Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 18 из 27)

Теперь вы можете представить, что происходит, по крайней мере, с людьми, выходящими за рамки общепринятого. Но случай с Кузари противоположный. Чтобы нарушить принцип Кузари, мы должны верить в то, о чем должны быть свидетельства, а их нет. Если свидетельства должны быть, но их совсем нет, мы в это не поверим. Такая вера не укладывалась бы в рамки нормального сознания. Мы никогда не встречаемся с ситуацией, когда должны быть сильные свидетельства в пользу некоего события, их нет, а мы все равно верим, что это событие было. Поэтому не верящие в Катастрофу не имеют отношения к принципу Кузари.

[Некоторые удивляются, неужели мы отвели это возражение только тем, что здесь есть различие утверждения и отрицания, как в случае с Катастрофой? Они говорят, что, в принципе, неправильно считать мнение о том, что Катастрофы не было, подходящим для отвода на основе вышеупомянутого возражения. Как ответить на это? Давайте посмотрим.

То, что Катастрофы (то есть уничтожения шести миллионов евреев во время Второй Мировой войны) могло не произойти – это вполне возможное событие. Если бы ее не было, а была лишь Вторая Мировая война без массового уничтожения шести миллионов евреев, об этом событии должны были сохраниться колоссальные, легко наблюдаемые свидетельства: истории о второй Мировой войне, в которых совершенно не упоминается факт массового уничтожения евреев. Отсутствие упоминания о Катастрофе в историях свидетельствовало бы, что такого события не было. Но поскольку таких свидетельств – чтобы никто о Катастрофе не упоминал – нет, а, наоборот, в историях о Второй Мировой войне написано о Катастрофе – то принцип Кузари говорит, что мы не должны верить тому, что это событие произошло: значит, мы не должны верить, что Катастрофы не было.

Я считаю это рассуждение правильным: принцип Кузари предсказывает, что вы не заставите поверить людей в нереальность Катастрофы. И это предсказание фактически верно! Более чем девяносто процентов американцев верят, что Катастрофа была. Принцип Кузари не говорит в то, что никто не примет такой веры. Для любого безумия вы найдете верующих! Принцип говорит обо всем обществе. Общество в целом не поверит в событие, о котором должно быть много сильных свидетельств, а их нет. И в случае с Катастрофой так не произошло. И если бы даже, не дай Б-г, так случилось, что значительное число американцев потеряло бы веру в реальность Катастрофы, это все-таки не имело бы прямого отношения к принципу Кузари, потому что Катастрофа произошла не с их предками. Поскольку для них это чужое, постороннее событие, они, может быть, и объясняют как-то себе, почему у них недостаточно свидетельств, чтобы принять это решение. Они не наследники этих людей, и они не обязаны выяснять это и объяснять, почему у них недостаточно релевантных свидетельств.]

____________________________________________

Резюме: Чтобы выдвинуть возражение против принципа Кузари, нам нужно было бы событие, которого не было, и о котором, если бы оно произошло, должна была остаться масса серьезных и легко доступных свидетельств, но их не осталось, а люди все равно в это верят. Катастрофа представляет собой противоположность этому случаю: она была, а некоторые ей не верят. Поэтому Катастрофа не противоречит принципу Кузари. Те, кто отрицают Катастрофу, нормальные предосторожности по отношению к свидетельствам о событиях иррационально распространяют на все свидетельства о Катастрофе. Это ни в коей мере не относится к принципу Кузари.

_______________________________________________________

Теперь давайте внимательнее рассмотрим сам этот принцип. Какого рода этот принцип? В своей основе, это принцип эмпирической психологии. Он описывает, как люди приходят к вере. Он говорит, что при определенных условиях вера не возникает. Люди не верят в события, которые ограничивает принцип Кузари.

Почему нам следует принять этот принцип? Потому что все, в конце концов, связано с этим принципом. Можно ли от него отказаться? Есть один способ. Мы должны говорить: «Ты меня убеждаешь в том, что если есть событие, о котором должны остаться очень веские и легко наблюдаемые свидетельства, в они отсутствуют, тогда народ в это не поверит? А я не думаю, что ты прав. Я вполне могу представить, что очень талантливый проповедник, или сильный лидер, или тот, у кого ощутимо магическое влияние, убедит людей даже в таких вещах. Я не думаю, что существует предел доверчивости людей. Я думаю, что даже могу написать очень убедительный роман о таком случае, и его опубликуют».

Разве ваша способность вообразить такое опровергает этот принцип? Нет. Этот принцип работает в реальном мире, среди реальных людей. Этот принцип ничего не говорит о вашем воображении. Люди могут представить все, что угодно. В том числе и невозможное. Например, квадратный круг, хотя математически это невозможно. Я знаком с людьми, которые придумали машины, работающие без затраты энергии – вечные двигатели. Есть люди, которые придумывают по такой машине каждый год. Второй закон термодинамики утверждает, что это невозможно, но они все равно их конструируют.

Пределы воображения сюда не относятся. Вопрос в том: Принимают ли реальные люди в реальном мире такую веру? Единственный способ опровергнуть принцип Кузари – найти реальные примеры. Реальные примеры общин, верующих в истинность происшествий, о которых должны была остаться очень серьезные и легко доступные свидетельства, но поскольку таких событий не было, то и свидетельств об этих событиях нет. Я до сих пор не встречался с подобным случаем, и даже с чем-то отдаленно похожим на такой случай.

Приведу вам еще несколько примеров. Люди говорят: «Разве множество немцев не верило, что евреи в Первую Мировую войну наносили им удары за спиной? Разве они не верили, что евреи контролируют всю денежную и банковскую систему в мире?» Конечно, верили. Поставьте себя на место немецкого лавочника или водителя автобуса. Им говорят, что тридцать лет назад во время Первой Мировой войны евреи потихоньку вставляли им палки в колеса. (Даже это описание важно. Если говорят, что они это делали исподтишка, за спиной, то вы об этом не знаете.) О каких предательских ударах они говорят? Разве они говорят, например, что во время войны евреи ложились перед танками и тем самым их останавливали? Нет, они такого не скажут, потому что знают, что им никто не поверит. Солдаты, которые тогда воевали, еще живы. Они знают, что такого не было. Нет, они наносили предательские удары за спиной. А потом скрывали свои следы, и никто не мог их обнаружить. Потому что если сказать, что они это делали публично, никто не поверит.

И снова. Поставьте себя на место немецкого лавочника или водителя автобуса. Вам говорят, что евреи контролируют мировой бизнес. Вы можете получить свидетельство, удостоверяющее, что это так? Конечно, нет. Нет возможности проверить это утверждение. Пока вы утверждаете то, что нельзя проверить (даже если бы это действительно произошло) вашей аудитории остается только решать, можно ли вам доверять. И в этом случае массы народы могут совершить ужасные ошибки.

Вот почему неверно утверждение нацистов: «Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят». Это ошибка, потому что очень большая ложь непременно коснется того, что кто-то знает, кто-то испытывал.

Некоторые спрашивают о событии на площади Тяньанмын в Пекине. Почти все в Китае верят, что массы студентов атаковали солдат, и тем пришлось, защищаясь, начать стрелять в демонстрантов. Но если вы жили в Шанхае, можете ли вы знать, что произошло на этой площади? Откуда вы об этом узнаете? Нет об этом никаких свидетельств, кроме китайской телевизионной передачи, которая находится под контролем правительства. Итак, снова, подавляющее большинство людей в Китае не могут получить истинную информацию с места события, даже если действительно эта бойня имела место. В такой ситуации вы можете их убедить в чем угодно.

Поэтому принцип Кузари утверждает, что веру в события, о которых должны были бы остаться многочисленные доступные свидетельства, а их нет, вы людям не внушите. Реально, они такому не верят. А если такие свидетельства у людей есть, даже если речь идет о чуде, то единственное, что им остается при ответственном отношении к жизни, это поверить в то, что данное событие произошло.

Резюме: Принцип Кузари говорит о психологии возникновения веры. Он говорит, что реальные люди в реальном мире не верят в события, свидетельства о которых они должны были иметь, но их нет. А возможность вообразить такую веру никак не подрывает этот принцип, потому что он говорит о реальности – люди такому не верят.

Итак, есть две оценки. Прежде всего, когда есть сообщение о чуде, вы частично полагаетесь на вероятность этого описания. Может быть, некое событие произошло, но кто сказал, что его описание верное? Может быть, свидетели не поняли, что случилось. Или неправильно это истолковали. Каковы должны быть критерии доверия к свидетельству?

Если речь идет о рассказе очевидца, который видел происходящее собственными глазами, то доверие к его словам вызывают следующие обстоятельства. Спокойствие: Если свидетель расстроенный, нервный, испуганный, если событие слишком поразило его, то возникают сомнения, может ли он адекватно передать то, что произошло. Повторение: Чудеса обычно повторяются редко. А если повторяются, то чем большее число раз, тем больше можно верить отчету очевидца этих событий. Подкрепление: Как много людей свидетельствовали об этом событии? Если один-два, это не слишком достоверно, другое дело тысячи или десятки тысяч людей. Релевантность экспертизы: Вы не хотите, чтобы свидетель делал вывод, на который он не способен. Если я посетил лабораторию по изучению атома, и на выходе вы меня спросили: «Циклотрон работает?» А я вам отвечу: «Да, машина в углу мигала красными и синими огоньками, но я не знаю, это был циклотрон или кофеварка. Просто не знаю, я такие вещи говорить не могу»! Если человек не подготовлен делать выводы, вы не хотите, чтобы он их делал. Отсутствие личной заинтересованности: Если человек заинтересован в том, чтобы рассказать историю так, а не иначе, вы можете предположить, что им движут его собственные интересы.