Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 22 из 27)

Теперь обратимся ко второму периоду еврейской истории: от разрушения второго Храма до настоящего времени. В этот период еврейские общины широко распространились среди разнообразных мощных антагонистических культур, не имея центрального авторитета или контроля. Чего можно было бы ожидать от иудаизма в таких условиях? По опыту других культур, следовало бы ждать многочисленных заимствований и изменений под влиянием внешних сил. У йеменских евреев должно было бы проявляться влияние мусульманской арабской культуры и религии, у французских евреев – влияние католичества, у русских – восточного православия, и так далее. В каждой общине должны были сказываться влияния геополитической среды их проживания. Насколько критическими должны были быть эти влияния?

Давайте, сравним это с развитием христианства за тот же период. Сегодня есть сотни христианских направлений, каждое со своей версией оригинальных доктрин и событий раннего христианства. Троица понимается католиками, пресвитерианами, лютеранами и унитариями очень по-разному. Евхаристия (причащение вином и облаткой) для одних представляет реальную кровь и плоть основателя христианства, для других – это символ который их представляет, а третьи вообще опускают этот обряд. Это разнообразие вариантов осново1полагающих верований показывает, что оригинальную информацию невозможно надежным образом восстановить[DJ19] .

А ведь мы говорим о религии, которая занимала главенствующее положение, начиная с императора Константина, которая обладала центральным авторитетом и контролем. Какими бы именно ни были в частности исторические силы, которые повлияли на потерю их истоков, эти силы должны были оказывать на иудаизм намного большее влияние. А произошло противоположное: нет несогласия об основах еврейской веры, о практике и опыте тысяча девятисотлетней давности. Выживание религиозной еврейской традиции в этот период трудно, невозможно было ожидать, оно нарушает все представление о процессе культурной трансформации.

(Не следует путать это с современным разделением «ветвей иудаизма». Между ними нет несогласия по поводу того, как евреи верили и соблюдали традицию тысяча девятьсот лет назад. Нет сомнения, что шабат праздновали в субботу, что свинину нельзя есть, что пришествие Машиаха (мессии) и восстановление Храма являются целью еврейской истории, и что евреи верили: каждая буква Пятикнижия Моисея продиктована Б-гом на Синае. Расхождение между ними касается лишь того, как этот аутентичный иудаизм, который существовал тысяча девятьсот лет назад, следует практиковать сегодня. Здесь нет параллели христианству, в котором разные направления все еще оспаривают основы.)

Кроме того, как и в древний период, мы можем увидеть во втором периоде евреев, экспериментирующих с разными модификациями иудаизма. Караимы, как саддукеи, отрицают традиционный Устный Закон. Мараны пытаются поладить с инквизицией, публично принимая христианскую веру, а тайно соблюдают иудаизм. Оба этих эксперимента были историческими ошибками: мараны исчезли из еврейского народа, а караимы – очень маленькая, слабая, рассеянная и вымирающая секта. (Современные эксперименты по модификации традиционного иудаизма все еще существуют и поэтому, строго говоря, мы еще не можем судить об их исторической судьбе. Но если учесть прошлый опыт...) Выживание еврейской традиции, как мы знаем, происходило не без соперничества различных направлений.

________________________________________________

Резюме: Вот особенности еврейского выживания, которые мы хотим рассмотреть: 1) – тысяча лет национальной независимости (за исключение семидесяти лет изгнания в Вавилон), во время которых (2) еврейская вера совершенно уникальна, (3) не сопровождается никакими выдающимися светскими успехами и (4) преуспевает в соперничестве с разными экспериментами по модификации содержания традиционного иудаизма. За этим следует (5) тысяча девятьсот лет жизни в качестве меньшинства среди разнообразных власть имущих антагонистических культур, которые (6), если сравнить это с христианством того же периода, должны были привести иудаизм к исчезновению. И (7) мы опять видим в этом периоде неудачу экспериментов по модификации религиозной еврейской традиции.

Теперь давайте воспользуемся этими зафиксированными аспектами еврейской истории, чтобы проверить адекватность популярных объяснений еврейского выживания. Наиболее распространенная теория объясняет еврейское выживание самими преследованиями, то есть желанием противостоять стремлению притеснителей уничтожить народ и его культуру[DJ20] . Основная идея здесь в том, что евреи поддерживали свою уникальность потому, что их считал чужаками весь окружающий мир. Если бы евреев приняли как равных и дали им возможность продвигаться и достигать успеха в нееврейском обществе, иудаизм бы исчез.

Эта теория ошибочна по трем причинам. Во-первых, она вообще неприложима к периоду национальной независимости.

Во-вторых, мы не единственная культура, которую завоевали и преследовали. Христианство и ислам стали мировыми религиями благодаря мечу, своим военным победам. Когда римская империя стала христианской, завоеванным местным культурам был дан выбор: христианство или смерть. [Так же, огнем и мечом, согласно летописям, происходило в более позднюю эпоху крещение и на Руси. Г.С.] Тот же выбор предоставил и ислам культурам Аравийского полуострова, Северной Африки и Востока: ислам или смерть. Сотни местных культур исчезли под их давлением. Почему же это преследование не обеспечило их выживание? (Или эта теория только евреев считает настолько недоброжелательными, чтобы стремиться к выживанию своей культуры?)

И, в-третьих: последние тысяча девятьсот лет были не только периодом беспримерно жестоких преследований. Иудаизм пережил также «золотой век» Испании и радовался ренессансу в современной Америке. Согласно этой теории, мы должны были ожидать, что группа с сильнейшей еврейской самоидентификацией исчезнет скорее при отсутствии преследований, потому что это поддерживало ее существование: но именно этого и не произошло.

Вторая теория, объясняющая еврейское выживание, говорит, что евреи просто обладают особой способностью сохранять свою культуру. У каждой культуры есть своя специфическая одаренность. Американцы придумывают новые технологии, русские – великие романы, итальянцы – оперу, и так далее. Возможно, это просто особый дар евреев долго сохранять культурную продукцию. (Но врожденная это способность или приобретенная – генетика или гениальность – теория не говорит.) Даже такое хитроумное предположение можно исторически опровергнуть: если бы у евреев была такая способность, почему она не помогла выжить всем еврейским экспериментам по модификации традиционного иудаизма? Где евреи, которые поклонялись многим богам в период Первого Храма, где эллинисты, саддукеи, караимы, мараны? Если это особый еврейский дар, он должен был проявиться не однажды.

Теории третьего рода считают, что выживанию способствовали определенные аспекты иудаизма: вера, ценности, законы, обычаи, социальные формы... Например, определенные правила питания отделяли евреев от окружающих народов и помогли им сохранять свою идентификацию. То же самое они говорят о стиле одежды, религиозной практике, языке, и так далее. Приверженность грамоте и учености создала культурный барьер, изолирующий евреев от чужих влияний. Короче, само содержание еврейской культуры дает естественное объяснение еврейскому выживанию.

И такой подход тоже неверен по трем причинам. Во-первых, и у других культур есть свои уникальные стили жизни, некоторые также включают ограничения в диете, одежде, религиозной практике, и так далее. Нужно было бы обозреть все разнообразные культуры, чтобы утверждать, что особенности еврейской практики и ценностей действительно уникальны. А если они не уникальны, тогда их нельзя использовать для объяснения выживания, потому что культуры, у которых они были, не сохранились.

Во-вторых[DJ21] , не приводится никаких доказательств того, что данные качества иудаизма способствуют выживанию, а не являются нерелевантными или даже вредными. Если только иудаизм выжил, и только в иудаизме имеется качество А, это еще не означает, что именно А способствовало еврейскому выживанию. (Сравните: Почему именно Роджер Баннистер первый пробежал милю менее чем за четыре минуты? Потому что его имя было Роджер Баннистер!) Мы нуждались бы в независимом свидетельстве, которое показывает, что качество А способствует выживанию.

Что касается ограничений в диете, они могут вызывать нехорошие чувства к маленькой группе иммигрантов. Представьте себе еврея на окраине Ист-Сайда в Нью-Йорке, который живет бок о бок с ирландцами, греками, поляками, итальянцами и другими новоприбывшими. Некоторые к нему относятся по-дружески, другие – нет. Местный итальянец в знак дружбы пригласил еврейского иммигранта на обед. Может ли еврей ему отказать? Ему необходимы местные связи, союзники. Но если он пойдет и съест не кошерную еду, он нарушит религиозные требования и ослабит свою связь с религией в целом. А если бы в иудаизме не было пищевых ограничений, требований кашрута, тогда бы еврей спокойно мог поесть у соседа, и ничего бы из его религиозного соблюдения не пострадало. Поэтому напряжение из-за социальной изоляции, могло побудить отказаться от кашрута [и так нередко бывало в СССР – Г.С.], а это, в свою очередь, ослабило бы религиозное соблюдение и способствовало ассимиляции.

То же относится и к другим качествам иудаизма, которыми объясняют его выживание. Одежда, язык, обычаи создают социальное давление на иммигрантов, а каждая еврейская община в мире начинает как иммигранты. Ученость тоже может быть позитивным элементом ассимиляции в тех хозяйских культурах, где она ценится и где школы открыты для евреев. Во всех случаях нам необходимо независимое свидетельство, удостоверяющее, что эти особенности иудаизма обеспечивают выживание. Но такого свидетельства у нас нет.