Затем нужно определить основную идею, объединяющую между собою уроки обзорной темы. Это идея неразрывной связи русской литературы и освободительного движения в России.
Открывает раздел тема: «Второй период русского освободительного движения…». В работе над ней можно опереться на имеющиеся у девятиклассников знания по истории. Но эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства, определяющее великую роль в общественной борьбе.
Хорошо, если представление девятиклассников о типе передового деятеля этого времени, о демократе-разночинце будет конкретным и цельным. С идеями шестидесятников учащиеся уже отчасти знакомы по курсу истории. Теперь они могут узнать о типичном шестидесятнике, интереснейшей и необычайно привлекательной для юношества личности. Имеется в виду Н.А.Добролюбов. Этот «юноша-гений», как сказал о нем Н.А. Некрасов, был немногим старше нынешних девятиклассников, когда осознал свое призвание и твердо выбрал «путь смелой правды». Итак, посвятим специальный урок Добролюбову. Это тем более разумно, что далее учащиеся будут изучать его статьи об Островском и Тургеневе, будут знакомиться с журналом «Современник», одним из руководителей и ведущим критиком которого был на рубеже 50-60-х годов Н.А.Добролюбов.
Тематика третьего урока вытекает из первых двух: мы будем говорить о журналистике, о «Современнике», «Искре», которые были трибуной передовой литературы и освободительного движения.[19]
На четвертом уроке речь пойдет о борьбе революционной демократии с теорией «чистого искусства». Теперь, познакомившись несколько с основными силами, действовавшими в литературно-общественном движении этого времени, учащиеся могут представить себе причины и сущность разногласий по вопросу об отношении искусства к жизни.
Когда у девятиклассников уже возникают представления о роли литературы в русском освободительном движении, о значении революционно-демократических идей в развитии русской литературы, появляется возможность говорить о влиянии этих идей на литературу братских народов. Соответствующий материал есть в учебнике, с ним учащиеся познакомятся самостоятельно.
б) Темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи.
Например: «Основные черты русской литературы XX в и ее мировое значение»
После изучения ряда советских писателей, после обзорных лекций, освещающих основные этапы в истории русской литературы, необходимо подвести итог. Обширный материал, каким владеют теперь учащиеся, заканчивающие XI класс, позволяет учителю в двухчасовой заключительно лекции поставить перед ними вопрос: В чем же основные черты русской литературы и ее мировое значение?
Оглядываясь на пройденный путь, учитель напоминает ученика, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – ее стремление не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.[20]
Переходя к композиции русских романов – основного жанра, представленного в школьной программе, учитель указывает, что в основу каждого романа положен жизненный конфликт чрезвычайно широкого общественного размаха. Учащиеся сопоставляют в этом плане «Мать» М.Горького, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Поднятую целину» Шолохова, «Молодую гвардию» Фадеева, «Хождение по мукам» А.Толстого. К этому можно присоединить «Разгром» Фадеева, «Цемент» Гладкова, «Чапаев» Фурманова и другие крупные произведения русской литературы, известные учащимся по внеклассному чтению. Всюду они увидят, что в основе этих произведений лежит большой общественный конфликт, бурно развертывающаяся борьба общественных сил.
Всматриваясь в картину этой борьбы, учащиеся убеждаются в том, что обычно наряду с центральным общественным конфликтом в романах ставятся и так или иначе решаются конфликты семейного, личного порядка, но они имеют в большинстве случаев подчиненное значение.
В самой тесной связи с отмеченной особенностью русских романов, изучаемых в XI классе, находится и другая – своеобразие во взаимоотношении действующих лиц. Герои русского романа являются участниками основного общественного конфликта и принадлежат к одному из борющихся лагерей.
Необходимо предупредить учащихся от существенной ошибки, которую можно допустить при сопоставлении действующих лиц. У некоторых учеников может сложиться ложное впечатление, что в произведениях русской литературы общественная борьба показана как столкновение наиболее активных людей – положительных и отрицательных героев, а народ представляет собой пассивную массу, которая испытывает воздействие активных людей, но сама в общественной борьбе не участвует.
Внимательный анализ, например, романа «Мать» должен показать учащимся, что народ, рабочие и крестьяне – активная, действенная сила; народ у М.Горького – не нейтральная масса, безразличная к происходящему вокруг: в народе действительно идет неустанное и все нарастающее брожение.
Именно этот процесс, происходящий в глубинах народной жизни, в конечном счете имеет определяющее значение для разрешения общественного конфликта, поставленного в произведении.
Изучая этот вопрос о народе и его месте в образной системе советского романа, учащиеся убедятся в том, что народ может быть показан писателем по-разному: или как коллективный образ (народ в романе «Мать» - в сценах сходки рабочих по вопросу о «болотной копейке», первомайской демонстрации или ареста Ниловны), или как образ индивидуальный, но широко типичный (наиболее яркий пример – Кондрат Майданников в романе «Поднятая целина»).
Не меньшее значение для понимания композиционного мастерства лучших русских писателей имеет обычный для них драматический план, энергично развивающееся действие, в котором учащиеся определяют экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.
Задача эта нелегкая ввиду большой сложности содержания романов и наличия в них наряду с магистральной сюжетной линией, раскрывающей основной общественный конфликт, линий побочных, второстепенных. В качестве примера анализа романа в его динамике можно взять «Поднятую целину»[21].
в) Материал, предшествующий изучению творчества писателей определенного периода.
Например: «Русская литература 1917-1929 годов».
Примерное планирование по этой теме:
1-й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.
2-й урок. Тема гражданской войны в русской прозе 20-х годов.
3-й урок. Тема революции и гражданской войны в драматургии 20-х годов.
1-й урок. Великая Октябрьская революция и рождение литературы.
Творчество М.Горького и В.Маяковского этого периода (краткая характеристика). Сложность и противоречивость литературного развития в 20-е годы. Общая характеристика поэзии 20-х годов («Русская литература начиналась со стихов»). Произведения Д.Бедного, В.Брюсова, С.Есенина, Н.Тихона, Э.Багрицкого, М.Светлого. Произведения П.Тычины, Я.Купалы, Е.Черенца и др.
2-й урок. 1. Тема гражданской войны в советской прозе 20-х годов. От конкретных жизненных наблюдений – к первым художественным обобщениям русской прозы 20-х годов. («Падения Даира» А.Малышкина и др.). 2. «Бронепоезд 14-69» Вс.Иванова (1921). Показ могучей силы народного партизанского движения. Образы героев-партизан (Никита Вершинин, Васька Окорок и др.). Образ коммуниста Пеклеванова. Изображение белогвардейцев в повести. Тема интернационального братства народов в борьбе за новый мир. Агитационная беседа партизан с пленным американским солдатом.
Или: «Железный поток» Александра Серафимовича (1924). Показ народной массы в развитии, в революционном преобразовании – основа композиции романа. Массовые сцены в романе (сцены митингов в начале и в конце похода, сцена похорон убитых бойцов). Образ Кожуха. Своеобразие произведения (стройность композиции, сочетание героико-трагедийных эпизодов с жанрово-бытовыми, комическими, фольклорная основа романа, контрастность речевых средств и т.д.)
Или: «Чапаев» Дмитрия Фурманова (1923). Художественное воплощение русского революционного национального характера в образе Чапаева: революционный размах, творческая инициатива, острый ум, юмор, любовь к родному искусству и т.д. Органическая связь Чапаева с народом. Образы соратников Чапаева (Петька Исаев, Маруся Рябинина и др.) Изображение партийного руководства в романе. Образ комиссара Клычкова. Кровная связь народа и партии в романе. «Чапаев» на киноэкране. [22]
Особенного внимания от учащихся требует художественное мастерство русский писателей, проявленное ими в создании положительных героев.
В положительных героях с наибольшей силой проявляется советская действительность в ее поступательном движении, в развитии, в росте.
В образах положительных героев находят свое наиболее яркое выражение идейные устремления писателя.
Какие же художественные средства изображения положительного героя должны быть предметом изучения в школе?
Основной прием, находящийся в полном соответствии с содержанием и построением русских романов, это показ героя в действии, в активном вмешательстве в жизнь.
Диалог, высказывания о героях других лиц, прямая авторская характеристика, портрет — все эти обычные художественные приемы используются писателем для раскрытия образа положительного героя, но по преимуществу в целях показа его действенности; его общественной роли.