А на что должен быть похож этот Х? Что он сделал? Во-первых, он поддерживал существование нации, которая должна была в таких условиях исчезнуть. Если так, каким он должен быть? Обладающим большой силой. Это необходимо, чтобы в течение тысяч лет поддерживать народ из миллионов людей.
Во-вторых, эта сила должна еще обладать значительным интеллектом. Ведь она поддерживает целую цивилизацию! Сложный комплекс разных типов поведения, верований, ценностей, литературу, мировоззрение, и так далее.
Третье: эта сила должна быть особенно заинтересована в существовании этой цивилизации. Потому что только ее выживание она обеспечила.
Итак, судя по этому уникальному эффекту – выживанию цивилизации в условиях, когда другие исчезают – вы можете прийти к выводу, что есть могучая сила, которая обладает незаурядным интеллектом и особой заинтересованностью в еврейском народе, еврейском образе жизни. Иначе это не объясняло бы существование этой цивилизации. Это и есть определения Б-га. Таким образом, на основе уникальности еврейской истории можно придти к выяснению качеств той силы, которая обусловила выживание еврейского народа, то есть определить минимум качеств этой силы, которые свидетельствуют, что Б-г есть.
Резюме: Если никакими обычными методами нельзя объяснить еврейскую историю, мы должны найти другую действующую силу, которая вызвала это уникальное явление. Этот агент влияния должен обладать определенными характеристиками, чтобы объяснить феномен еврейской истории: силой, интеллектом и особой заботой о выживании евреев как народа. Это определения Б-га.
_______________________________________________________
4
ИСТИННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ
У нас есть два вывода из двух предыдущих глав. 1 – Чтобы поступать ответственно, мы должны искать истину и пользоваться наибольшей вероятностью истины как основой для выбора поведения. Поведение, которое основано на прагматических соображениях и не учитывает истину, безответственно. Так же безответственно бездействие в ожидании абсолютного доказательства. 2 – Невозможно точно определить меру и вес свидетельства, необходимого, чтобы начать действовать. Поэтому нам нужно лишь показать, что у нас есть свидетельство, достаточное для любого обычного стандарта, согласно которому принимают ответственные решения. Главное – постоянство: если вы обычно следуете неким стандартам и ответственно действуете на этой основе, вы можете жить в соответствии с Торой.
А теперь приступим к изучению свидетельств. Начну с двух предварительных замечаний. Первое: когда я представляю свидетельства, они должны быть настолько значительны, чтобы на этом основании допустить истинность Торы. И тогда предположение, что Тора неистинна, хотя мыслимо и корректно, но нерелевантно. Цель не в том, чтобы устранить все мыслимые альтернативы, а в том, чтобы представить иудаизм, как наиболее вероятную альтернативу.
Во-вторых, мы сейчас собираем свидетельства. Для чего? Потому что одно свидетельство ничего не доказывает. Это как расследование в суде. Если вы хотите осудить убийцу, и на месте преступления обнаружены отпечатки его пальцев, этого недостаточно; и орудия убийства, найденного в доме обвиняемого, недостаточно; и определить у него мотив преступления – недостаточно; и увидеть его на месте преступления в момент преступления – тоже недостаточно. Но если вы все это сопоставите, тогда будет достаточно. Поэтому повторим снова – неуместно говорить: «Этой части свидетельства недостаточно, чтобы поверить в истинность Торы». Конечно, недостаточно. Ни одной из частей свидетельства недостаточно. Только все свидетельства, собранные вместе, могут быть убедительными. Мы не будем подводить итоги, и суммировать свидетельства до последней главы. А каждую из частей свидетельства будем считать релевантной, только если наиболее вероятным объяснением разбираемых фактов будет истинность Торы.
Резюме: Задача свидетельства – показать, что истинность Торы вероятнее всех других альтернатив. Цитировать просто мыслимые альтернативы не релевантно. Наш вывод будет основан на сумме всех свидетельств. Ни одна из частей свидетельства не может самостоятельно оправдать это заключение.
________________________________________________
В книге Дварим, главы 28-30, приводятся предсказания о том, что произойдет с еврейским народом, если он не будет жить по стандартам Торы. Пророчество указывает, что еврейское государство будет завоевано с огромным количеством жертв: мужчин, женщин, детей, стариков и молодых, и так далее... Предсказано, что за этим последует изгнание в разные стороны, во время которого у евреев не будет своего независимого правления. Вот одна из деталей пророчества: евреев соберут на корабль и повезут обратно в Египет, чтобы продать в рабство, но там их не купят. И все-таки еврейский народ выживет, никогда не будет уничтожен до конца, и потом вернется в свою страну Израиль. Тора также предсказывает, что завоеватель будет говорить на языке, которого еврейский народ не понимает.
Теперь, как мы говорили в главе второй, критически важно не только осуществление этих предсказаний, но и их уникальность, то есть, чтобы другие народы эти предсказания не могли объяснить. А если они смогут это сделать, тогда это не критический эксперимент. Тогда нет отличий между вашим утверждением и тем, что могут утверждать другие. Так давайте спросим себя обо всех деталях этого предсказания: можно ли его осуществление объяснить спецификой тех времен или идеологии – или все это объяснимо только с еврейской точки зрения[DJ8] ?
[Конечно, если кто-то соглашается с нашим предсказанием, исходя из наших источников, тогда это предсказание не может засчитываться в его пользу и против нас! Если христиане и мусульмане принимают пророчества Торы (в Дварим, 28-30) и предсказывают, что евреи будут изгнаны за то, что не жили по закону Торы. А потом это осуществляется. Но это не дает христианам и мусульманам никаких преимуществ. У них против иудаизма нет никаких позитивных свидетельств, ибо все мы согласны с этим предсказанием.]
А теперь давайте посмотрим, какие из деталей этого предсказания наблюдатель мог бы объяснить не по Торе, а с другой точки зрения. Предсказать завоевание не трудно. Рано или поздно всякого могут победить в войне.
Было еще предупреждение о полном разрушении: о высылке населения в изгнание. Такое в древнем мире происходило достаточно редко, хотя и случалось, потому что цель завоеваний была экономическая. Обычно целью было захватить колонии, а потом брать с них дань. Но нельзя обложить людей налогами, если вы их убили и изгнали. Я не говорю просто об ограблении. Конечно, можно забрать все золото, серебро, драгоценные камни и одежды, и так далее. Можно взять молодых красивых, сильных людей в рабы. Можно забрать и молодых красивых женщин для утех. Но какой смысл перебить всех остальных, которые потом платили бы вам дань, зачем подрывать экономическую основу своего процветания? За триста лет правления римляне поступили так только дважды: с Карфагеном и Иудеей. Поэтому предполагать полное разрушение и изгнание было совсем не тривиально – обычно в древности так не поступали.
Теперь возьмем предсказание о том, что завоеватель будет говорить на языке, которого не знает местное население. Почему я должен это предполагать? Люди обычно знают языки соседних стран, потому что торгуют и ездят друг к другу. Разве не могло быть, что Израиль завоюет сосед, или государство, в котором говорят на «международном» языке? Многие евреи понимали греческий язык. В то время он был как английский сегодня. Он был языком коммерции и дипломатии. Если бы нас завоевала любая страна, в которой говорили по-гречески, это предсказание бы не исполнилось. Но нас завоевали римляне, которые говорили на латыни, а латынь в то время евреям была незнакома.
А если народ должен быть изгнан, кто сказал, что он, в конце концов, распространится по всему миру? Разве это должно автоматически следовать за изгнанием? Далеко не все изгнанные народы потом образовали распознаваемые общины в разных странах по всему миру. Когда за пятьсот лет до этого нас изгнали вавилоняне, так не было. Большинство забрали в Вавилон, часть ушла в Египет, а во многих местах в мире нельзя было идентифицировать группы евреев.
А если они должны были отправиться в изгнание, как можно было предположить, что их заберут на корабле в Египет, чтобы продать там, и никто их там не купит? Как это может придти в голову? Тогда была, конечно, работорговля, были определенные пути, по которым возили рабов, но почему это обязательно должно было произойти с евреями?
А если вы предсказываете изгнание и рассеяние по всему миру, почему в какой-то точке у евреев не может возникнуть собственное правительство? Не забудьте, мы говорим о том, что было две тысячи лет назад. Тогда в мире не было карт и границ, как теперь, когда каждый миллиметр территории земли кому-то принадлежит, если не сразу двум или трем странам. Наоборот, в те времена были огромные пространства неисследованной и незаселенной людьми земли: Россия, Северная Африка, Аравийский полуостров, Центральная Африка. Почему евреи не могли где-то создать независимое общество?
Глядя на все эти предсказания, я должен сказать, что с точки зрения буддиста, индуиста, даоса, конфуцианца или атеиста, всего этого не следовало ожидать, и если бы это произошло, он не мог бы, со своей точки зрения, дать этому объяснение.
Если бы мне нужно было определить вероятность всего этого с нееврейской точки зрения, она была бы очень низкой. Полный разгром и изгнание, допустим, происходили в десяти процентах случаев в Древнем Мире. Тогда нееврейский наблюдатель дал бы этому событию вероятность 1/10. Как часто завоеватель говорит на незнакомом языке? Мы не знаем. Соседи воевали, и языки великих империй были известны. Давайте щедро посчитаем, что это происходило в одном случае из четырех, 1/4. Рассеяния по всему миру, насколько мне известно, вообще не происходило. И строго говоря, я бы считал здесь вероятность равной нулю! Но будем щедрыми, допустив, что такое могло произойти один раз из десяти, 1/10. [Это правильное допущение, потому что при всей редкости подобное явление произошло с ассирийцами и цыганами. Г.С.] Факт, что рассеянный по всему миру народ нигде не сможет организоваться в самостоятельное общество, я не знаю, насколько он редок, поэтому предположим, что такое случается в одном случае из четырех, 1/4. А то, что народ выживет при всех этих обстоятельствах, а потом вернется на свою землю, этому я просто не знаю примеров. Так что, строго говоря, здесь вероятность должна быть равна нулю! Но снова щедро допустим, что она равна 1/10.