В этих случаях поступают так. У нас есть один источник информации. Если вы его проверяете и убеждаетесь, что во всех случаях, которые вы могли проверить, все правильно, у вас возникает доверие ко всему источнику, которое распространяется и на то, что вы не проверяли. Вы не можете сказать: «Все, что я проверил – верно, но остальное я не проверял, поэтому у меня нет оснований это принимать». Напротив, честно и последовательно принимать и другую часть единого целого на основании той части, которая оказалась истиной.
Это верно во всех сферах жизни. Например, в науке, какая-то теория имеет неопределенные последствия. Вы никогда не пытаетесь все точно определить! Вы не говорите: «Эйнштейн предсказал, что солнечный луч, проходя мимо значительной массы, немного отклонится. Мы провели четырнадцать экспериментов, и каждый раз это оказывалось верно. Но что происходит, когда мы не проверяем движение этого луча? В этих случаях я не имею оснований считать, что происходит то же самое, потому что я это не проверял». Мы говорим, что проверенная часть свидетельствует о целом. И так же с энциклопедией, газетой или любым другим источником информации. Если они сообщают то, что вы можете проверить, и это верно, это дает им определенный кредит. И вы распространяете его на все остальное.
Предположим, кто-то говорит: «Я ничему не верю, пока сам это не испытаю. Я не доверяю ничьему мнению и исследованиям других людей. Я верю лишь тому, что вижу своими глазами». Тогда он не будет верить почти ничему в мире. Я обычно спрашиваю такого человека, знает ли он, кто его родители. Откуда ты знаешь? Ты делал генетический тест? Наверное, нет. Это достаточно дорого и редко. Наверное, ты поверил им, потому что так они тебе говорили. Но они же могли и солгать. Ты, ведь, не сделал отпечатка пальца своей матери, когда выходил из нее! Откуда же ты знаешь, что это твоя мать? Потому что она говорила тебе много разных вещей, и обычно они были правдой. Все-таки можно представить, что ты приемный ребенок, но это очень мало вероятно, и этого тебе вполне достаточно.
А что вообще с прошлым? Ты не можешь вернуться и увидеть революцию. Ты веришь, что она была, потому что люди об этом писали в книгах. Есть карты. Есть письма. Другие вещественные свидетельства. То есть ты доверяешь чужим наблюдениям и сообщениям. Знаешь ли ты, что есть такое место Китай? Откуда ты знаешь? Ты ведь никогда не был в Китае (большинство из тех, с кем я говорю, там не было). А что ты знаешь о Меркурии? И откуда ты это знаешь? Прочитал в книге, то есть веришь ее автору, исследователю.
Мы не всегда принимаем то, что говорят другие. Мы не делаем это слепо. Мы знаем, что есть люди, которые обманывают. Мы также знаем, что есть люди, компетентные в разных сферах, и мы можем доверять их мнению в одних вопросах и не принимать его в других ситуациях. Мы выбираем, чему верить. Но, проверив некоторые детали, мы должны затем распространять общее доверие на весь источник. Если вы этого не делаете, вы почти ничего не будете знать.
Так мы принимаем решения во всех сферах жизни. Решая, что съесть, какую выбрать профессию, где жить, я поступаю таким образом. Если человек, который решает все подобным образом, вдруг, когда дело касается религии, заявляет: «Ну, нет, для религии у меня есть другие стандарты. Здесь мне нужно что-то значительно более точное. Мне нужно независимое доказательство по каждому поводу», – тогда это игра не по правилам. Именно для этого случая он решает изменить всем своим правилам, общепринятому стандарту и своему обычному подходу. Для этого есть особая причина: он хочет уклониться от решения. И я спрашиваю такого человека, пользуется ли он таким стандартом по отношению ко всем сферам жизни или только к религии?
Резюме: Описательную часть Торы можно разделить на два раздела: один можно выяснить прямо сейчас, а другой – нет. Если исследование первого раздела достаточно убедительно свидетельствует об истинности Торы, тогда доверие следует распространить и на вторую часть, потому что она из того же источника информации.
Второй аспект нашей стратегии по выяснению истинности Торы таков. Предположим, в какой-то сфере жизни вы считаете, что можете объяснить наблюдаемые феномены. Например, движение бильярдных шаров по бильярдному столу, некоторые типы химических реакций, траектории частиц в задымленной камере, движение ракет, и так далее. Вы считаете, что у вас есть полный перечень всех возможных причин, которые побуждают эти тела двигаться именно так. А потом вы обнаруживаете некоторый объект из той же области, который ведет себя по-другому, и для него ни одна из перечисленных вами причин не подходит. Я не просто имею в виду, что вы еще не придумали, как объяснить это явление. Я говорю, что у вас есть доказательство, что все прежние объяснения не подходят к этому случаю. Что вы тогда станете делать?
Приведу пример. В начале двадцатых годов проводились исследования строения атома. Тогда считали, что ядро целиком состоит из протонов. Но все протоны заряжены положительно. Как же они компактно располагаются рядом в ядре, нарушая законы электростатики, согласно которым одинаково заряженные тела отталкиваются?
В то время в расчет принимали только два влияния: электромагнитное и гравитационное поле. Электромагнитные силы для объяснения этого феномена не подходили. Но могло ли их соединять гравитационное поле? Тоже нет, потому что гравитационные силы слабее, чем электромагнитные. Это легко показать. Вы берете магнит и приближаете к иголке, и вдруг, когда расстояние уменьшается, она подпрыгивает и прилипает к магниту. Вниз ее тянула вся земля, но маленький магнит легко преодолел силу притяжения. То есть электромагнитное поле значительно сильнее сил притяжения.
Почему же протоны компактно располагаются в ядре? Ответ может быть только один: должна быть какая-то другая сила, которая их удерживает вместе. Ядерная сила. Нам приходится расширить наш перечень сил, потому что те, которые мы знаем, не годятся для объяснения этого феномена. И так же мы поступаем в жизни. Не обязательно касаться такого сложного предмета как ядерная физика. Например, кого-то убили. Я проверяю привратника, официанта, шофера. У всех алиби. Что делать? Значит, должен быть кто-то еще. Эти люди не могли его убить. Приходится начать искать других.
У нас тоже такая структура. Мы собираемся исследовать еврейскую историю, найти качества, которые отличают ее от историй других народов. Я имею в виду очень большие, принципиальные отличия. Потому что ясно, в деталях различаются истории всех народов: иначе это были бы не их истории, а истории других народов. Я имею в виду, что в еврейской истории есть качества, отличающиеся от качеств, которые являются общими для историй всех других народов. Существуют такие характерные черты, которые являются общими для всех народов, но еврейская история отличается от них в этих отношениях. Если я теперь действительно найду в еврейской истории такое принципиальное отличие, я должен буду спросить себя, что его вызвало, как я могу это объяснить[DJ7] ?
Давайте дадим более увлекательный пример. На землю прилетел марсианин. Он начал знакомиться с флорой и фауной и среди прочего встретился с человечеством. Потом стал изучать историю цивилизаций и обобщать всякие частности. Может быть, его выводы очень основательные, глубокие, теоретические. Но это лишь перечень реакций народов на голод, войну, мир, успех, неудачи, культурные достижения и стагнацию. Как возникают и распадаются империи, и так далее. Марсианин исследует китайцев, римлян, нигерийцев, эскимосов, инков и прочих. Представим, что он так исследовал всех, кроме евреев, и составил общие правила реагирования народов в различных ситуациях.
Теперь он дошел до еврейской истории. По большему счету тут есть только два варианта. Или он скажет: «Ну, это тоже самое. То, что произошло с евреями в пятнадцатом веке, аналогично тому, что было с инками в десятом столетии. А то, что случилось с евреями в девятнадцатом веке, с китайцами произошло в четвертом веке. Вы может обнаружить параллели. В основном, это то же самое». И тогда еврейскую историю следует объяснять воздействием тех же сил, и одни и те же причины определяют развитие всех наций. Это одна возможность.
А вот вторая. Марсианин говорит: «Это совершенно уникально. Это противоречит всем моим ожиданиям. Это не подходит под образцы других наций и цивилизаций. Это что-то совершенно новое». И я собираюсь доказать, что это действительно новое, что согласно честной марсианской перспективе еврейская история не похожа ни на какие другие, в том самом, в чем те сходны между собой.
К какому выводу тогда может придти марсианин? Он должен заключить: есть нечто уникальное, что создает эту уникальную историю. Те причины, которые ведут к подъему, развитию и падению других цивилизаций, как это происходит обычно, не определяют развитие еврейской цивилизации, поскольку она уникальна в этих отношениях. Поэтому он должен будет добавить к списку своих агентов влияния на историческое развитие еще одного агента Х. А затем, рассматривая уникальные аспекты еврейской истории, он сможет по этим проявлениям определить и некоторые уникальные характеристики самого агента Х.
Резюме: Если у нас есть метод объяснения событий, и мы обнаруживаем событие, необъяснимое этим методом, мы должны расширить границы этого метода так, чтобы он объяснял и это событие. Методы, объясняющие историю других наций и культур,
не объясняют еврейскую историю. Поэтому необходимо что-то добавить, чтобы ее объяснить.
Позвольте мне проиллюстрировать ход моего рассуждения. Я пока не представляю аргумент, не защищаю аргумент, я просто иллюстрирую методологию. Детали я буду разбирать позже и с большой подробностью. Давайте рассмотрим выживание еврейского народа в течение двух тысяч лет. Я докажу, что оно уникально. Ни одна из наций за это время не испытала такого исторического и культурного давления, сохранив при этом свою жизнеспособность. Даже чего-то отдаленно похожего на то, что испытал еврейский народ, они не пережили. И поскольку это уникально, должен быть какой-то агент Х, который необходимо добавить к каталогу агентов, влияющих на историю.