Третья сфера общественной заботы – преступность. Каждый хочет жить в обществе с самым низким уровнем преступности. И здесь еврейская традиция может гордиться тем, что уровень преступности, в особенности с применением насилия, чрезвычайно низок. Представьте себе интервью с американским полицейским в районах, густо населенных традиционными религиозными евреями. Вы спрашиваете его, сколько раз ему приходилось являться по вызову об убийстве, изнасиловании, избиении, похищении людей, вымогательстве с применением насилия, ограблении, избиении и мучительстве детей, и так далее... Такие преступления в ортодоксальной общине почти не встречаются[DJ3] .
Четвертая сфера – грамотность. В традиционной общине сто процентов детей грамотны – умеют читать. И обычно речь идет о двух языках, что далеко превосходит общую ситуацию в стране.
Никто не говорит, что следование Торе делает всех совершенными. Это, очевидно, не может быть правдой, и никто этого не утверждает. Но вот, чего мы можем ожидать, и что мы действительно обнаруживаем: община Торы значительно лучше окружающих общин. Настолько лучше, что если мы вернемся к первоначальному вопросу об уместности Торы в свете стандартной заботы народа о качестве жизни, мы должны признать: Тора, конечно, уместна.
Пятая забота большинства людей – осмысленность жизни. Люди хотят понять, в чем смысл жизни, зачем она им дана, что с ней делать. Они хотят видеть перед собой достойную цель, знать, ради чего стоит жить, мучиться и трудиться. Как показал Виктор Франкль (знаменитый основатель экзистенциальной психотерапии, «логотерапии»), мы страдаем от экзистенциального вакуума, внутренней опустошенности, тоски и скуки, апатии, о которой писали философы. Мы хотим знать, куда мы идем, почему мы туда идем, и в чем важность движения по тому или иному пути.
Осмысленность – функция отношений, контекста, обстоятельств и связей. Чтобы осознать смысл своей жизни, человек должен иметь историческую перспективу прошлого, представление о будущем и понимание, как его жизнь соотносится с этой исторической перспективой. Иудаизм дает человеку эту перспективу. Он сохраняет важные эпизоды истории, показывает ее динамику и законы: откуда все исходит, куда идет, и с какой целью. И тогда человек может представить свое положение в этом потоке и осмысленность того, что он делает.
Кроме того, рассматривая жизнь по отношению к окружающему, мы также анализируем ее разные периоды. Например, каждый год или каждое критическое событие: рождение, достижение зрелости, вступление в брак, появление детей или смерть. Все это стадии общего пути, поэтому каждая ступень, в какой-то мере, определяется предыдущими шагами, так возникает ясная картина осмысленности каждого шага. Эта интеграция жизненных событий позволяет человеку организовать все детали в одном плане, вокруг одной центральной темы, чтобы каждая частность способствовала выражению единого целого. И хотя это только маленькие детали, они вносят вклад в общее дело. А это, в свою очередь, делает осмысленным каждый из выборов человека и усиливает осознание общего смысла жизни. И в этом отношении, если нам важно, чтобы наша жизнь имела смысл, Тора вполне релевантна и актуальна для наших дней.
_________________________________________Резюме: Иудаизм уместен, потому что вносит вклад в достижение наших целей. В особенности, успех брака, снижение наркозависимости и преступности, всеобщую грамотность и осмысленность жизни.
И, наконец. Кроме того, что Тора прекрасна, глубока, благородна, бросает вызов и расширяет сознание, и так далее, она – истина. И поскольку Тора истинна, она, конечно, релевантна. Если я хочу успешно жить в окружающем мире, если стремлюсь к тому, чтобы мои действия были разумно связаны с моими целями, я должен знать природу мира.
Важно еще обратить внимание на то, что истина не только связана с выбором средств, но и с постановкой самих целей. А цели бывают несовместимы. Иногда человек не в силах достичь своих целей, потому что мир не дает ему это сделать. И тогда успех в одном закрывает дорогу другому: так человек делает свой выбор. Невежество мира может вынудить его распыляться и тратить силы на цели, которые не могут быть одновременно реализованы, и это трагично.
Например, можно показать, что провал коммунизма был обусловлен несовместимостью двух его целей: стремлением к полному контролю централизованной власти над обществом и к достижению успеха в экономике. Но если для эффективного приложения сил необходима индивидуальная свобода, а для развития экономики нужны нововведения, то коммунизм не может достичь успеха.
Вот еще пример популярного сочетания целей. Многие считают: что, с одной стороны, иудаизм необходимо сохранить, потому что он вносит очень важный вклад в развитие общества. А с другой стороны, необходимо осовременить, чтобы достичь культурного компромисса с западными идеями. Но если человек начнет серьезно учить историю, в особенности еврейскую, он скоро осознает, что эти цели несовместимы. Многие пробовали добиться культурного компромисса с враждебными цивилизациями. И каждый раз дело кончалось провалом, полной культурной дезинтеграцией. (Подробное обсуждение этого вопроса смотри в разделе пятом – Историческая проверка Торы.)
Аналогично, тот, кто хочет внести вклад в моральную зрелость человечества и в то же время способствовать развитию Западной Цивилизации, должен посмотреть на Германию. Она представляла собой до Второй Мировой войны вершину развития западной цивилизации: в искусстве, литературе, науке, поэзии, музыке, и так далее. Но морально за одно десятилетие Германия деградировала до самого низкого уровня, до которого когда-либо опускалось человечество. Поэтому уместно спросить: «Не является ли западная цивилизация просто внешним прикрытием, личиной, не имеющей никакого отношения к зверю, который сидит внутри? (А, может быть, она даже помогает развитию такого зверства?)». Во всяком случае, нужно очень тщательно проверить, могут ли сочетаться обе эти цели, оба этих аспекта.
На этих примерах мы увидели, как знание истины помогает не только выбирать правильные средства для достижения цели, но и разумно их ставить. Для этого нужно предварительно выяснить, не противоречат ли они друг другу и могут ли быть реализованы.
_________________________________________Резюме: Иудаизм релевантен, потому что сообщает истину о мире. А она помогает нам принимать правильные решения, выбирая подходящие средства и цели, которые возможно реализовать.
К такому выводу мы приходим, если рассматриваем вопрос об уместности, как будто он имеет смысл. Но сейчас я покажу, что, на самом деле, это не вопрос, то есть он не корректен. Почему?
Что вообще означает «релевантность», или «уместность»? Релевантность – понятие относительное. Правильно спрашивать: для чего релевантен? Когда я говорю, что нечто релевантно, то, на самом деле, я имею в виду релевантность в каких-то определенных границах, обстоятельствах и отношениях: релевантность по отношению к данным целям и ценностям.
Например, человека берут на работу. Говорит ли тот факт, что в нем пять футов и два дюйма роста, о том, что этот человек релевантен? Это зависит от обстоятельств. Если он должен работать счетоводом, этот факт нерелевантен, а если он идет в баскетбольную команду, тогда да, релевантен. Всякий вопрос о релевантности подразумевает определенные цели и ценности. Для меня вопрос об уместности религии в наше время означает ее релевантность относительно моих целей и ценностей. Но это предполагает, что они у меня уже есть. А если так, можно поставить вопрос, на каком основании они избраны, как обоснованы и оправданы?
В нашем случае, Тора не представляет себя орудием, способом, с помощью которого мы можем осознать наши цели и ценности вне еврейства и Торы. Причина в том, что Тора сама представляет полный набор ценностей. Тора указывает и определяет, какие у нас должны быть цели. То есть Тора содержит в себе или представляет собой полный, абсолютный стандарт релевантности.
Единственная возможность задать вопрос о релевантности Торы, это принять решение не относиться к ней как к истине, не воспринимать ее в свете ее собственных идей. Значит, заимствовать стандарт релевантности из какого-то другого источника. Итак, Тора устанавливает свой стандарт релевантности, поэтому спрашивать, релевантна она или нет – это задавать нелепый вопрос.
Приведу аналогию. Есть международная комиссия, которая определяет условия международных шахматных соревнований. Когда она опубликовала окончательные правила, мы не можем спросить: «А действительны ли эти правила? Это правильные шахматные правила или нет?» Такой вопрос абсурден, потому что комиссия уже приняла определенные решения, которые стали шахматными правилами.
И так же в нашем случае. Если Тора мне диктует, какие у меня должны быть цели и ценности, и они становятся моими стандартами релевантности, то я уже не могу ставить вопрос о релевантности Торы. Тогда Тора определяет релевантность всего остального. И тут следует ставить вопрос иначе: не релевантна ли Тора для меня, для человечества, для общества? А наоборот: релевантен ли я Торе? Является ли моя жизнь релевантной? То есть я становлюсь тем, у кого спрашивают, а не тем, кто ставит вопрос.
_________________________________________Резюме: Понятие «релевантность», уместность, означает соответствие стандартному набору ценностей и целей. Спрашивать, релевантна ли религия, значит, оценивать религию, сравнивая ее с внешним, не относящимся к ней стандартом. Еврейская традиция, иудаизм имеет свои ценности и цели в полном наборе, это и есть его стандарт релевантности. Поэтому оценивать релевантность иудаизма извне, пользуясь внешним стандартом, означает его фальсифицировать. Иудаизм – стандарт релевантности для всего остального.