Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 21 из 27)

Итак, человек оказывается перед дилеммой. Если он создает очень неправдоподобный сценарий, чтобы защититься этим от того, что ни с кем больше подобное не произошло, тогда это неправдоподобное объяснение того, как это произошло с нами. А если он создает очень правдоподобный сценарий, тогда возникает вопрос, почему никто другой такого не сделал.

_____________________

Резюме главы

Принцип Кузари заключается в том, что народ не поверит в события, о которых должны были остаться очень достоверные и легко доступные свидетельства, но поскольку этих событий не было, от них не осталось и свидетельств. Публичные чудеса, которые произошли перед всем народом, относятся к событиям именно такого рода, поэтому если их не было, вам не удастся убедить людей в них поверить. Детальные отчеты заслуживают большего доверия, если свидетели спокойны, события повторяются, свидетельства поддержаны, для свидетельства не нужна квалификация эксперта, а личной заинтересованности не имеется. Чудо с маном прекрасно соответствует всем этим категориям, поэтому чудо с маном чрезвычайно убедительно. Описания других публичных чудес также подходят к принципу Кузари. Факт, что в течение истории евреи верили в эти чудеса, можно объяснить только тем, что они действительно произошли. А если публичные чудеса приняты, то степень достоверности свидетельств, необходимая для веры в другие чудеса, сильно снижается.

7

ВЫЖИВАНИЕ ЕВРЕЕВ

ФАКТ И СЛЕДСТВИЯ

Эта глава заканчивает обзор свидетельства. Итак, мы рассматривали предсказание Торы, изложенное в книге Дварим (28-30), немного говорили об археологических свидетельствах и останавливались на доказательстве библейского описания чудес. Теперь у нас есть эти три составных элемента свидетельства, и мы можем перейти к выводам.

Выживание евреев долгое время привлекало широкое восхищенное внимание. Всем ясно, что исторический опыт евреев уникален, хотя чем именно, трудно описать. Он бросал вызов самым разным историкам, потому что не укладывался в прокрустово ложе их умозрительных схем и любимых теорий, нарушал их видение и построения, создавая для них сложнейшую историческую проблему.

А для евреев этот факт имеет личное значение. Он ставит их вне общечеловеческого опыта и дает им чувство гордости тем, что они принадлежат к такому неуничтожимому народу. Но, несмотря на весь профессиональный и личный интерес, идея и миссия еврейского выживания была не понята и не замечена историками и (нетрадиционными) светскими людьми, евреями и неевреями.

Во-первых, не была осознана сама природа этого факта. О том, что история жизни еврейского народа продолжается, по крайней мере, три тысячи лет, с этим не спорят и самые острые критики, но уникальность чудовищного исторического давления, которое должно было привести к исчезновению еврейского народа, не анализировалось в деталях. В результате, к надуманным построениям, предложенным для объяснения еврейского выживания, относились вполне серьезно, хотя внимание к деталям показало бы их полную некомпетентность. Во-вторых, есть ошибка и в недостаточном внимании к тому, ЧТО выжило. Например, не исследовались многочисленные эксперименты значительной популяции евреев с другими культурными формами, которые не выжили. Цель этой главы – конкретизировать обе эти ошибки. Мы начнем с обзора качеств, из-за которых так трудно понять удивительную жизнеспособность еврейского народа и иудаизма. А затем сопоставим с фактами большинство популярных теорий, объясняющих еврейское выживание.

Еврейскую историю можно разделить на два основных периода: от возникновения до разрушения Второго Храма, и от разрушения до наших дней. Каждый период представляет особые трудности для исторического объяснения. Мы начнем с обозрения уникальных характеристик каждого из них.

Древняя еврейская история составляет не менее тысячи лет: от царя Давида до разрушения Второго Храма[DJ11] . Примерно девяносто процентов этого времени, за исключннием изгнания в Вавилон, в Стране Израиля сохранялись большая концентрация еврейского населения и независимое еврейское государство[DJ12] . Уникальность еврейской веры в этот период поразительна. Принципы, которые в эту эпоху разделяли все древние культуры, резко контрастируют с еврейскими источниками. Общее согласие среди других культур обусловлено двумя факторами. Во-первых, их веры отражают общие обстоятельства (константы человеческого существования в древнем мире – рождение, смерть, война и мир, зависимость от плохо понимаемых природных явлений, и так далее). Во-вторых, эти культуры находились в контакте и влияли друг на друга: идеи заимствуются и изменяются. Иудаизм должен был бы разделять этот первый фактор с другими культурами[DJ13] , а его географическое расположение («перекресток трех континентов») делало его чрезвычайно предрасположенным ко второму фактору. Его уникальность очень трудно объяснить. Дальше мы приводим шесть примеров отличия еврейской веры[DJ14] .

Монотеизм. Идолопоклонство многим богам – правило в древних религиях. А ограничение служения одному божеству – почти неизвестно[DJ15] . Причина проста: природные явления так различны, что их неизбежно приписывают влиянию разных богов, и тогда каждому их них должно поклоняться, иначе силы, которыми они управляют, причинят ущерб всему обществу. Бескомпромиссная преданность иудаизма одному Б-гу не имеет параллелей в древнем мире.

Исключительность. У каждого древнего народа был свой пантеон (собрание) богов. Но при этом все признавали право других народов служить своим богам. Универсализм и исключительность иудаизма отсутствуют в древних религиях[DJ16] . Поэтому кроме попытки Антиоха уничтожить иудаизм (отраженной в событиях Хануки), в древнем мире не было религиозных войн[DJ17] ! Когда одна страна побеждала другую, от нее обычно требовали признать главного бога победителей, а побежденные обычно были рады с этим согласиться. Сам факт, что они проиграли войну, свидетельствовал, что верховный бог победителей сильнее. Больше ничего в религии побежденных не менялось. Только евреи провозгласили универсальную и исключительную концепцию божества: наш Б-г единственный, а все остальные – просто фантазия.

Духовность. Древние религии ассоциировали своих богов с физическими объектами или явлениями. У них было много природных богов: боги солнца, луны, моря, плодородия, смерти, и так далее. Часто богов представляли в облике людей. Единственная религия, которая провозглашает, что

Б-г не имеет физического воплощения, формы или

подобия – это иудаизм.

Б-г как абсолют. Древние религии изображают богов, силы которых ограничены. Многие начинают с генеалогии богов. Это означает, что определенные силы им предшествуют и находятся вне их контроля. Только иудаизм понимает Б-га как Творца всего, что существует, имеющего безграничную власть над всем сотворенным.

Мораль. В древнем мире богов изображали как обычных тиранов, влекомых своими человеческими прихотями, враждующих с людьми и друг с другом. Им не приписывается моральное совершенство. Исключение представляет только еврейский Б-г.

Антигомосексуальность. Все древние культуры позволяют какие-то формы гомосексуальности, а у многих это имеет и религиозное приложение. Единственное исключение – иудаизм, который противостоит всем формам гомосексуальности, религиозной или просто гедонистической (ради наслаждения[DJ18] ).

Для древних культур эти еврейские верования выглядели совершенно абсурдными. Они противоречили общему опыту и убеждениям всего человечества. Приверженность этим верованиям делала евреев какими-то отбросами, ставила вне рамок цивилизованного общества. Историческая проблема заключается в том, как возник и сохранился народ с такими странными верованиями, не поддавшись давлению и влиянию окружающих народов.

Эту проблему нельзя решить ссылкой на общий успех культурных еврейских достижений. Еврейский народ не отличался никакими выдающимися светскими достижениями, которые могли бы сохранить иудаизм. Не было ни большой и сильной империи, ни революционных достижений в математике, физике, медицине, экономике, архитектуре, искусствах, философии, и так далее. Если бы это было, мы могли бы сказать, что иудаизм сохранился как одно из проявлений процветающего в других отношениях общества.

Следует отметить одну заключительную характеристику древнего иудаизма. В течение древнего периода евреи экспериментировали с всякими верованиями и религиозными практиками. Пророки указывают на идолопоклонство евреев. (Это следует понимать как религиозный синкретизм: то есть они сохраняли иудаизм во всей его целостности, но прибавляли к нему местные верования. «Еврейский Б-г вывел нас из Египта, Он могуч, поэтому мы празднуем Песах. Но если хочешь, чтобы твой сад процветал, помогает жертва местному баалю (идолу)!») Во время вавилонского изгнания значительный процент евреев заключал смешанные браки, принимая верования своих супругов. Когда на Ближнем Востоке доминировала Греция, многие евреи эллинизировались. В последнюю эпоху Второго Храма, саддукеи отвергли традицию Устного Закона и стали менять еврейскую практику. Нет нужды говорить, что все это, в конце концов, не достигло успеха. Таким образом, иудаизм сохранил жизнь и силу, что противопоставляет его соперничающим культурным формам, которые перестали существовать.

Резюме: Еврейская вера была уникальна в древнем мире, отличаясь своей приверженностью к монотеизму, исключительной духовностью, абсолютной моральной концепцией Б-га и оппозицией гомосексуализму.