Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 17 из 35)

ночевал у сотрудников журнала. Мне удалось получить его только раз.

Спокойный, рассудительный, ничуть не сентиментальный. как ни странно,

воспитанный, обладающий природным тактом, Борис был к тому же очень

самостоятельным мужчиной, отказывался от рублей и пирожных и только в одной

страсти не умел себя сдерживать - в страсти фотографировать. Хотя аппарата у

него не было, все копейки он тратил не на мороженое, а на проявители,

закрепители и фотобумагу. С немалым трудом Н. С. Ильиной удалось устроить

его в Калининградский детский дом. По странному стечению обстоятельств

профилирующим предметом была в нем фотография.

Вся редакция провожала Бориса. Он был причесан, умыт, одет во все

новое, а за плечами у него был рюкзачок, в котором лежала новенькая "Смена"

с полным набором проявителей и закрепителей.

Вот, собственно, и вся историю Бориса. Наверное, я рассказал ее не

столь академично, как того требуют обстоятельства, но что поделаешь,

рассказчик - тоже человек.

Перейдем к выводам.

В холле "Комсомольской правды" на обелиске высечены имена шестнадцати

газетчиков, погибших в Вели кую Отечественную войну с удостоверениями

корреспондентов, но как рядовые солдаты. Их смерть, жизнь и работа остаются

примером для нас и в мирное время. Мы всегда обязаны помнить, что для

журналистов никто не пишет "особых" законов, не придумывает "особой" морали.

Мы должны и работать, и жить, принимая решения и как газетчики, и как

рядовые советские граждане. Такой подход к нашей профессии - основа основ

журналистики. Впрочем, вряд ли кто из нас воспринимает профессию иначе.

Нельзя забывать и о том, что в сравнении с другими рядовыми гражданами

мы, представители чрезвычайно острой профессии, несколько лучше вооружены: у

нас всегда остается реальная возможность газетного вмешательства и

разоблачения зла. Эта возможность - тоже оружие журналиста, тоже форма его

активного вторжения в жизнь. Однако пользоваться таким оружием следует

осторожно, то есть профессионально. Категорически нельзя позволять "личному"

перехлестывать через край и сводить с помощью газеты личные счеты. Надо

всегда стоять на принципиальных государственных и партийных позициях,

постоянно ощущать ответственность перед обществом и помнить, что мы работаем

в газете как представители и выразители общественного мнения. Вот почему

сотрудники отдела писем, получив жалобы читателей, проверив их с помощью

собкоров "на местах" или по телефону, составляют "сопроводиловки", в которых

выражают свое отношение к факту, а затем пересылают жалобы в соответствующие

инстанции. Нет ни статей, ни публикаций, и между тем "меры приняты"!

Очеркисты, по-моему, тоже могут писать "сопроводиловки", звонить по

телефонам и лично ходить по инстанциям независимо от того, намерены или нет

писать материал, - разумеется, с санкции руководителей газеты или по крайней

мере поставив их в известность. Граница между перспективой написания статьи

и ее реальной публикацией весьма подвижна, что делает само вмешательство

газетчика в какую-либо жизненную ситуацию действенным.

Приведу короткий пример. Ко мне обратилась в Горьком, когда я собирал

материал об ударничестве на заводе "Красное Сормово", некая Валя М.,

работник заводоуправления: помогите с жильем! Супруг Вали, Владимир, пошел

работать монтажником на строительство Сормовской ТЭЦ по объявлению,

напечатанному в "Горьковской правде"; всем семейным в течение трех лет

гарантировали получение квартир. Но миновали три года, и уже четвертый на

исходе - квартиры нет.

В один из дней я заехал на ТЭЦ, и, по достоинству оценив визит

журналиста, начальник стройуправления выдал официальный документ: квартира

М. будет дана в очередном квартале. Потом я вернулся в Москву, занялся

своими обычными делами, но в кондуите записал: "Квартира М. обещана в первом

квартале". Миновало время, я позвонил из редакции начальнику

стройуправления. Как понимаю, он решил, что все забыто и потому был удивлен,

услыхав мой голос. Затем я подстраховал дело звонком из Москвы в

горисполком, и через неделю в редакцию официально сообщили из Горького, что

квартиру М. дали.

"Эпопея" семьи М. свидетельствует о том, что, если уж журналист берется

за доброе дело, должен относиться к нему не как к мимоходному и

"междупрочному", а как к занятию, требующему усилий и последовательности,

настойчивости и ума.

Возникает вопрос: а почему бы в самом деле не выступить в газете по

поводу квартирных дел семьи Вали М., не воплотить перспективу публикации в

реальность? Разве мало в этой истории назидательного и полезного для всех?

Ответ таков: я бы, возможно, и выступил, будь у меня концепция. вникни я

основательно в дело и разберись в деталях. Писать же, не ощутив в полной

мере проблему, не стоило. Но я был занят ударничеством на "Красном Сормове",

а следом по графику шла работа над очерком "Остановите Малахова!" - короче

говоря, как ни велик был соблазн, но разорваться невозможно. Значит ли это,

что, не имея возможности вмешаться в попутное дело серьезно, журналист

должен вообще пройти мимо него? Конечно же нет! Он и тут должен проявлять

настойчивость, помня при этом, что его упорство является всего лишь

средством для достижения цели. Цель же - с помощью конкретного добра

утверждать нормы социалистической морали.

"При исполнении". Я кладу в чемодан книгу. Непременно беру с собой

книгу. Какую? Нет, не просто для чтения, хотя и это неплохо. Для работы.

Принцип подбора книг бывает разный: географически-познавательный, смысловой

и даже психологический. Отправляешься писать об ударничестве - и берешь

томик В. И. Ленина со статьей "Как организовать соревнование?" Едешь, к

примеру, на Дальний Восток, - почему бы не взять с собой чеховский

"Сахалин"? Твой путь в колонию для несовершеннолетних, и в чемодан кладется

"Трудная книга" Г. Медынского. Командировка на БАМ - очень кстати будет

"Мужество" В. Кетлинской. Едешь разбираться в остром конфликте или на

какое-нибудь трудное дело, связанное с чьей-то безнравственностью или

преступлением, - что поможет тебе обрести холодное перо при горячих мыслях?

Что даст душевное равновесие, когда ты работаешь "один на один", умерит твой

пыл в изложении обстоятельств, подскажет верную тональность в письме и в

поведении на месте? Мне лично - тургеневские "Записки охотника" или "Вечное

безмолвие" Д. Лондона.

Журналист, собирающий материал, - это человек, идущий по следу.

Несмотря на то, что след может привести и к положительному, и к негативному

материалу, состояние газетчика на задании всегда приподнятое, нервы

напряжены, зрение обострено, слух насторожен, трата умственной и физической

энергии повышенная. Между тем всего час или сутки назад, оформляя

командировку и бегая по коридору редакции, мы были такими, "как все". Но

стоит нам оказаться в самолете, в поезде или в машине, как что-то меняется в

нашей психологии, в голосе, в походке, во взгляде, будто появляются

дополнительная сила и решительность, - почему? Потому, что мы находимся "при

исполнении". Конечно же, не сами по себе мы становимся сильными - мы сильны

газетой, которую представляем. Но и сколько дополнительной ответственности

тяжелым грузом ложится на наши плечи! Мы не можем позволить себе в

командировке ни одного необдуманного слова или поступка. Никаких

сомнительных знакомств. Ни вспышек злобы, ни вспышек радости.

Каким образом удается сбрасывать с себя лишнее напряжение? Я достаю из

чемодана томик стихов:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил по какому поводу

Слегка увлажнена подушка"...

...Теперь, кажется, можно опять за работу.

СБОР МАТЕРИАЛА

Поведение. Собирая материал, мы были бы похожи на актеров, входящих в

образ по "системе Станиславского", если бы не одно пикантное соображение.

Дело в том, что актерский талант - это прежде всего талант перевоплощения,

который как бы независим от личных качеств исполнителя. Для того чтобы

сыграть умного героя, актеру не обязательно быть интеллектуалом. В

журналистике подобное невозможно. Нам никто не пишет текстов и не ставит

мизансцен. Мы сами и режиссеры, и драматурги, и исполнители. И потому,

собирая материал, все подчиняя этой цели, мы можем, думаю, прикинуться

хитрыми, доверчивыми, подозрительными, мягкими, наивными и т. д., оставаясь

при этом во всех случаях жизни принципиальными, честными, великодушными,

порядочными. Именно такие качества, сочетаемые с любой временной маской,

должны гарантировать и нам самим, и окружающим чистоту наших помыслов. И это

все при абсолютной четкости наших идейных и мировоззренческих позиций, о

сборе какого бы материала ни шла речь - положительного или отрицательного.

Добавлю к сказанному, что журналист, какого бы ума и таланта он ни был, но

действующий прямолинейно, обрекает себя на великие трудности, которые, увы,

не всегда кажутся мне преодолимыми.

Можно ли сделать вывод из сказанного, что для достижения цели - сбора

материала - "все средства хороши"? Нет, такого заключения делать не надо.

Способность журналиста к перевоплощению только тогда хороша, когда он имеет

дело непосредственно с источником сведений, но совершенно не годится, когда