Смекни!
smekni.com

6-34 Обзорные темы как одна из форм изучения литературы в старших кла ссах (стр. 4 из 9)

Однако положительный герой не должен быть умозритель­ной схемой, воплощением одних лишь положительных и даже «идеальных» качеств. В жизни его возможны отклонения от правильно поставленных целей, ошибки и срывы.

Мастерство писателя проявляется в том, что он дает нам по­ложительных, но живых людей с присущими им индивидуаль­ными чертами, портрету, и к пейзажу, и к бытовым сценам, и к своеобразию речи каждого из действующих лиц — всюду надо уметь отбирать слова яркие, понятные, точные и незаменимые.

Очень полезно ввести учащихся в лабораторию языкового творчества писателя, показать творческую историю произведе­ния сопоставить ранние редакции с окончательной. Учащиеся в пределах времени, каким они располагают, смогут проследить работу М. Горького над языком героев романа «Мать», работу А Фадеева над романом «Молодая гвардия» и т. п.

На заключительных занятиях курса XI класса необходимо вновь вернуться к этим вопросам и показать, как за последние годы ширится и крепнет тема борьбы за мир не только в произведениях русских писателей (у Суркова, Исаковского, Твар­довского и др.), но и в литературе зарубежной.

Не следует ограничиваться одним только материалом про­граммы, указанным в «Списке книг, рекомендуемых для внеклассной чтения». Надо следить за непрерывным ростом литературы и знакомить учащихся с вновь выходящими книгами русских писателей. Ученики старших классов проявляют большой интерес к повестям и романам, появляющимся на страницах периодической печати, также к новым пьесам.

Преподаватель должен учитывать все эти живые интересы школьников и отводить отдельные часы для бесед о новинках литературы и театра как на уроках, так и во внеклассных занятиях[23].

А исследователь Рез З.Я. в своей статье отмечает, что программа по литературе для старших классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. И выделяет всего 2 типа обзорных тем: собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг») и обзорное изучение творчества писателя (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия Фета и Тютчева)[24].


4. Содержание обзорных тем

Что касается содержания обзорных тем, нужно отметить, что они по своему типу близки друг к другу, хотя и не совсем однородны.

Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это литературные мнения, литературные споры, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании.

Мы уже рассматривали виды обзорных тем. Теперь, опираясь на статью исследователя Рез З.Я., отметим характерное для каждого из видов содержание и методику изучения.

Цель такого вида обзорных тем, как «Введение» - дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы в XIX – начале XX вв. В обзорах-введениях дается характеристика трех эпох русской жизни и литературы определенного исторического времени. В 8 классе – введение в литературу первой половины XIX в, развивающуюся под знаком дворянской революционности. 9 класс начинается с характеристики общественно-политической обстановки 60-70 гг (второй период). Начало третьего освободительного движения и литературная жизнь на переломе двух веков являются предметом первого обзора в X классе.

За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать «типовой» подход к обзорным темам этого типа. Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем. Он подсказывается расшифровками, содержащимися в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга. Важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли в них двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления («живые картины») времени.[25]

Например, в обзоре-введении, открывающем курс IX класса нужно показать кризис середины 50-х годов (поражение России в Крымской войне) и ожидание перемен; сложность и остроту общественно-литературной жизни 60-70-х гг; выход на историческую арену разночинца и борьбу вокруг крестьянской реформы; общественное размежевание и революционную ситуацию в начале 60-70-х годов – без знания этих исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Но будет ошибкой ограничиться перечислением исторических фактов или, наоборот, дать чрезмерно подробный анализ их: и в обзоре предметом нашим прежде всего остается литература.

Во-первых, нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Во-вторых, рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших денное время, или прямо раскрыть историю через литературу.

Например, годы «мрачного семилетия», предшествовавшие кризису середины 50-х годов XIX в., обретут для учеников эмоциональную окрашенность и воспримутся в единстве с литературой, если привлечь строки стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин». Обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе, если прочесть и прокомментировать те картины русской природы и хозяйственных затруднений русского дворянина Николая Петровича Кирсанова, которые изображены Тургеневым в романе «Отцы и дети». С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность. Так, кратковременный расцвет сатирической журналистики, появлении пародий и «масок» - таких, например, как Михаил Бурбонов (автор – поэт Минаев), «поэт-монархист» Яков Хам (автор - Добролюбов), «враг всех так называемых вопросов» Козьма Прутков, воспринимаются острее и глубже, когда они показываются девятиклассникам не в чисто литературном ряду, а и в историческом, как форма оживления общественного сознания в предреформенный период.

Несколько иной, хотя и очень близкий к «Введению», вариант обзорных тем содержит программа X класса – обзоры русской литературы определенных десятилетий (20-х, 30-х гг, периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет). Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшних дней. Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа»[26].

Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаруживать присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины), показ народа как главной силы общества (что было присуще литературе всех послереволюционных лет), раскрытие образа положительного героя и т.д. В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой поставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека. Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В.Маяковский, Д.Бедный, Д.Фурманов, А.Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М.Шолохов, А.Твардовский, К.Симонов, А.Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные их произведения. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

Например, для обзора прозы времен Великой Отечественной войны могут быть отобраны произведения Б.Горбатова «Непокоренные» и А.Бека «Волоколамское шоссе» или «Звезда» Э.Казакевича и «Знаменосцы» О.Гончара. Для обзора поэзии тех лет – стихи К.Симонова и поэма М.Алигер «Зоя» или стихи А.Суркова и поэма П.Антокольского «Сын» (возможны и другие варианты). Однако вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих, например, прозу военного времени или поэзию, родившуюся в те годы. Вообще желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени. Так, для первых послереволюционных и 20-х годов это могут быть песни «Как родная меня мать провожала», «Молодая гвардия» (или более поздняя «Каховка») и картины «Тачанка» Грекова или «Новая планета» Юона. Для 30-х – «Песня о встречном», «Широка страна моя родная» или «Марш энтузиастов» и портреты стахановцев А для времен войны – песня «Священная война» и плакат «Что ты сделал для фронта?».

Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Так, 20-е годы мы узнаем по открытому агитационному утверждению идей революции, по обостренно социальному подходу писателей к явлениям жизни. Выдвижение в начале 20-х годов народной массы как главной силы времени вызвало интерес писателей к мироощу­щению «множества». Отсюда — «Главная улица» Д. Бедного, «150 000 000» В. Маяковского, «Железный поток» А. Серафи­мовича. Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода. При этом в какой-то степени может оказаться обедненной общая картина литератур­ной жизни периода, которая всегда сложнее и богаче, чем любое выделенное направление, и не исчерпывается им. Но бояться этого не следует, так как соотнесенные с обзором монографи­ческие темы откроют ученикам многообразие художественных поисков и решений в каждый период. Так, общая характеристика литературы, данная в обзорной теме, посвященной 1917- 1929 гг., конкретизируется и обогатится затем в созна­нии учащихся изучением творчества Маяковского, Блока, Есенина, Фадеева, каждый из которых отразил историческое время в своих произведениях.[27]