Смекни!
smekni.com

Психологические направления в социологии (стр. 3 из 3)

В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а по требность подчинения; толпа инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее лидером, властелином.

Вожаков Лебон делит на две категории:

· Люди энергичные, с сильной волей, проявляющейся лишь на короткое время. Они особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, для увеличения массы их приверженцев, несмотря на всю опасность этого.

· Вожаки, встречающиеся гораздо реже. Обладают сильной и стойкой волей. Они - инстинктивные основатели религии и творцы великих дел. Они часто не отдают себе отчет в том, что можно достигнуть посредством упорной и сильной воли.

Способами действия вожаков являются утверждения, повторение и «зараза». Обаяние является родом господства какой-либо идеи или дела над умом человека. Это господство парализует все критические способности индивида. Оно может быть приобретенным (дается именем, богатством, репутацией) и личным. Оно составляет основу всякого убеждения. Обаяние не может оспариваться.

Мнения и верования толпы, согласно Лебону, образуют два разряда:

· постоянные верования, удерживающиеся в течение многих столетий, и на которых покоится вся цивилизация (идеи христианства, феодализма, демократии).

· временные и переменчивые мнения, проистекающие из общих понятий, которые нарождаются и исчезают с каждой эпохой (теории, руководящие искусством, литературой, которые вызвали появления романтизма, мистицизма). Эти теории поверхностны.

Мнение толпы все более стремится к тому, чтобы стать высшим регулятором политики. При существующем могуществе толпы всякое мнение, обладающее достаточной степенью обаяния, чтобы овладеть ею, должно тотчас же получить такую тираническую власть, что эра свободных суждений прекратилась бы надолго.

Лебон классифицирует толпу по ее состоянию следующим образом:

· низшая форма, когда толпа состоит из индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее почитаемой воли одного вождя. Примером такой формы толпы могут послужить варвары.

· толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела общие черты и образовала расу.

Обе эти категории, под влиянием факторов, могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В ней можно установить следующие различия:

1. Толпа разнородная: анонимная (уличная толпа) и неанонимная (парламентские собрания);

2. Толпа однородная: секты ; касты; классы.

Преступные толпы всегда вызваны каким-нибудь могущественным внушением. Индивиды, принявшие участие в совершении преступления, убеждены, что они исполнили свой долг. Общими чертами преступной толпы можно назвать восприимчивость к внушениям, легковерие, непостоянство, приоритет чувств, как хороших, так и дурных.

Избирательской толпой Лебон называет те собрания, которые созываются для избрания лиц на известные должности. Она представляет собой толпу разнородную. Общими чертами такой толпы являются слабая способность к рассуждениям, отсутствие критического духа, раздражительность, легковерие и односторонность. Люди в толпе стремятся к сглаживанию умственных различий.

Раса имеет большое значение и учреждения, и правительства играют лишь незначительную роль в жизни народов. Раса и цель насущных потребностей повседневной жизни - вот таинственные властелины, которые управляют судьбами нации.

Список источников информации:

1. Гюстав Лебон “Психология толпы”, “Психология социализма”

2. Габриэль Тард “Социальная логика”

3. Internet:

· http://social.narod.ru

· http://www.sociology.ru

· http://www.glasnet.ru