Смекни!
smekni.com

6-34 Обзорные темы как одна из форм изучения литературы в старших кла ссах (стр. 7 из 9)

Доклад учащегося вкрапливается в лекцию учителя, которые имеет возможность его сразу же при необходимости корректировать.

«Учащиеся ассистируют учителю, читающему обзорную лекцию, выступая с выразительным чтением, художественным рассказыванием, инсценировками. Им может быть поручена наглядная часть занятия: демонстрация картины и т.д.»[40]

Бывает очень интересной внеклассная работа словесника с учащимися, предшествующая и сопутствующая изучению обзорной темы.

Это раньше всего экскурсии. Чтобы у молодых людей составилось живое представление об эпохе осматриваются памятники архитектуры, сохранившиеся от того времени. В местном краеведческом музее учащиеся знакомятся с предметами быта, с различными подлинными документами прошлого. В картинного галерее их внимание привлекают полотна, современные книгам писателей, которых предстоит изучить.

«Чрезвычайно важным для всякой обзорной лекции является вопрос о ее целостной композиции. В основе любого обзора, как бы он ни был обширен, хотя бы он был рассчитан на 8-10 часов, должна лежать определенная основная идея, придающая обзору целенаправленность и цементирующая отдельные уроки в единое целое. Для обзора литературы последней трети XVIII в. это будет мысль о победе реалистических тенденций у писателей эпохи и о слабом развитии или распаде других литературных направлений; для обзора литературного движения 50-70-х годов – мысль о революционно-демократической литературе как о новом этапе художественного развития русского общества.

Обзорную лекцию отнюдь не следует представлять себе как сплошное монологическое изложение учителя».[41]

В целях активизации внимания класса в лекцию следует вкраплять беседу в форме вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на которых ссылается лектор, как они понимают того или иного героя и т.д.

Кроме того, желательно поручать учащимся чтение иногда даже по ролям, нового текста, сообщаемого лектором, конечно, с предварительной подготовкой.

Возможны и другие приемы. Учитель должен сделать все возможное, чтобы 3-4 часовая обзорная лекция была интересна и вызвала энергичную работу мысли учащихся.[42]

Наряду с этими общими требованиями, обязательными для всякого вводного слова учителя, лекция в старших классах имеет свои особенности, связанные с историко-литературным построением курса. В то время, как в VII – VIII классах биографические сведения сообщаются в ограниченном объеме, с ориентировкой по преимуществу на изучаемое произведение, лекция в старших классах ставит целью: 1)раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя как художника и мыслителя; 2) как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами, с народной жизнью; 3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы.[43]

Например, рассмотрим лекцию о Л.Н.Толстом в старших классах, рассчитанную на то, что основное произведение, которое будет изучаться в классе – «Война и мир».

Приступая к обзору жизненного и творческого пути писателя, необходимо прежде всего уяснить себе основную цель лекции – в данном случае общий взгляд на Л.Толстого. Для лекции это будет ее основная идея, определяющая и подбор материала, и его расположение, и конечные выводы.

В основу лекций о Л.Толстом следует положить следующее высказывания: «Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы».

«Толстой с огромной силой и искренностью бичевал господствующие классы, с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество: церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку».

Вот эти особенности Л.Толстого как гениального русского писателя, как «горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика» и следует выдвинуть на первый план в школьной лекции о Толстом. Именно на этом можно будет показать учащимся, чем велик и дорог нам гениальный писатель, как он был связан с жизнью народа, в чем его революционизирующее значение.

Но было бы большой ошибкой ограничиться такого рода оценкой - необходимо подвести учащихся к пониманию сложности, противоречивости и исторической обусловленности творчества Л.Толстого. Иначе лекция преподавателя может оказать очень плохую услугу учащимся, так как совершенно не вооружит их для понимания глубоких противоречий Л.Толстого, с которым они неизбежно столкнутся при чтение любого его произведения.

Учитель-словесник обязан дать творчеству Л.Толстого историческое освещение. «Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России… Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости».

Л.Толстой решительно и резко порвал со взглядами «высшей помещичьей знати», к которой принадлежал по рождению и воспитанию, но, перейдя на сторону народа, он встал на позицию патриархального крестьянства, которого «вся прошлая жизнь научила… ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы».

Учитель не может говорить о «кричащих противоречиях» Л.Толстого, так как иначе ученики не поймут ни жизни, ни творчества великого писателя. Он должен сделать это не в порядке «разоблачения», а в целях исторической правдивости, в интересах научности, ни в какой степени не снижающей оценки Толстого как великого национального писателя, гениального художника и страстного обличителя старой дворянской и капиталистической России.

Общий взгляд на писателя определяет и подбор материала, необходимого для раскрытия его жизненного и творческого пути. Стремясь к максимальной конкретности и наглядности в рассказе о жизни Толстого, преподаватель должен подобрать наиболее яркие и выразительные отрывки из автобиографических признаний писателя, его писем, мемуаров современников – из произведений, имеющих автобиографический характер, а также подготовить снимки с портретов, картин, автографов, титульных листов первых изданий и т.п. Не следует разбрасываться и гнаться за количеством и внешней занимательностью материала: все должно быть подчинено основным задачам лекции.

Надо показать учащимся, как постепенно изменялось мировоззрение писателя, как увеличивался круг его наблюдений и все шире и глубже становились художественные обобщения, но как вместе с тем росли и противоречия в его взглядах. Основным же материалом для раскрытия этого творческого пути должны быть произведения Л.Толстого.

Программы предлагают в качестве материала для обзора, кроме «Войны и мира», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресение».

Необходимость привлечения большого материала выдвигает перед преподавателем существенный методический вопрос.[44]

Одно из основных дидактических правил, на выполнении которого настаивал еще Ф.М.Буслаев, - приучать школьников все свои выводы делать из наблюдений над конкретным материалом и не допускать «тощих и пустых абстракций».

Между тем, если преподаватель в целях подготовки к анализу «Войны и мира» даст учащимся во вступительном слове ряд общих указаний о мировоззрении Л.Толстого и его художественном стиле, причем будет основываться на произведениях, которые учениками не прочитаны и в классе разбираться не будут, - не явится ли это нарушением элементарных законов дидактики.

Для того чтобы выводы преподавателя основывались на конкретных данных, необходимо тщательно отобрать материал, рассчитать время, назначенное на вступительную лекцию. Часть нового, неизвестного ученикам материала надо прочитать или дать в форме художественного рассказывания в процессе лекции, но в основном следует опираться на произведения, учениками уже прочитанные. Это касается в особенности таких произведений, как «Детство», «Отрочество», «Казаки», «Анна Каренина», «Воскресение».

Необходимо обеспечить подготовленность учащихся в этом отношении, для чего следует своевременно правильно организовать внеклассное чтение.

Следует учесть при этом и те произведения Л.Толстого, какие известны ученикам по занятиям в восьмилетней школе.

Надо сделать все возможное, чтобы к времени изучения «Войны и мира» не только этот роман, но и весь необходимый материал по внеклассному чтению был известен ученикам. Для этого учитель, планируя занятия по литературе в начале учебного года, должен выяснить, что учениками уже прочитано, что и какие сроки следует прочитать. Желательно, чтобы список произведений, входящих в программу, был сообщен учащимся весной, перед началом учебных каникул. Если учитель сумеет заинтересовать класс, обеспечить книгами и установить контроль за работой, вступительное слово о жизни и творчества Л.Толстого будет иметь достаточно прочную основу.

Также особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох. Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие.[45]