На творчестве некоторых писателей словесник, излагающий обзорную тему, задержится, сказав немного об их жизни, лучших произведениях, вкладе в русскую литературу и культуру. Это авторы, сыгравшие выдающуюся роль в идейной литературной жизни страны, но не изучаемые из-за недостатка времени монографически: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, И.А.Крылов, Т.Г.Шевченко, Д.Бедный, Д.Фурманов, Ф.Гладков, А.Макаренко, Л.Леонов и некоторые другие.
Очень кратко, но охарактеризует учитель и деятельность, и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая грамзаписи.
После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что из созданного в изучаемую эпоху сохраняет непреходящее значения и для нашего времени.
5. Методы и приемы
Отметим, что основным методом работы над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекции учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. Методика обзорных лекций – один из труднейших вопросов преподавания литературы в старших классах. Учитель должен отобрать для лекции самые необходимые сведения, иллюстрировать их литературными текстами и наглядными пособиями, продумать план и форму изложения лекций, не забывая при этом, что он все же не лектор, а учитель, обязанный во время лекции вызывать самодеятельность учащихся и заботиться о прочности сообщаемых знаний.[32]
Лекция по литературе в IX – XI классах должна быть не только методически выдержанной, идейно насыщенной, содержательной, - она должна быть настолько доходчивой, чтобы ученики усвоили ее полностью и прочно.
Следует иметь в виду, что учащиеся начиная с IX класса переходят на уроках литературы к непривычной для них форме занятий: они слушают обзорные лекции, рассчитанные на 2-3 урока подряд. Навыками же слушания и записи лекций они обычно совершенно не владеют.
Привить эти навыки – одна из существенных задач всех преподавателей и преимущественно словесников. Навыки эти необходимы учащимся не только для прочного усвоения «основ науки» в средней школе, но и для работы в вузе и для все и дальнейшей жизни.[33]
IX класс. Готовясь в IX классе к лекциям обзорного характера, преподаватель прежде всего точно распределяет материал по урокам, с тем чтобы каждый урок представлял собой нечто законченное.
Читая лекцию, необходимо расчленить ее на части. Заканчивая ту или иную часть, полезно сделать обобщение, интонационно подчеркнув его, и предложить учащимся записать вывод дословно. Переходы от одной части к другой на первых порах необходимо также отмечать небольшой паузой или примерно такой фразой (если рассказывается биография писателя): «Так прошло детство писателя. Посмотрим, где и как он учился…»
Самое изложение лекционного материла надо вести по возможности просто, не спеша, иллюстрируя общие положения конкретными фактами – как историческими, так и литературными; широко используя при этом картины, диаграммы, выписывая на доске необходимые даты, трудные названия и имена.[34]
Для правильного понимания жизни и творчества писателей необходима историческая перспектива, установление связи между временем жизни писателя и современными ему крупнейшими историческими событиями. Поэтому очень желательно в IX классе составлять синхронистические таблицы, в которых можно сопоставить ряд писателей, указав для каждого из них хронологические рамки, о которых мы уже говорили выше.
Закончив лекцию, учитель в оставшиеся 5—8 минут предлагает вопросы с целью повторения и закрепления прослушанного.
X класс. В основном приемы изложения лекции остаются прежними.
Так же, как и в IX классе, говорить надо в сравнительно медленном темпе, выдерживать четкое членение лекции на части, разными способами подчеркивать выводы и обобщения, а также переходы от одной части к другой, широко пользоваться наглядностью во всех ее формах и т. п. Но в X классе надо приучать учеников к записи лекции. Записи необходимо просматривать, чтобы указывать ученикам их достижения и ошибки. По мере того как навык в слушании и записи лекции будет вырабатываться, следует постепенно ослаблять специфические приемы помощи ученикам и предоставлять им больше самостоятельности. Так, план перед лекцией можно не сообщать: ученики сами должны улавливать его в процессе слушания. Но зато вопросы, которые ставятся в конце урока, должны даваться в той последовательности, в какой шла лекция, вопросы являются тем же планом, только выраженным в форме вопросительных предложений. Такие вопросы помогают ученикам в логическом осмысливании, в систематизации записанного материала.
В X классе надо показать ученикам, как они должны объединять в своих ответах материал учебника с материалом лекции. Учитель, планируя лекцию, придерживается в общем того порядка изложения материала, какой дан в учебнике, так как без этого пользоваться учебником было бы очень затруднительно. Предлагая задание, следует объяснить, что сначала ученики должны прочитать такие-то страницы в учебнике, а потом обратиться к записям лекции и выделить в них то, что дополняет учебник. Отвечать же на следующем уроке они будут обо всем, что узнали и из учебника, и от учителя.
XI класс. Если в предшествующие годы работа по слушанию и записи лекции велась систематически, можно рассчитывать, что ученики XI класса постепенно перейдут к той обычной форме восприятия лекций, с какой потом они должны иметь дело в вузе.[35]
Надо добиваться, чтобы учащиеся самостоятельно в процессе слушания членили лекцию на части, а при записи начинали каждую часть с новой, «красной» строки, чтобы они учились выделять существенные положения и обобщения учителя, не дожидаясь с его стороны подчеркивания и подсказки.
Особенно существенно, чтобы, кончая школу, ученики приобрели навык связных развернутых ответов, основанных одновременно и на материале учебника, и на прослушанной лекции. С этой целью целесообразно, чтобы, готовясь к ответам по заданию и читая для этого соответствующие страницы учебника и свои записи, ученики составляли письменно план ответа и с этим планом подходили к столу преподавателя.
Контролировать записи учеников и давать разъяснения и указания в XI классе так же необходимо, как и в предшествующих классах.[36]
В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме (например, в лекцию о литературе критического реализма начала XX в. ввести сообщение-рассказ ученика о «Молоке» Куприна или повести Вересаева «На повороте»). Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполнят «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленное исполнение учащегося и выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их.[37]
Так как основной материал обзорной лекции – сведения исторического и литературного характера, то необходимо выяснить вопрос о том, в каких случаях эти сведения следует сообщать учащимся до изучения произведений, в порядке вступления к новому разделу истории литературы, в каких – после того, как учащиеся ознакомятся с жизнью и творчеством писателя. Кроме того, планируя обзорную лекцию по истории литературы, учитель должен ориентироваться на смежный курс России.
В IX классе, где изучается русская истории до XVIII века, исторический курс хронологически отстает от курса литературы, почему при изучении Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена приходится сообщать учащимся дополнительный материал, опираясь на то, что помнят учащиеся из курса истории России в VII-VIII классах.
В таком же положении окажется учитель и в первой половине года в X классе, но потом, во второй половине X класса и в XI классе, преподавание литературы истории становится синхронным, и учителю понадобится давать дополнительные исторические сведения лишь тогда, когда он увидит, что по тем или иным причинам у его учеников этих сведений не хватает.
Что же касается сведений литературного характера, касающихся эстетических и историко-литературных взглядов писателей, борьбы литературных направлений и т.п., то здесь возможны разные решения.[38]
Обзорные лекции стимулируют внеклассное чтение школьников. Чем старше класс, тем в большей мере это чтение программируется систематическими занятиями литературой в школе. Мемуарные произведения, книги из серии «Жизнь замечательных людей», сборники избранных сочинений писателей, упоминаемых в обзоре, критические статьи – все это занимает юношей и девушек, разыскивается ими, прочитывается и обсуждается в дружеском кругу.
«Ознакомлению с литературной эпохой, и отдаленной близкой к нашим дням, помогают кинофильмы, радио- и телепередачи, организованный просмотр и прослушивание которых становится теперь обязательным элементов внеклассной работы со школьниками.
Более активны учащиеся, выступая исполнителями в школьном литературно-музыкальном концерте (декламация, вокальные, хореографические номера и т.д.). Эти концерты посвящаются не только отдельным писателям, а и культуре определенного периода. Уже сама разработка программы такого концерта требует многообразных знаний от школьников».[39]
По конкретным вопросам обзорной темы отдельными учащимся поручаются небольшие доклады. Это сообщения о писателях, книгах, журналах, художниках, картинах, композиторах. «Поэт-декабрист К.Ф.Рылеев», «Журнал «Современник», «Чапаев» Фурманова» - вот возможные темы таких выступлений. Главное в каждом из них демонстрация конкретного художественного материала и сжатая его характеристика.