Смекни!
smekni.com

В. Предварительные вопросы    242 (стр. 1 из 119)

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ В ДВУХ ТОМАХ

ТОМ 1

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

институт философии

ИЗДАТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ « МЫСЛЬ »

Москва- 1976

СОДЕРЖАНИЕ

C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava01

А. В. Гулыга. Философия религии Гегеля. 5

РАННИЕ РАБОТЫ

C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava02

Жизнь Иисуса.... 35

C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava03

Дух христианства и его судьба... 101C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava04

Фрагмент системы 1800 г... 195C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava05

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ

Введение в философию религии... 205C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava06

А. Отношение философии религии к ее предпосылкам и принципам эпохи. 209C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava07

I. Раздвоение религии и свободного мирского сознания — C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava08

II. Отношение философии религии к философии и религии.... 2191. Отношение философии к религии вообще. —

2. Отношение философии религии к философской системе. 2233. Отношение философии религии к позитивной религии.... 225C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava09

III. Отношение философии религии к принципам эпохи

в религиозном сознании... 232

1. Философия и безразличие современности к определенным догматам... 234

2. Рассмотрение догматов с исторической точки зрения 236

3. Философия и непосредственное знание.. 237C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava10

В. Предварительные вопросы... 242C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava11

С. Деление.. 251C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava12

I. Общее понятие религии... 252

1. Момент всеобщности. 253

2. Момент особенности, или сфера различонности. 254

3. Снятие различенности, или культ. 256C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava13

II. Суждение, или определенная религия... 262C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava14

III. Религия откровения. 270

Часть первая. Понятие религии... 272C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava15

А. О боге.. 273C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava16

В. Религиозное отношение. 281C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava17

I. Необходимость религиозной точки зрения 285C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava18

II. Формы религиозного сознания... 293

1. Форма чувства... 295

2. Созерцание..... 311

3. Представление... 314C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava19

III. Необходимость религиозного отношения в форме

мышления и его опосредствованно. 3251

. Диалектика представления. 326

2. Опосредствование религиозного сознания в нем

самом.... 329

а. Непосредственное знание и опосредствованно.. — Ь. Опосредствованное знание как наблюдение и рефлексия. 339

а) конечность в чувственном существовании.. 346

в) конечность с точки зрения рефлексии. 347

аа,) внеположность конечности и всеобщности.. 348

вв) противоположность конечного и бесконечного 349

уу) абсолютное утверждение конечного в рефлексии 351

у) разумное рассмотрение конечности.. 356

с. Переход к спекулятивному понятию религии.. 362

3. Спекулятивное понятие религии.. 366C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava20

С. Культ.. 371C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava21

I. Вера.. 372C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava22

II. Определенность и особенные формы культа. 386C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava23

III. Отношение религии к государству. 400

Переход к следующей части.. 409

Часть вторая. Определенная религия. 410

Деление... —

C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava24

Раздел первый. Естественная религия. 417C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava25

I. Непосредственная религия.. —

а. Колдовство. 433

b. Объективные определения религии колдовства 439

с. Культ в религии колдовства... 453C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\GegFR1\text.htm - glava26

II. Раздвоение сознания в себе. 454

Метафизическое понятие. 456

1. Китайская религия, пли религия меры.. 468

а. Ее всеобщая определенность... —

b. Историческое существование этой религии.. 469

с. Культ.... ... 4772. Религия фантазии..... 479

а. Ее понятие. —

b. Представление об объективном содержании этой ступени.. 486

с. Культ... 5013. Религия в-самом-себе-бытия.. 516

а. Ее понятие... —

b. Историческое существование этой религии.. •517

с. Культ.. 525

4

C:\www\doc2html\work\bestreferat-407315-14068205552953\input\00.htm - glava01

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ГЕГЕЛЯ

Советский читатель впервые получает возможность ознакомиться с главными работами Гегеля по философии религии, своевременность опубликования которых диктуется по меньшей мере тремя обстоятельствами.

Прежде всего запросами современной идейной борьбы. Религия, хотя и претерпевает серьезный кризис, все же продолжает играть ведущую роль в духовной жизни буржуазного общества. Да и в социалистических странах, где она давно утратила господствующее положение, сотни тысяч людей искренне верят в бога. Запретить религию нельзя, полемический же диалог возможен только при знании аргументов противника и умении их опровергнуть. Особый интерес в этой связи представляет богословская концепция, взрывающая религию изнутри. Именно такова философия религии Гегеля.

Далее, гегелевское учение о религии — необходимое и весьма важное звено в истории европейского свободомыслия. Звучит это парадоксально, но факт остается фактом: именно отсюда вырос атеизм Фейербаха. Историко-атеистический интерес к философии религии Гегеля неоспорим.

Наконец, историко-философский аспект проблемы. Мировоззрение Гегеля формировалось в лоне теологических исканий, далеких от ортодоксии, порою антиклерикальных, но порожденных раздумьями о сущности бога и человека. Диалектика родилась из попыток решить широкий круг проблем, в том числе и религиозно-этических. А в дальнейшим философия религии оказалась наиболее слабым звеном системы. Споры вокруг нее привели к

5

крушению гегельянства. Для того чтобы понять, как возникла и как распалась диалектика Гегеля, надо обратиться к его учению о религии. Знакомство с ним обогатит нашу философскую культуру.

1. У истоков гегелевской диалектики

Гегель получил богословское образование. Он окончил теологическое отделение Тюбингенского университета, защитил магистерскую диссертацию по церковной истории Вюртемберга, однако от духовной карьеры отказался. Радикальные политические убеждения, сложившиеся под влиянием французской революции, антипатия к церкви, возникшая как следствие монастырско-казарменных порядков, царивших в университете, удержали Гегеля от того, чтобы стать священником. Но проблемы религии в течение еще долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире, через их призму он смотрит на многие другие проблемы мировоззрения.

Покинув Тюбинген, Гегель отправляется в Берн, чтобы занять там место домашнего учителя в богатой семье. В Берне он продолжает работу над начатым еще в университете первым своим самостоятельным произведением. Оно осталось незавершенным и было опубликовано много лет спустя после смерти философа под названием «Народная религия и христианство». Народная религия, по Гегелю,— это языческие верования античного общества, демократические порядки которого для молодого Гегеля были образцом государственности. Народная религия — порождение и основа свободы, в условиях которой человек чувствует себя органической частью государственного целого. О христианстве этого сказать нельзя. Его догматы обращены не к роду, а к индивиду, это религия народов, утративших свободу, она покоится не на гармонии индивида и коллектива, а на подчинении индивида авторитету и традиции. Христианство «позитивно». В Берне же Гегель пишет работу, специально посвященную «позитивности» христианства. «Позитивная религия,— читаем мы здесь, — противоестественна или сверхъестественна, содержит понятия, сведения, для рассудка и для разума недосягаемые и чрезмерные, требует таких чувств и действий, которые никогда не бы ли бы произведены чело веком естественным, но которые, если взять чувства, на-

6

сильственно вызываются особыми средствами, а если взять действия, то совершаются только по указке и из послушания, без личной заинтересованности» '. Весьма нелестная характеристика для религии, в лоне которой вырос мыслитель!

В. Дильтей, впервые обративший внимание на ранние работы Гегеля, старался не замечать подобных пассажей. Согласно его концепции, молодой Гегель находится целиком во власти христианских представлений, эволюционируя от кантианского рационализма к мистическому пантеизму. Безусловной заслугой Георга Лукача является более внимательное прочтение и глубокое истолкование ряда литературных опытов будущего великого диалектика. За теологической оболочкой Лукач увидел социально-критическое содержание, стремление осмыслить проблемы буржуазного общества и современной политической борьбы2. В понятии «позитивность» он справедливо распознал зародыш будущего «отчуждения». О ранних работах Гегеля Лукач писал, что «они в своей основной тенденции направлены против христианской религии» 3. Эта характеристика верна в отношении двух вещей: «Народная религия и христианство» п «Позитивность христианской религии». Дильтей выглядит здесь полностью посрамленным.

Но из поля своего рассмотрения Лукач исключил работу Гегеля «Жизнь Иисуса» (не знать ее он не мог); в его фундаментальном исследовании «Молодой Гегель» нет даже упоминания о ней. Отсюда неполнота картины, определенное упрощение дела. Согласно Лукачу, в бернский период Гегель мыслит только социальными категориями. «Субъект общественно-исторического процесса был в то время для Гегеля всегда коллективным. Отделение индивида от непосредственной социальности его жизни в античных городских республиках, возникновение «приватного человека» представлялись тогда Гегелю самыми