И третье. Возникает вопрос по поводу самой теории. Она пытается предложить натуралистическое объяснение выживания евреев. Даже если те аспекты иудаизма, которые перечисляет эта теория, вносят вклад в выживание, мы можем спросить, а как они возникли и почему уникальны для иудаизма? Если мы не имеем натуралистических ответов на эти вопросы, тогда вся эта теория ошибочна. (Сравните это с таким объяснением. Роджер первый человек, который пробежал милю быстрее четырех минут, потому что у него ноги были сильнее. Если мы не в состоянии объяснить, почему у него были такие сильные ноги, мы все еще не понимаем его достижения.)
Давайте предположим, что перечисленные или другие качества иудаизма действительно способствуют его выживанию. Но разве только у него есть подобные качества? Разве в других культурах нет людей выдающегося ума и способностей, которые способны придумать такие рецепты для себя? А если даже нет, почему они не заимствовали их у нас? Я не стану доказывать, как Кауфман[DJ22] , что своими уникальными качествами иудаизм обязан гению Моисея, а для гениев нет правил, и их продукцию невозможно предугадать. Чтобы его расценили как гения, человек должен предложить признаваемое решение признанных проблем. Гений Эйнштейна был признан, потому что ученые знали: перед физикой стоит проблема, и Эйнштейн показал им, как ее разрешить. Если никто не видит, в чем новшество, новатора никто не станет считать гением. Если объяснение для уникальных качеств иудаизма – гений Моисея, то другие обязательно переймут у него эти качества и научатся у нас этим техникам.
И, наконец, есть такие, которые отказываются предлагать единственное объяснение еврейского выживания. Они доказывают, что каждое из перечисленных объяснений вносит свой вклад в окончательный результат. Преследование порождает сопротивление; евреи одарены уникальной способностью – сохранять культуру; некоторые качества иудаизма способствуют выживанию и могли возникнуть случайно.
И этот подход не верен по трем причинам. Во-первых, никакое свидетельство не было предложено в доказательство того, что преследования, особый дар и специфические качества еврейской практики вообще способствуют выживанию. В действительности, видимо, эти качества не способствуют выживанию. Если бы преследование в этом помогало, почему не выжили другие преследуемые народы? Если выживание – следствие особого еврейского дара, тогда бы сохранились и те, кто экспериментировал с еврейской традицией. (Сравните с поиском лекарства от головной боли. Если у трех людей из тысячи голова от этого лекарства перестала болеть, мы еще не доказали, что это эффективное средство.) А натуралистического объяснения уникальных качеств иудаизма, способствующих выживанию, вообще никто еще не давал. Поэтому в плане свидетельств, у нас здесь три раза ноль.
Во-вторых, не ясно, может быть, и другие исчезнувшие культуры обладали тремя такими качествами. Безответственно и бездоказательно было бы утверждать, что ни одна из этих исчезнувших в результате преследований культур не обладала таким даром и качествами, способствующими сохранению. И в третьих, если теория детально не определяет, какая именно комбинация элементов способствовала выживанию, ее не стоит серьезно рассматривать.
Какого рода преследования способствуют выживанию, и до какого предела? Какая именно одаренность помогает народу сохранить культуру? Какие качества иудаизма этому помогают? (Такой подход напоминает мне замечание одного историка: «Верно, мы не можем объяснить выживание еврейского народа. Но мы объясним!» Перевод: «Я верю совершенной верой, что все можно объяснить натуралистически и поэтому нет необходимости верить в Б-га!»)
Резюме: Преследования и уникальная способность народа не объясняют факта еврейского выживания. Ссылка на уникальные качества иудаизма тоже не помогает, потому что у нас нет доказательств того, что они способствуют выживанию, мы также не можем доказать их уникальность. Поскольку очевидно, что ни одна из теорий не способна дать объяснение этому феномену, то не лучше и комбинация этих теорий.
Итог этого обозрения неудачных теорий ясен: нет серьезного претендента, который дал бы натуралистическое объяснение выживанию евреев. И если вам говорят, что есть и другие древние культуры, которые выжили, и поэтому выживание иудаизма не удивительно, так это не так. Существование индуизма, конфуцианства и других древних культур не имеет отношения к еврейскому выживанию. Причина в том, что они существовали в других условиях, в которых выживание вполне ожидаемо, а мы существовали в таких условиях, которые должны были заставить нас исчезнуть. Рассмотрим аналогию: на пляже сто человек загорают, а двадцать – в воде. Внезапно возникает подводное течение и на тридцать минут утягивает под воду тех, кто в воде. Из них восемнадцать тонут, а двое остаются в живых. Не удивительно, что сто человек на берегу не утонули, а восемнадцать в воде утонули. Только выживание двоих из тех, кто тридцать минут находились под водой, требует особого объяснения. Те древние культуры, которых сохранились, оставались в своих странах так же, как и большинство их народа, и при этом большую часть времени сохранялась их национальная независимость. Почему же им не выжить? Они – люди на берегу. А евреи – люди под водой. Они пережили такое, что погубило всех остальных. Только еврейское выживание требует особого объяснения.
Если еврейскую историю нельзя понять натуралистически, тогда слепое приложение натуралистической методологии к деталям еврейского опыта также ошибочно. Представьте ботаника, который изучает флору сада. Когда он проверяет и классифицирует все цветы, кусты, травы и деревья, он видит бабочку. Он думает: «А это что за цветок? Нет корней, нет листьев...» Пока он пытается прикладывать правила ботаники к бабочке, он ничего не понимает! Так же и факты еврейской истории невозможно понять, если рассматривать их также как события натуралистической истории других наций. К примеру, увидев аналогичные идеи, предположить, что евреи их заимствовали у соседей, как это делали другие народы, будет совершенно неоправданным сравнением. Если бы мы были объектом культурных влияний, как другие народы, нас бы уже не было!
Таким образом, необходимо выделить сверхъестественный элемент еврейского выживания. Поскольку никакое натуралистическое объяснение не работает, непредвзятый наблюдатель должен, по крайней мере, серьезно рассмотреть возможность сверхъестественного объяснения и проверить его со всей возможной объективностью, которой он владеет. Мы должны отвергнуть позицию одного философа, который сказал, что если бы он лично услышал, что Б-г говорит с Синая, он бы тут же бросился к ближайшему психиатру: поскольку Б-га не может быть, значит, его переживание доказывает, что он сумасшедший. Если явление получило серьезное подтверждение, но никакая из теорий не дает ему объяснения, следует мужественно пойти по иным путям. Таким образом, еврей, в конце концов, откроет изначальный Источник еврейского выживания.
Резюме: Поскольку еврейское выживание не удается объяснить натуралистически, натуралистическая модель, которая эффективна для объяснения других культур, не может быть адекватно использована для еврейской истории. Единственное подходящее объяснение – Б-жественное провидение.
Здесь нам нужно вспомнить свидетельство, приведенное в первой главе, которое показывает значительное преимущество жизни еврейских общин. Одних предпосылок недостаточно, чтобы выжить: должна быть еще и позитивная цель - условия жизни должны быть достаточно хорошими, чтобы стоило бороться за жизнь! В случае с еврейским выживанием свидетельство показывает, что это требование успешно выполнено. Действительно, качество еврейской жизни превосходит то, что есть у соседей. (Конечно, все это следует рассматривать на фоне общих интересов. Было бы абсурдно утверждать превосходство еврейской жизни на основании того, что они соблюдают кошер, – ведь больше никого это не интересует!) Успех в семейной жизни, проблемах наркомании, преступности, грамотности и образовании ставит еврейскую общину особняком, хотя она живет в том же физическом, экономическом и политическом окружении, что и ее соседи.
[Здесь не идет речь о наглухо закрытых хасидских общинах. Хотя они могут радоваться более высокому качеству жизни, но достигают его путем изоляции. Только в этих строго контролируемых, исключительных условиях они достигают успеха. Может быть, верно, что любая культура способна достичь более высокого качества жизни, изолируясь и строго контролируя все условия. Но тогда не раскрывается вклад этой культуры в качество жизни. Особенность традиционного иудаизма в том, что он радуется более высокому качеству жизни при тех же условиях, в которых культуры, среди которых он живет, не достигают подобного уровня жизни.]
Эти две особенности еврейской культуры, о которых я уже говорил – выживание и качество жизни – представляют беспримерный прагматический успех выживания с более высоким уровнем качества жизни. Мы смогли выжить и создать относительно более высокое качество жизни при условиях, когда ни одна другая цивилизация, ни одна другая культура, ни одна другая религия не могли функционировать.
Как выживает и процветает цивилизация? Я здесь не собираюсь сказать ничего особенно глубокого. Я только хотел бы, чтобы у меня был глубокий ответ на этот вопрос! Скорее, я собираюсь дать вам способ описания этого феномена.
Цивилизация – это модус операнди (существующий метод действия), набор правил для выживания. (Многим из этих правил формально не учат, но они присущи поведению людей в этой цивилизации.) Эти правила должны быть приспособлены к условиям жизни. А если они не приспособлены, общество не процветает. И если нет, тогда есть две возможности. Или общество меняет свою практику, или цивилизация распадается. Если она слишком жесткая, а условия жизни радикально меняются, тогда она просто исчезает. А если цивилизация более гибкая, она может поменять характер, чтобы отвечать новым условиям.