Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 24 из 27)

И вот перед нами цивилизация, Традиционный Иудаизм: он выжил в самых разных и тяжелых условиях, которые когда-либо переживало человечество. Был период успеха традиционного иудаизма, когда у нас было свое царство. Был период, когда традиционный иудаизм существовал в условиях завоевания другими народами и влияния чужих культур. Если бы мы были гибкими и менялись в соответствии с новыми условиями, сегодня были бы десятки разных «традиционных иудаизмов». Но ни один из этих обычных сценариев не описывает то, что произошло. Как это объяснить?

Вот единственное объяснение. Традиционный Иудаизм – не приспосабливается к вариантам человеческого существования. Он приспособлен к константам человеческого существования. Традиционный иудаизм не приспосабливается к условиям жизни, которые меняются, он приспособлен только к условиям жизни, которые не меняются. Поэтому, если бы Традиционный Иудаизм приспособился жить в горах, тогда бы этот горный иудаизм отличался от долинного или пустынного. Если бы Традиционный Иудаизм приспособился к благоприятным экономическим условиям, тогда бы он стал совершенно иным в тяжелых экономических условиях. Если бы Традиционный Иудаизм был приспособлен к мирным условиям, тогда бы во время войны у евреев был иной традиционный иудаизм. Если бы Традиционный Иудаизм приспособился к жизни под властью мусульман, тогда бы у нас был совершенно иной традиционный иудаизм под властью христиан.

Если бы Традиционный Иудаизм приспосабливался к местным условиям, тогда бы его история привела к развитию многих форм традиционного иудаизма, поскольку эти местные условия очень сильно различались. Традиционный Иудаизм тогда бы выглядел более ли менее как современное христианство. Если существует одна основополагающая форма Традиционного Иудаизма по всему миру, которая придерживается тех же основных принципов, тогда дети из разных общин могут заключать браки, люди могут есть в доме друг у друга и молиться в одних синагогах (как это и происходит сегодня). Это значит, что Традиционный Иудаизм не может приспосабливаться к местным условиям. Традиционный Иудаизм приспособлен только к универсальным условиям человеческого существования.

Существование многих не-традиционных форм иудаизма не опровергает этого положения. По нормам человеческого опыта, не должно было быть одного различимого всемирного иудаизма, который говорит о себе, что он представляет собой продолжение исторических принципов иудаизма. Другие группы решали изменить историческую традицию, но не достигали успеха. Удивительно не общее согласие по поводу еврейской практики, а то, что разнообразные условия еврейского существования никак не переменили исторические основы иудаизма.

Это загадка. Почему так? Что могло побудить цивилизацию преодолеть соблазны приспособиться к местным условиям? Так не поступал никто. Все менялись в соответствии с условиями ради лучшего контакта со средой обитания. Как Традиционный Иудаизм стал единственной цивилизацией, которая устояла от адаптации к местным условиям и поддерживала чистоту своей приспособленности исключительно к константам человеческого существования? У меня нет натуралистического ответа на этот вопрос. Это еще одно уникальное качество еврейской истории.

Резюме: Цивилизация – это набор правил для выживания. Эти правила сохраняются только если не вступают в конфликт с окружающей жизнью. Если они приспосабливаются к вариациям среды, то с их изменениями, они тоже должны меняться или исчезать. Выживание Традиционного Иудаизма в совершенно разных условиях означает, что Традиционный Иудаизм в отличие от других культур приспособлен только к константам человеческой жизни.

И наконец, можно доказать, что Традиционный Иудаизм имеет большее влияние на мировую цивилизацию чем любая другая культура. Эта маленькая относительно немногочисленная группа людей изменила мировые религии, мировые ценности, общий взгляд на мир в большей мере, чем любая другая группа.

Подумайте, чем был мир три тысячи лет назад, и представьте прогресс за эти три тысячи лет. За это время мир становился все более и более еврейским. Три тысячи лет назад все были идолопоклонниками. Сегодня многобожие распространено несравненно меньше. Может быть, это еще есть в чистом виде в индуизме. Вероятно, так можно сказать о некоторых течениях в христианстве, а, может, и нет. Но со времени, когда во всем мире было многобожие, он, в основном,, избавился от этого извращения. Древний мир, в котором боги были просто сверхчеловеками, со всеми присущими человечеству пороками и проблемами – войнами друг с другом, и так далее – в основном преодолен. Если взять вместе христиан и мусульман, то больше полутора миллиарда людей на земле признают божественность Библии (даже если они во многих случаях ее неправильно толкуют или используют).

Концепция справедливости – это, по сути, библейская концепция. Можно показать, что вообще мораль – нововведение Торы. В древнем мире не было понятия морали. И поскольку мораль стала современной идеей, с которой связывает себя большая часть человечества, по крайней мере, как с идеей (потому что практика это дело другое!) – это тоже свидетельство иудаизации мировой цивилизации.

Все это черезвычайно удивительно. Превзойден даже вклад греков в цивилизацию. Греческая наука теперь замещена современной наукой. Фактически, многое, что было сделано в эпоху Ренессанса, представляет собой пересмотр греческой науки. Греческая философия? Есть еще люди, которые изучают древнегреческих мыслителей. Но если говорить о влиянии на современную мировую идеологию, то, в основном, греки уже отошли, так же как и римляне, и средневековье, и Возрождение. Только Традиционный Иудаизм по-прежнему в настоящее время вносит свой вклад в качество и условия жизни мировой цивилизации в целом.

Резюме: Традиционный иудаизм внес и продолжает вносить самый большой вклад в развитие цивилизации. Он проявляется и в преодолении многобожия, и в признании Библии, и в принятии библейских концепций справедливости и морали.

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главы 4-7 представляют сумму свидетельств. Теперь давайте оценим все суммарное свидетельство в свете того, что оно должно было показать. Первое – это уникальность еврейской истории. Вспомним марсианскую перспективу, которую мы обсуждали в третьей главе. Мы говорили, что марсианин исследовал все цивилизации и дошел до еврейской. Он расклассифицировал все события: что происходит с народами при успехе и неудаче, во время войны и мира, голода и изгнания, здоровья и болезни, экономического краха и процветания, и так далее. Таким образом он мог предполагать, в каких ситуациях цивилизация развивается, а в каких распадается. И тогда мы спросили: «Сочтет ли марсианин евреев таким же народом как другие, который аналогично реагирует на окружающие условия, или нет? Или следует его считать соврешенно уникальным в истории?»

Все особенности, которые я перечислил в предыдущих главах, должны убедить марсианина, что еврейский народ совершенно уникален. Во-первых, у евреев есть предсказание событий, которых нельзя было предположить, потому что для стороннего наблюдателя они очень мало вероятны, однако они произошли. Наш расчет показал, что примерная вероятность воплощения предсказаний Дварим, 28-30 – 1/16000, и тем не менее это исполнилось.

Во-вторых, евреи стали свидетелями чудесных событий. Среди них уникальные чудеса, которые происходили со всем народом, и на которые другие народы даже не претендуют. Удивительные и уникальные события, которые произошли в еврейской истории, служили поддержкой иудаизму, способствовали его выживанию и спасали иудаизм от угрожающих обстоятельств. В-третьих, иудаизм выжил и развивался в таких исторических условиях, которые были уникальны и должны были повести к дезынтеграции иудаизма, что особенно очевидно в сравнении с другими мировыми религиями. В-четвертых, у соблюдающих традиционный иудаизм евреев уникальное качество жизни, и в пятых, они сделали уникальный вклад в мировую цивилизацию. Все это должно было убедить марсианина в том, что еврейская история совершенно уникальна.

А как должен поступить марсианин с таким необычным явлением? Мы уже говорили в главе третьей: если вы встречаетесь в знакомой сфере с уникальным феноменом, который не можете объснить подобно другии, тогда вам нужно расширить арсенал объяснений, чтобы объяснить и новый феномен. В связи с этим мы приводили пример из физики, когда известными в начале века силами нельзя было объяснить компактное расположение протонов в ядре атома и пришлось ввести новую, ядерную силу, которая преодолевает электростатистическое поле, отталкивающее одинаково заряженные частицы.

Подобным образом, если у вас есть уникальное историческое явление, необъяснимое обычными воздействиями, вызывающими другие исторические явления, вы должны предположить существование иной силы воздействия. А описывая этот феномен, вы непрямым образом можете частично получить какие-то качества самой этой силы, способной обусловить уникальные качества этого явления.

Повторим эти особенности: маловероятное истинное предсказание, чудесные события, которые помогли созданию и сохранению еврейской религии, выживание иудаизма, противоречащее общему историческому опыту и его нормам, уникально высокое качество жизни, характерное только для еврейских общин, и влияние иудаизма на всю мировую цивилизацию. Какая же сила может нести ответственность за все эти качества?

Во-первых, это должна быть могучая сила. Она поддерживала существование целой цивилизации, разделила Красное море, открылась на Синае, давала народу ман, и так далее. Во-вторых, эта сила должны быть разумной. Слепая или несведущая сила не могла бы поддерживать существование цивилизации. Третье, она должна быть особенно заинтересована в иудаизме. Такие вещи не происходили с индусами, эскимосами, китайцами. Они произошли только с евреями, значит, эта сила должна быть особенно заинтересована в евреях.