Принятый на этапе становления психоанализа взгляд на сексуальность как на стремление
к получению удовольствия, присутствующее с самого рождения, оказался очень полезным для
объяснения мотивации, хотя некоторые ученые и порицали его за чрезмерную концентрацию на
индивидууме и его удовлетворенности. Теоретики "объектных отношений" (Fairbaim, 1952,
Guntrip, 1961, Winnicott, 1965; Balint, 1968; Greenberg and Mitchell, 1983) провозгласили
основной потребностью человека жажду установления отношений (в широком смысле) с
другими людьми. В отличие от теории поиска удовлетворения, для каждого возраста,
представленного разными этапами, они считали, что разные этапы в разных возрастах выражают
другую потребность - различные способы установления взаимоотношений с людьми (начиная
с матери). Этот способ соответствует разным стадиям развития растущего организма и
начинается с кормления. Вместо младенца, ищущего удовлетворения в оральном импульсе,
данная теория видит объяснение в паре - мать и ребенок,- находящей удовлетворение в
установлении отношений, связанных с кормлением.
В известной работе Харлоу (1958), посвященной малюткам-шимпанзе, есть полные
драматизма примеры таких объектных при-вязанностей. Отобранные у своих настоящих
матерей, маленькие обезьянки привязывались к куклам и муляжам, демонстрируя пример
объектной привязанности над голодом (кормили их из бутылочек - отдельно).
Боулби (1969), продолжая развивать проблему отлучения от матери, которую он начал
исследовать еще в 1952 году, пришел к выводу, что привязанность является важным
первоначальным устремлением и у человека в том числе. Он утверждал, что "поведение
привязанности представляет собой форму поведения, отличную от поведения, связанного с
получением пищи, и от сексуального поведения, хотя ничуть не менее значимую в жизни
человека" (Bowlby, 1975). Поведение привязанности достигает своего пика в возрастном
периоде между девятью месяцами и тремя годами. Возможно, корни этого поведения связаны с
"адаптацией к окружающей среде в ходе эволюции" для защиты беспомощного младенца от
хищников.
Однако подобные биологические побуждения и поведение по установлению отношений
не исчерпывают человеческой деятельностью. Человеческим детенышам свойственны
любопытство и жажда познания, о которых пишет Пиаже (1953). Следует ли рассматривать их
просто как производную от сексуального любопытства, позднее "сублимируемого" в форму
научных и творческих исследований? Или же они представляют собой самостоятельное
побуждение, ведущее к одному из самых уникальных творческих достижений человека? Сторр
(1976) доказывает, что сохранение у взрослых детской способности играть составляет основу
творческих способностей человека.
Исследовательское поведение и поведение привязанности образуют обратную
зависимость по отношению друг к другу. Ребенок на пляже, увлекшись обследованием
окрестности, все дальше удаляется от матери, а потом, испугавшись, бежит обратно. Он
возвращается к ней, чтобы успокоиться, обрести уверенность, как бы "подзарядить батарейки", а
потом снова пускается в свои исследования.
Такая база требуется нам на протяжении всей жизни, человек - животное социальное. О
другом социальном животном, пчеле, Метерлинк (1901:31) писал. "Стоит ее изолировать и, как
бы хороша ни была пища и комфортна среда, она погибнет через несколько дней от
одиночества. Скученность, общее поселение дают ей незримое лекарство, не менее необходимое
ей, чем мед". Несомненно, что и человек испытывает естественную потребность в общении с
себе подобными, когда он может найти и реализует себя. Остается спорным, относится ли
подобное поведение к первичным социальным инстинктам. В более развитых обществах
социальное поведение перерастает биологические потребности, отвечая удовлетворению
психологических потребностей. Социальные связи создают структуру, в которой индивидуум
борется за обретение собственной значимости через отношения с другими людьми. Первой
социальной связью является структура "мать-дитя", потом - семья, потом - школа, работа,
сексуальные партнеры, новая семья и более широкие общественные связи. Самоощущение
человека и осознание им собственной ценности зависит от присутствия и его взаимодействия с
другими людьми на протяжении всей жизни.
Неофрейдистами назвали школу американских психологов, заявивших о себе в 30-е годы
- Фромма, Хорни, Салливана и Эрик-сона. Представители новой школы придавали особенно
большое значение межличностному аспекту в противовес внутрипсихичес-кому. Конфликты и
срывы, наблюдающиеся в этих отношениях поддержки и самоопределения, приводят к
отчаянию и болезням. Мы приходим ко все более ясному осознанию необходимости
преодоления одиночества и поисков замены разрушающимся семейным и групповым связям,
иными словами, к поддержке и правильному направлению потребности индивидуумов и
сообществ в кооперации и тесных связях.
На каком бы определении мотивации ни пришлось остановиться, основным понятием
психодинамики остается конфликт примитивных импульсов. Фрейд несколько раз
пересматривал собственные теории инстинктов, но двойственные противоречивые идеи
присутствовали в его трудах всегда. Сначала он видел конфликт в противоречии инстинкта
самосохранения и инстинкта продолжения рода, позднее - между любовью к себе
(нарциссизмом) и любовью к другим; наконец, Фрейд поэтично сформулировал конфликт между
инстинктом жизни и инстинктом смерти, перекликаясь с Шиллером, говорившим, что пока в
мире не начнет править дух, власть будет поделена меж "голодом и любовью".
Наука и литература продолжают разбираться в сложностях человеческой мотивации.
Возможно, нынешняя стадия развития знания еще не является достаточно зрелой для более
четкой классификации мотивации, во всяком случае, эта задача лежит за пределами данной
книги. Психотерапия больше занята импульсами, насущными потребностями и фантазиями,
ведущими к отчаянию и конфликтам. За ними стоят силы, выходящие из глубин личности и
удачно названные Сандлером (1974) "бессознательными непрорекаемыми потребностями". Если
не удается поладить с такой жизненно важной частью нашей природы, то это приводит к явным
психическим заболеваниям или, по меньшей мере, к невротическим страданиям и запретам.
Фазы развития
Так было, когда жизнь лишь зародилась, Так - и сейчас, когда уже я вырос, Так будет до
конца - пошли ж скорей, Господь, конец! Ребенок - взрослому отец.
Вордсворт
Наше умение справляться с основными влечениями, определяется еще в младенчестве
реакцией матери или лица, ее заменяющего, а затем - вообще "значимого другого" (отца,
прочих родственников, учителей). Фазы развития концептуализируются по-разному, но
существует общепринятое представление об их последовательности: каждая должна начинаться
и завершаться в соответствующее время и обеспечивать таким образом успешный переход к
следующей. Задолго до первых научных попыток классификации стадий развития Шекспир
выделил семь возрастов человека.
Классическая теория психосексуального развития Фрейда (1905) является одним из
примеров подобной теории стадий. Он рассматривал сексуальность взрослого как результат
развивающихся с самого рождения стадий реализации удовлетворения инстинкта получения
удовольствия. Первой стадией Фрейд называет оральную (0-1): младенец сосет грудь матери,
соску или собственный палец. Вторая стадия - анальная (1-3): ребенок получает удовольствие
от обретения контроля над испусканием фекалий. Третья - фал-лическо-эдипова (3-5):
ребенок изучает собственные гениталии и начинает испытывать беспокойство от того, что его
собственные гениталии отличаются от гениталий представителей противоположного пола. В это
время может развиться страстная привязанность к родителю противоположного пола и родиться
соперничество по отношению к родителю своего пола.
Затем наступает латентный период сравнительного затухания сексуальных интересов и
даже излишней добродетели, когда интересы человека направлены во внешний мир, на развитие
интеллекта в процессе школьного обучения. Латентный период заканчивается в период полового
созревания, когда гормональная перестройка организма вновь разжигает сексуальные
устремления и начинается генитальная фаза. С позиций сегодняшних воззрений можно
добавить, что хотя физически человек и способен к воспроизводству по достижении половой
зрелости, проходит еще период отрочества, прежде чем человек окончательно определит свою
сексуальную идентификацию. Так что достижение сексуальной зрелости можно отнести к
двадцати годам (Laufer, 1975). Эриксон говорил о "психосоциальном моратории" зрелости,
следующим за "психосексуальным мораторием" латентного периода, длящемся до тех пор, пока
у человека не родится чувство ответственности взрослого.
Другая значительная теория стадий развития была предложена психологом Пиаже (1953).
Она сфокусирована на познавательной и интеллектуальной стороне развития. Развитие
начинается с ранней сенсомоторной стадии (0-2) до развития речи, затем следует
предоперационная стадия (2-7), затем - стадия конкретного мышления (7-11), пока в
возрасте примерно одиннадцати лет не появится способность к формальному абстрактному
мышлению.
Предложенные Эриксоном (1965) восемь стадий психосоциального развития напоминают
семь возрастов человека у Шекспира. Они представлены в сводной табл.1. Можно заметить, что
каждая стадия может быть обращена как к добру, так и ко злу (например, первая стадия