Смекни!
smekni.com

Жить, стремясь к истине (стр. 25 из 27)

Но, в четвертых, она не может быть сосредеточена только на евреях. Если бы это было так, она могла бы отправить евреев в какую-нибудь незаселенную местность и поддерживать их там, сохраняя с ними особые отношения. Вместо этого евреи были приведены на перекресток трех континентов и повлияли на развитие мировой цивилизации. Очевидно, эта сила заинтересована и во всем человечестве, а не только в евреях. Она заинтересована в том, чтобы иудаизм оказал воздействие на развитие всей мировой цивилизации.

Все это качества Б-га, согласно еврейской концепции Б-га. Эти описания Б-га прямо подтверждаются историей.

Резюме: Иудаизм уникален своим маловероятным и сбывшимся предсказанием, массовыми чудесами, выживанием, качеством жизни и влиянием на мир. Сила, способная привести к таким явлениям, должна быть могучей, разумной, заинтересованной в выживании иудаизма и его влиянии на мир. Это все можно подтвердить историческими фактами.

_________________________________________________

Это мы можем прямо утверждать. Остальное – другие описания проявлений и качеств Б-га: бесконечность, создание вселенной, и так далее – не так прямо подтверждается историей. Есть в иудаизме описания событий, которые невозможно непосредственно проверить: это описания будущего, когда придет Машиах, или того, то происходит с душой после смерти – это прямо подтвердить нельзя. Но, как я уже говорил в третьей главе, если все это части одного источника информации, проверяемые аспекты которого подтвердились, тогда мы распространяем свое доверие и на те его части, которые не в состоянии проверить, поскольку весь источник оказался кредитоспособным. Так мы поступаем всегда при оценке информации.

Все это, по-моему, ставит иудаизм в особое положение: истинность его наиболее вероятна по сравнению со всеми другими альтернативами. Кроме того, у других религий, как мы видели в главе второй, вообще нет релевантных свидетельств. Только иудаизм дает возможность себя проверить, и свидетельство в его пользу оказывается достаточно убедительным. Светский взгляд на мир здесь оказывается бессильным, потому что не может объяснить все эти явления: ни выживания еврейского народа, ни проверенных сообщений о чудесах, ни истинности предсказаний, ни уникального качества жизни, ни влияния иудаизма на мировую цивилизацию, ни, конечно, всей суммы этих феноменов.

Ну, я полностью победил всех скептиков? Разве не может скептик и сейчас сказать, что пока он не в состоянии все это объяснить, но, возможно, в будущем ему это удастся? Да, это все еще мыслимо, что Б-га нет и что все это произошло по натуралистическим причинам, которые пока мы еще не нашли. Но я напоминаю вам, что мы играли не в такую игру. Такой подход удовлетворил бы только Декарта. Все еще можно представить себе, что избранная гипотеза неправильна – но это верно по отношению ко всему, во что вы верите, что знаете, на что полагаетесь. У всего есть мыслимые альтернативы, которые нельзя аболютно исключить.

Однако мы с вами договаривались не о таком критерии. Мы договорились о большей вероятности истины по сравнению с ее альтернативами. И причина, по которой мы выбрали такой критерий, заключается в том, что иудаизм – это практика. В иудаизме нужно принимать решения. А критерий принятия ответственного решения – это большая вероятность истины. Можно ли в принципе найти иную гипотетическую причину явления (а как мфы уже говорили, большинство философов несогласны с критерием Декарта), это к нам отношения не имеет – мы должны решать, как жить. А решения о том, как жить, делаются на основе более высокой вероятности истины по сравнению с ее альтернативами, если, конечно, эти решения принимают ответственно. С таким критерием мы оцениваем поступки других людей. И если это критерий, которым мы пользуемся во всех других случаях практической жизни, значит, мы должны им пользоваться и в этой области. Поэтому иудаизм – единственный ответственный способ жизни.

Резюме: Та часть Торы, которую невозможно прямо подтвердить историческими фактами приобретатет кредитоспособность за счет того, что принадлежит к одному достоверному, проверенному источнику информации. В результате, вероятность истинности иудаизма выше по сравнению со всеми его альтернативами (светским взглядом на мир и другими религиями). Поскольку иудаизм – практика, мы должны заключить, что это единственный ответственный способ жить.

_____________________________________________________

А когда оценена сила свидетельства истинности Торы, естественно возникают два вопроса. Первый: если очевидность так убедительна, почему так немного людей верят в истинность Торы? Второй: если Тора – единственная истина, нет ли у нас обязанности прпоповедовать, разъяснять это другим? Но это противоречит постоянному отказу иудаизма заниматься миссионерством. Ответим на оба вопроса по очереди.

Первый вопрос выражает общее убеждение: Если истина подтверждается доступными свидетельствами и простой логикой, ее должно принять подавляющее большинство людей. Но это убеждение совершенно не верно.

Возьмем для примера антисемитизм. Существуют, по крайней мере, сотни миллионов антисемитов. Они верят, что евреи злые, грязные, недочеловеки, и так далее. И при этом многие из них живут среди евреев. У них нет никаких свидетельств их веры. Если бы они отвели на это время, они бы собрали колоссальные свидетельства против своей веры. Но они продолжают настаивать на своей глупости.

Или форма земли. Уже больше двух тысяч лет назад существовали значительные свидетельства того, что земля круглая. (Хотя в это верили только немногочисленные интеллектуалы.) Наблюдения за звездами, которые делали моряки, различие теней в полдень разных местах земли, исчезновение корабля за горизонтом – свидетельств было много. Но почти никто не ставил под вопрос «очевидную истину», что земля плоская.

Возьмите любую облать человеческого знания или деятельности – приготовление пищи, экономику, мореплавание, добычу полезных ископаемых, коллекционирование марок – разве большинство людей знают правду об этих предметах? Обычно знают правду только те люди, которые отвели время на изучение этих вопросов, но они составляют незначительное меньшинство.

Мораль такова: Часто то, что можно установить на основе доступных свидетельств, применяя простую логику, известно только незначительному меньшинству людей.

Объяснения этого неуспеха в открытии истины меняются от случая к случаю. В отношении истинности Торы, это понять не трудно. Во-первых, очень немногие имели доступ к изложенной нами здесь информации. Во-вторых, очень немногие могут непредвзято исследовать религию, потому что семейная и социальная жизнь очень связаны с религиозными правилами и убеждениями. В третьих, приведенное здесь рассуждение не так просто. [Я бы хотел сделать его проще!] Требуется значительное интеллектуальное усилие, чтобы проследить до его конца. Этих трех факторов достаточно, чтобы объяснить, почему принятие истинности Торы так ограничено.

Второй вопрос: Если Тора истина, разве мы не должны ее разделить со всем миром? Иудаизм не верит в активный поиск обращенных. Разве это не подразумевает, что мы, на самом деле, не верим в истинность иудаизма?

У многих есть такое заблуждение. Они начинают с истины, с того, что иудаизм не старается обратить людей в свою веру. А дальше переходят к ложному выводу, что иудаизм принимает, что другие религии истинны для других народов. А отсюда они приходят к заключению, что иудаизм не считает себя истинным.

Давайте просеем факты. Иудаизм – истина, открытая Творцом всей вселенной. «Еврейский Б-г» – единственный. Он Б-г индуистов и даосов так же как и Б-г евреев. А если индуисты и даосы его не признают, значит, их религиозная вера неправильная. (См. гл. 2)

Когда люди проживают свою жизнь, основываясь на ложных верованиях, – это трагедия. Это верно по отношению к медицине, экономике, питанию и (более всего) к религии. Поскольку у нас есть истина, безусловно наша обязанность разделить ее с другими. Это означает учить их, что это истина – но не более того.

Теперь представьте, что мы в этом преуспели. Неевреи придут и увидят, что Тора – истина. Что тогда? Поскольку в Торе есть место и для верующих неевреев, мы объясним им, как верующим неевреям полагается служить Б-гу. Тора не требует от них переходить в иудаизм, чтобы верно служить Б-гу, поэтому и мы не заинтересованы в их гиюре.

Мы не занимаемся миссионерством, потому что Тора – единственная религиозная истина, которой у нас есть обязанность обучать всех – она не требует от евреев ничего иного.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для тех читателей, которые обеспокоены тем, что я собирался придти к серьезным выводам относительно истины и ответственных действий, не давая никакого философского определения этим концепциям, я предложу следующее.

ПАРАДОКС АНАЛИЗА

Значительная часть философии представляет собой попытки дать определения: свидетельство, истина, знание, справедливость, добро, причинность, и так далее. Существует проблема понимания поиска определений. Эта проблема называется «Проблема анализа». «Парадокс» заключается в следующем:

Мы или понимаем концепцию, которую пытаемся определить, или не понимаем. Если мы ее понимаем, зачем нам определение? А если мы ее не понимаем, как мы можем оценить предложенные определения? Как мы можем решить, правильно ли данное определение или нет?

В свете этого, весь проект поиска верного определения оказывается ненужным или невозможным. Вот разрешение этого «парадокса»: у нас есть частичное понимание. Некоторые аспекты концепции мы понимаем, а другие – нет. Мы используем то, что понимаем, чтобы оценить предложенное определение. А потом используем это определение, чтобы прояснить ту часть, которую мы еще не понимаем.