1894) первым употребил термин "защита", занимаясь изучением поведения

больных истерией. Позднее именно эту форму защиты он назвал вытеснением и описал еще

некоторые другие формы. В 1936 году его дочь Анна перечисляла девять форм защитных

механизмов (регрессия, вытеснение, реактивное формирование, отчуждение, бездействие,