Теперь, если у вас есть последовательность взаимозависимых событий, каждое из которых имеет некую вероятность, чтобы узнать общую вероятность, вам нужно перемножить вероятности всех этих событий: 1/10 * 1/4 * 1/10 * 1/4 * 1/10, что дает, примерно, вероятность 1/16000. Это очень маленькое число. Поэтому нейтральный наблюдатель никогда бы этого не предположил. И не имел бы для такой цепочки маловероятных событий никакого объяснения, не знал бы, почему это все оказалось истиной.
Но все это сбылось. Об этом я и говорил вначале: это уникальное предсказание. Предсказание, истинность которого никто не может объяснить. Тот, кто увидел бы это предсказание до того, как оно воплотилось, назвал бы его фантазией. Поэтому когда все это произошло, это свидетельствует об истинности иудаизма. Это релевантная часть свидетельства.
[Четыре технических замечания: 1) Многие детали предсказания в Дварим, 28 были здесь опущены по двум причинам. Или язык этих предсказаний поэтический, и поэтому трудно определить, что именно сказано (а в этом случае мы не можем утверждать, что произошло именно то, что предсказано). Или предсказания в ситуации разгрома и изгнания вполне вероятны, поэтому они не особенно снижают вероятность всей последовательности событий.
2) Некоторые из этих возможностей обусловлены – рассеяние по всему миру связано с изгнанием; отсутствие независимости связано с рассеянием по всему миру; выживание и возвращение связано с рассеянием. Только если мы понимаем их так, мы можем перемножать их вероятности, чтобы получить общую вероятность этих событий. Мои числа – очень щедрая оценка вероятностей этих событий.
3) Это вероятности предсказаний, которые потом воплотились; а не вероятности предсказаний, которые были сделаны. Потому что легко можно придумать причины, почему кто-то захочет делать угрожающие предсказания, но мы будем очень удивлены, если все это исполнится.
4) Поскольку есть много народов, может быть, не так удивительно, если с каким-то из них произойдет все предсказанное в Дварим, 28-30. Почему же мы считаем удивительным, что это произошло с нами? Поскольку именно нам это было предсказано, и все это с нами произошло. Приведем параллель. Если мы бросаем тысячу монет, и предскажем, что одна из них встанет на ребро, это не так удивительно. Но если мы то же самое предскажем о какой-то определенной монете, и именно так с ней произойдет, тогда мы получаем высокую вероятность.]
Итак, могло ли это произойти случайно? Да, могло. Я свободно могу это предположить, не разыгрывая Декарта. Но нас не интересует просто возможность. Нас интересует такая возможность, которая с допустимой вероятностью может осуществиться. Все может произойти случайно, но вероятность здесь один к шестнадцати тысячам. Это свидетельствует о том, что тот, кто это написал, имел доступ к сверхъестественному источнику информации. Что это за источник и как его описать, мы пока не знаем. Мы пока только извлекаем минимум из этих событий. По-моему, данные события об этом свидетельствуют
И наконец, я снова повторяю, что не пытаюсь доказать истинность иудаизма на основе одного этого предсказания. Одно правильное предсказание редко доказывает верность теории. Я просто указываю, что у нас есть релевантное свидетельство. А полное обоснование придет позже, когда мы соберем все свидетельства вместе. Но эта часть свидетельства, безусловно, должна нас интересовать. Она показывает, что стремление реалиста найти истину можно оправдать, это не пустые мечты, он тратит время не понапрасну.
Резюме: Мы ищем положительное уникальное свидетельство истинности Торы. Каждая часть свидетельства должна увеличивать вероятность того, что Тора – истина. Для этого используемые свидетельства должны быть необъяснимыми, ни с какой иной точки зрения. Одна из частей такого свидетельства – предсказания в пятой книге Пятикнижия Моисея (Дварим, 28-30). Тора предупреждает там, что еврейский народ будет завоеван с огромными жертвами, изгнан из своей страны, рассеян по всему миру, никогда не сможет на чужбине восстановить свою независимость, однако выживет и вернется в Израиль. Со всех других точек зрения, никто не оценил бы вероятность цепочки этих событий выше одного шанса из шестнадцати тысяч. Это предсказание осуществилось и поэтому является позитивным уникальным свидетельством.
5
АРХЕОЛОГИЯ
Тора содержит много исторического материала. Свидетельство об истинности Торы должно распространяться и на него. Поскольку верность Торы, как исторического источника, ставилась под сомнение, давайте немного обсудим этот вопрос.
Тора рассказывает о жизни праотцев, войнах, миграциях, голоде, браках и разных других событиях древней истории. Насколько надежными являются эти сообщения? Есть популярный способ проверки надежности Торы. Если мы найдем другие древние свидетельства, например, иероглифические записи, сирийские документы, вавилонские таблички, мы можем сравнить их с Торой. Если Тора говорит то же самое, значит, Тора – правильный источник. А если что-то другое, значит, Тора неправильно говорит. Это объективный, нейтральный способ выяснения, верны ли сообщения Торы об истории или нет.
А вам такой подход кажется справедливым? Надеюсь, что нет, потому что он несправедливый. Тот факт, что Тора противоречит другому источнику, совершенно не доказывает, что Тора не права. Может быть другой источник неправильный! Противоречие указывает лишь на то, что одна из сторон не права. Почему следует считать, что именно Тора, Библия? Такой подход указывает на скрытую предвзятость по отношению к Торе. Правильно, если обнаруживается противоречие между Торой и другим древним источником, ставить вопрос: Как нам лучше понять природу этого противоречия, и какой из источников считать более надежным, на какой из них полагаться?
Проводя такую оценку, мы должны принять во внимание один очень важный факт: все древние истории были написаны как пропаганда. Задачей древних историй было восхваление властителей того времени, поэтому они не фиксировали их поражения[DJ9] . В конце концов, авторы, писцы были их служащими, их для этого нанимали. Это можно увидеть на примере следующей цепочки событий. Иероглифическая надпись сообщает, что фараон Х собрал большую армию и завоевал много провинций, а его сын Х1 собрал еще большую армию и завоевал еще больше провинций. А потом есть столетний провал в истории. Что произошло за этот век? Для этого следует обратиться к вавилонским источникам, и из них мы узнаем, что вавилоняне разбили египтян и изгнали их из разных земель. А египтяне не стали это записывать, потому что это не во славу их империи. Они это просто опустили.
Возникает вопрос об Исходе евреев из Египта. Почему египетские источники не зарегистрировали этого великого события? Ответ простой: египтяне никогда не записывали своих поражений. А поскольку Исход и был таким колоссальным поражением, не следует ожидать каких-то египетских отчетов об этом событии. Поэтому их отсутствие не свидетельствует против факта Исхода.
Резюме: Если мы обнаруживаем противоречие между тем, что говорят об исторических событиях Тора и другие древние источники, мы не должны автоматически считать, что Тора не права, а должны поискать наилучший способ разрешения этого противоречия. Поскольку другие древние источники писали как пропаганду, вполне вероятно, что они неверны.
________________________________________________
Когда мы говорим о достоверности древних источников, ключевую роль здесь играет археология. Предполагается, что она обнаруживает реальные свидетельства: произошли эти события или нет. Я хочу сейчас дать вам краткий обзор ситуации в археологии в отношении библейского повествования. Большую часть его можно найти в книге Leah Bronner, Biblical Personalities in Archeology.
Сто лет назад считалось, что библейская история до времен царя Давида и Соломона более или менее правильная. Бертран Рассел писал в своей Истории западной цивилизации, что мы можем предполагать, что Давид и Соломон были настоящими царями. Но до Давида и Соломона ни о чем не было никаких свидетельств, поэтому преобладающее мнение сводилось к тому, что это миф. Просто рассказы, написанные, чтобы прославить мифических, то есть несуществующих, предков и создать таким образом великую историю народа. Так поступали многие народы, например, греки, и считалось, что так же сделали и евреи.
Одна из вещей, которую можно вообще сказать о процессе мифотворчества, заключается в том, что создатели мифов, не зная о том, что происходило раньше, просто распространяют на прошлое то, что характерно для их времени. Они не подозревают, что жизнь 500-1000 лет назад была совсем другой. Они предполагают, что она была примерно такой же, как в их время. А потом приходят археологи и начинают копать. Тогда обнаруживается, что жизнь была не такой, как они описывали, и выясняется, что они сочиняли мифы. Например, они могут рассказать об оружии, домашних животных, торговых связях, которых тогда не было, о несуществующих поселениях, и так далее. Так вы можете определить, что их исторические сообщения, на самом деле, миф. Так и считали о библейской истории до Давида и Соломона.