Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 11 из 27)

Действия указывают на вашу истинную позицию, что бы вы по этому поводу ни говорили, даже если вы настаиваете на своей полной интеллектуальной нейтральности. Большинство людей пользуются агностицизмом как уверткой. Очень редко можно встретить серьезного агностика. Агностик, который ест на пляже без особых мыслей свой бутерброд с сыром и колбасой (что строго запрещено постановлением раввинов) в Йом-Кипур (День Искупления и Суда, когда весь еврейский народ соблюдает полный пост), просто защищается агностицизмом от критики. «Вы у меня просите каких-то обоснований. Но я, ведь, не делаю никаких заявлений, поэтому я могу кушать свой бутерброд с сыром и колбасой». Но все не так просто.

Если вы действительно не знаете, прав иудаизм или нет, это должно проявляться в какой-то форме позитивного поведения. Например, пока вы занимаетесь исследованиями и обдумываниями, вы, можете, на всякий случай, не есть бутербродов с сыром и колбасой. Очень редко можно встретить настоящего агностика, который действительно занимается исследованиями и предпринимает меры предосторожности, для которого агностицизм не поза, а результат реального интеллектуально сомнения. Человек заявляет: «Поскольку я агностик, я не должен ничего делать». Но вы видите, что его ход мысли не соответствует действительности, когда речь идет о вещах для него важных. Если вы агностик по отношению к отравленной воде, вы не станете ее пить! И по тем же причинам, если бы человек был настоящим агностиком, он логически пришел бы к тому, что должен жить религиозной жизнью. Он жил бы так, как будто это правда, чтобы не допустить огромного ущерба, если еврейская традиция истинна.

Резюме: Агностик может быть интеллектуально не уверен и поэтому не нуждается в оправдании своего неверия. Но он должен выбирать, как жить, и обязан найти основания для своего выбора, оправдать его. Подлинный агностик, который сомневается в истинности религии, занялся бы ее изучением и, допуская, что она может оказаться истиной, стал бы жить религиозной жизнью.

И последнее. Есть люди, которых сбивает с толку кажущееся

противоречие. Они говорят: «Смотри, если это вопросы не слишком большой важности, например, куда вложить деньги, какую профессию изучать, или даже на ком жениться, все это ограниченные решения. Это обратимо. Я могу вложить десять тысяч в эти акции, и если потеряю деньги, это еще не конец жизни. Надеюсь, в дальнейшем заработаю и больше. Если я овладею какой-то профессией, а потом выяснится, что в месте, где я живу, на нее нет спроса, я могу изучить что-то другое или переехать в другое место, где на таких специалистов есть спрос. Если я женюсь, а потом выяснится, что это ошибка, я могу развестись и жениться снова. Если это решение ограниченной важности, может быть, я могу принять его на основании большей вероятности по сравнению с другими вариантами. Но вы просите меня принять решение, которое касается всей моей жизни. Я же должен буду менять всю жизнь: все, что я делаю, все свои ценности, все поведение, и так далее. Ясно, для такого решения мне не достаточно просто большей вероятности. Для него мне нужно серьезное доказательство или, по крайней мере, что-то с очень высокой степенью вероятности. Разве мне не нужны более высокие стандарты, когда речь идет обо всей моей жизни?»

Я думаю, такое рассуждение ошибочно, по трем причинам. Первое: даже решение вести религиозную жизнь обратимо. Есть люди, которые пробуют, а потом решают, что это не для них. Поэтому, в этом аспекте, неверно говорить об отличии этого решения от других. Во-вторых, религиозная жизнь не заставляет вас отказаться от всего, все менять. У религиозных людей тоже есть семьи, профессии, работа и отпуск, компьютеры, и так далее. Действительно, что-то меняется, приоритеты становятся другими. Но тогда нужно сказать, что всякое решение в жизни приносит изменения. Различие здесь только количественное: религия вносит в жизнь относительно больше изменений. Но это различие не настолько существенно, чтобы оправдывать совершенно иные критерии для такого решения.

И третья причина: даже когда ставки так высоки, если идет выбор между двумя альтернативами, все-таки решение следует принимать на основании большей вероятности. Размер ставок не меняет способа принятия решения. Вы увидите это на следующем примере. Предположим, вы пошли к врачу, и он после осмотра говорит, что у вас симптомы, которые свидетельствуют об одной из двух болезней. Определенно, одна из них у вас есть, но непонятно какая. В любом случае, вас необходимо оперировать. И если вы не идете на операцию, то умрете в течение двух месяцев. Если у вас болезнь А, нужна операция А, если болезнь Б – нужна операция Б.

Если вам сделают не ту операцию (скажем А, если вы больны болезнью Б), вы тоже умрете в течение двух месяцев. Это настоящая дилемма: делать ли вообще операцию, а если делать, какую?

Теперь, допустим, симптомы дают вероятность 52% в пользу того, что у вас болезнь А, по сравнению с 48% болезни Б. Вся разница – четыре процента. Это не доказательство того, что делать операцию лучше, чем не делать, и что вы больны болезнью А. Скажете ли вы: «Поскольку я не знаю, поможет ли мне операция, я не буду ее делать»? Сомневаюсь! Все свидетельства говорят о том, что, если вы не оперируетесь, вы умрете через два месяца!

Станете ли вы говорить: «Да, но, ведь, я не знаю, какую операцию мне делать, я не знаю, что лучше». Если статистика дает вам на краю гибели эти четыре процента, то при ваших обстоятельствах вы должны за это ухватиться. Тот факт, что речь идет о выживании, о целой жизни, а не просто об относительных неудобствах, не меняет критерия выбора. Критерий таков: В каком случае вероятность моего выживания выше? Разница в вероятностях только четыре процента, но это не имеет значения: мне нужны эти четыре процента!

Иногда я объясняю это так. Допустим, вы сорвались со скалы и ухватились за ветку дерева, ожидая, когда вас спасут. Но не ясно, сколько выдержит эта ветка. Она уже трещит, а рядом есть другая, за которую тоже можно уцепиться и при этом не упасть, но не ясно, крепче ли она предыдущей. Допустим, вы разбираетесь в деревьях, и вам ясно, что вторая ветка на три процента крепче первой. Станете ли вы говорить: «Но речь же идет о жизни. Если так, мне нужно серьезное доказательство. Без доказательства я никуда не двинусь». Конечно, нет. Если у вас есть эти три процента вероятности, ВЫ ДВИНЕТЕСЬ! Если речь идет о жизни, вы ухватитесь за эту возможность. Так что, независимо от высоты ставок, а здесь они самые высокие – на ставке сама жизнь – критерии выбора всегда те же: большая вероятность этой возможности.

Конечно, альтернативы и их последствия следует тщательно определить, чтобы эти аналогии работали. Я описываю обе альтернативы – жить религиозной и нерелигиозной жизнью – как влекущие за собой бесчисленные последствия. Это верно, когда мы говорим о бесконечных ценностях. Тогда решение, как жить, является решением, как воплотить эти реальные ценности. В этом случае аналогия работает следующим образом: правильная операция/ветка спасает жизнь, а неправильная операция/ветка губит жизнь. Жизнь по истине несет бесконечное благо, а жизнь по противоположным принципам – наоборот, бесконечное зло и несчастье. И тогда правильно выбрать лучшее, даже если его вероятность не намного превышает его альтернативу.

Иногда возражают, что эта аналогия не работает, потому что я не рассмотрел относительную ценность двух вариантов. Ну, допустим, ветки ничего не стоят, а стоимость операций мы не знаем. Но что меняется, если стоимость веток или операций сто, десять тысяч или сто тысяч долларов, разве тогда не стоит предпочесть операцию А? Разве не стоит воспользоваться маленьким шансом, чтобы спасти жизнь? И в случае с Торой, если даже она сама не является для человека достаточным свидетельством своей истинности, тогда ценность религиозного образа жизни должна стать главным фактором и основанием для нашего выбора и решения.

На это могут быть два возражения. Во-первых, решение пожертвовать несколькими процентами преимущества может отражать ограниченную ценность жизни для этого человека! Люди рискуют жизнью по самым разным тривиальным причинам! Во-вторых, не ясно, имеет ли религиозный образ жизни большую ценность. Если мы возьмем статистику насилия, наркомании, алкоголизма, разводов, самоубийств, неграмотности, и так далее, может показаться, что религиозный образ жизни является сделкой ради этих материальных выгод!

Резюме: Тот факт, что выбор религии влияет на всю жизнь – ценности, поведение, приоритеты и так далее – не меняет критерия выбора. Причина в том, что последствия правильного и неправильного решения равновелики. Таким образом, более высокая вероятность по сравнению с альтернативой относится к выбору религии так же, как и ко всем другим выборам в нашей жизни.

______________________________________________________

Поэтому мы будем искать относительно более высокой вероятности по сравнению с альтернативами. Специфическая стратегия, которую мы собираемся применить для проверки Торы, имеет два аспекта, которые я вам хочу объяснить. Во-первых, можно прямо проверить некоторые моменты описательной части Торы, например, исторические события. Некоторые из них являются предсказаниями об уже прошедших временах, поэтому мы сегодня можем это выяснить. А некоторые разделы этой описательной части мы не можем прямо выяснить: что происходит с душой после смерти, что будет, когда придет Машиах, то есть вопросы о будущем, которое еще не наступило. Итак, то, что можно сейчас проверить, мы проверим. А что делать с тем, что нельзя прямо проверить?