Смекни!
smekni.com

Браун Д., Педдер Дж. Б 87 Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики/Пер с англ. Ю. М. Яновской (стр. 70 из 90)

поведение толпы и отношение групп (например, армии или церкви) к своим вождям. Концепция

"Сверх-Я" (Freud, 1923) признавала личностное усвоение социальных норм. Фрейд не проводил

сам ни антропологических практикумов, ни сеансов групповой терапии, оставив это на долю

других исследователей. Интересные антропологические работы в этой области были сделаны

Рогеймом (Roheim).

Адлер, разошедшийся в 1911 году с Фрейдом во взглядах на роль инстинктов и

придававший большее значение социальному аспекту, стал основателем направления

социальной и профилактической психиатрии и оказал непосредственное влияние на создание

однодневных стационаров и терапевтических клубов (Bierer and Evans, 1969).

Обмен информацией, обучение и взаимная поддержка - вот основные фундаментальные

функции терапевтических групп в широком смысле слова. Неформальные, непрофессиональные

группы взаимной поддержки (например, анонимные алкоголики) распространяются все шире и

приносят важную помощь многим десяткам и сотням людей, страдающим от алкоголизма,

одиночества, понесшим утрату близких и т.п. (Shaffer and Galinsky, 1989). Очевидно, что такие

группы являются не столько инструментом глубокого исследования, сколько источником

взаимной поддержки.

Аналитическое направление в использовании групп началось с работ нескольких

европейских психоаналитиков, эмигрировавших в США. Примером этому может служить

деятельность Поля Шиль-дера в госпитале Бельвю (Нью-Йорк). Он обнаружил, что некоторые

пациенты "не поддавались лечению классическим индивидуальным психоанализом. Они

реагировали только в группе. Особенно это относится к страдающим социальными неврозами"

(Schi-elder, 1939). В группе пациенты "с изумлением обнаруживали, что мысли, которые, как им

казалось, изолируют их от окружающих, на самом деле свойственны каждому из них" (там же).

Ценность группового метода была блестяще подтверждена в Великобритании во время

второй мировой войны при отборе офицеров. Группа психиатров (Bion, Rockman, Foulkes, and

Main) разработала методики, вошедшие в науку как нортфильдский эксперимент, названный так

по имени Нортфильдского военного госпиталя в Бирмингеме. Из этих исследований позднее

развились направления социальной терапии (Main, 1946) и использование малых групп в

процессе лечения невротических и личностных расстройств (Foulkes, 1964). Позднее эти первые

исследования были прекрасно описаны их участниками (Main, 1977).

Другим важным событием в развитии работ с группами стали исследования, проведенные

в знаменитом Массачусетском технологическом институте психологом Куртом Левиным,

бежавшим из нацистской Германии. Именно он запустил в оборот термин "групповая

динамика". Его теория социального взаимодействия включает идею психологического

пространства и подчеркивает, что происходящее "здесь и теперь" куда важнее проявляющихся

последствий отдаленных событий прошлого. Им был проведен классический эксперимент

сравнения воздействия авторитарного, демократического и пускающего дело на самотек

руководства (Lewin, Lippitt, and White, 1939). Дети из авторитарно руководимых клубов были

зависимы от лидера и сосредоточены на себе в отношениях с равными. При демократическом

руководстве те же дети не только проявляли больше инициативы, дружелюбия и

ответственности, но и работали лучше, причем продолжали работать и в отсутствие

руководителя. В группах, где дело было пущено на самотек, как норма проявлялась агрессия,

что, кстати, характерно и для авторитарно руководимых групп. Особенно сильным оказалось

влияние работ Левина на развитие Т-групп (групп тренинга), организованных для помощи

людям, работающим на производстве, группы для терапевтических целей и обучения не

сводятся лишь к аналитической групповой терапии и Т-группам: сюда можно отнести и группы

встреч, и гештальт-терапию, и психодраму, а также группы трансактного анализа и

поведенческой (бихевиористской) терапии. Существует прекрасная работа Галин-ского и

Шаффера, описывающая различные модели групп и форм тренинга (Shaffer and Galinsky, 1989).

Мы же ограничимся в данной книге рассмотрением аналитической групповой психотерапии, где

развивались три основные направления анализа: анализ в группе, анализ группы и анализ через

группу.

Анализ в группе менее остальных использует динамику группы. Терапевт проводит

индивидуальную терапию в групповой обстановке, как это делал Шильдер. Метод особенно

развит в США, где особенно заметны успехи Вольфа (Wolf) и Шварца (Schwartz). Часто

участники таких групп предварительно проходили индивидуальную терапию в классическом

варианте и успевали установить контакт с терапевтом. Сеансы проходили четыре раза в неделю,

причем два из них - в отсутствие терапевта. Идея состоит в использовании явления переноса,

направляемого терапевтом.

Анализ группы связан с интересом к динамике группы. Эту форму развивали в

Великобритании специалисты Тэвистокской клиники (Bion and Ezriel). Биону (1961)

принадлежит идея базовых допущений, то есть примитивных состояний сознания, автоматически

возникающих, когда люди собираются в группу. Фантазии и эмоциональные влечения,

связанные с этими базовыми допущениями, бессознательно определяют поведение группы, что

препятствует выполнению явной задачи, поставленной перед группой, и мешают позитивным

изменениям и дальнейшему творческому развитию. В случае терапевтической группы такие

базовые допущения мешают "рабочей группе" исследовать чувства и проблемы входящих в нее

индивидуумов. Бион относил к этим базовым допущениям зависимость (ожидание принятия

всех решений терапевтом), синдром "бей - беги" (стремление ввязаться в драку или, наоборот,

спастись бегством при малейшем столкновении), разбиение на парочки (надежда на появление

решения путем парного соединения усилий). Образцами подобных базовых допущений он

считал соответственно церковь, армию и аристократию. Бион работал с группами всего

несколько лет, но его идеи помогают понять примитивные факторы, разрушающие

коллективную работу. Эти явления носят особенно деструктивный характер в ситуациях, когда

"демократический" диалог невозможен или неприемлем, что часто наблюдается в некоторых

комитетах, организациях, обществах и даже при "автократично" проводимой групповой терапии

(Brown, 1985).

Эзриель (Ezriel) ввел в обиход выражение "обычная групповая напряженность"для

описания группового конфликта, возникающего в результате разделяемого всеми, желанного, но

избегаемого отношения с терапевтом, которое возбуждает страх перед последствиями, если

станет признанным (пагубное отношение). Такой конфликт разрешается принятием

компромиссного отношения с терапевтом (положенное отношение). Например, враждебность

по отношению к терапевту, продиктованная желанием каждого быть единственным

пациентом/ребенком, остается неудовлетворенным (избегаемое отношение), приводит к страху

быть брошенным (пагубное отношение) и разрешается сокрытием этого отрицательного

отношения под маской готовности к сотрудничеству (положенное отношение). Эзриель считал,

что задача терапевта состоит в том, чтобы сначала разрядить обычную групповую

напряженность, а затем показать каждому его личный вклад в решение этой проблемы и

сформировать разрешение конфликта на основе индивидуальной психопатологии. В этом

смысле он сочетал анализ группы и анализ в группе. Такие идеи могут быть полезны для многих

форм проведения групповых занятий, но особенно они необходимы в случаях, когда терапевт

занимает исключительно бесстрастную позицию.

Анализ через группу ассоциируется с трудами С.Х. Фулкса (1898- 1976), основателя

Британского общества групповой терапии (1952). Фулкс был психоаналитиком, но, начиная

свою карьеру в Германии, работал вместе с социологами, а некоторое время и с известным

невропатологом Куртом Гольдстайном, использовавшим идеи гештальт-психологии. На Фулкса

произвел сильное впечатление тот факт, что контекст влияет не только на то, что видно, но и на

то, что происходит внутри.

Он рассматривал группу как терапевтическое средство и видел задачу терапевта в том,

чтобы подпитывать терапевтический потенциал, предоставляя возможность каждому

индивидууму в группе действовать все более активно и самостоятельно. В групповой

аналитической терапии "к индивидууму относятся в контексте группы при активном участии

группы" (Foulkes and Anthony, 1973).

Фулкс рассматривал индивидуум как узел в сети отношений, а болезнь - как неполадку

в сети, которая высвечивается через данного индивидуума. Такое осознание трансличностных

явлений предвосхитило позднейшие открытия в области семейной терапии. Далее, Фулкс

выделял множество уровней, на которых функционирует группа (часто это происходит сразу на

нескольких): 1) уровень нынешних взрослых отношений; 2) уровень отношений

индивидуального переноса; 3) уровень проецируемых и разделяемых чувств и фантазий, часто

происходящих из ранней, довербальной стадии развития; 4) уровень архетипических

универсальных образов, напоминающих юнговские архетипы бессознательного. Эти уровни

ранжированы от более осознанных объективных "повседневных" отношений ко все более

субъективным и бессознательным вымышленным отношениям; от более четко

дифференцированных и индивидуальных отношений к менее четким (Foulkes and Anthony, 1957;

Foulkes, 1964). На рис. 9 показано, как эти уровни можно привязать к представлению о частях

личности в обзорах Ребенка, Взрослого и Родителя. На уровне 1 можно говорить об отношении

Взрослый О Взрослый, на уровне 2 - Ребенок -> Родитель, на уровне 3 - Ребенок <-> Ребенок, а