Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 23 из 35)

чем, кроме как интересом к беседе, это желание вызывается? Пробудить его -

наша профессиональная задача. И для того чтобы успешно ее решить, сами

журналисты как личности должны быть прежде всего интересны своим

собеседникам.

Таково, по-моему, третье принципиальное положение.

Журналисту надо немало знать, во многом разбираться, всегда быть "в

курсе", аккумулировать уйму различных сведений, уметь ими пользоваться,

обладать подвижным мышлением, сообразительностью - все эти качества, некогда

провозглашенные абстрактно, выходят сейчас на вполне осязаемую "прямую".

Как и актеры, журналисты за одну свою жизнь проживают множество чужих

жизней, потому что о чем только им не приходится писать! Одно это

обстоятельство дарит им завидное отличие от других профессий, которое легко

становится преимуществом. Для любого инженера, врача, физика, плотника,

космонавта и зверолова мы, журналисты, - люди "со стороны", люди "свежие",

но никогда при этом не "чужие". Как ни экзотична какая-нибудь профессия. а

журналистика кажется еще более экзотичной хотя бы потому, что мы "и с

угольщиками, и с королями", как говорил В. Шекспир.

Как же не использовать в работе этот "природный интерес" к

журналистике, который только и остается подтвердить нашим действительным, а

не мнимым содержанием, нашей реальной, а не мифической способностью быть

нужными, полезными людям. Мы еще блокнота не вынули, еще рта не раскрыли,

вопроса не задали, а к нам уже есть неподдельный интерес собеседника! Не

погасить его, поддержать - вот, собственно, и "вся задача".

Это четвертое принципиальное положение.

Перехожу к последнему - пятому. Кто не заметил, что людям свойственно

исповедоваться - откровенно говорить о жизни? Это естественное человеческое

желание можно реализовать в разговорах с родственниками, друзьями или

знакомыми, но далеко не всегда получается "исповедь", потому что жизнь

устроена сложно и не способствует прояснению истинных отношений даже между

самыми близкими людьми, живущими под одной крышей. Носит человек в душе

любовь или ненависть и может всю жизнь проносить, никогда не выявив их, не

облегчив себе душу.

Говорить с человеком "со стороны" порой легче: в психологическом и

социальном смысле он как бы отстранен от исповедующегося, он вроде и не

чужой, но и не свой, ему скажешь - как отдашь, однако при этом не потеряешь.

Не то, что родственник, говоря с которым надо думать, что отдавать, а что

придерживать и как бы его не обидеть, не осложнить ему и себе существование,

не перегрузить лишними заботами - короче, множество привходящих мотивов

мешают откровенному разговору. И совершенно чужой сосед в купе поезда

дальнего следования - это тоже "другое". С ним откровенничать одно

удовольствие, но выйдет он ночью на маленькой станции, растворится во тьме,

и вся твоя исповедь пропала, и горе ненадолго облегчено, и радость не

поровну разделена. А человек так устроен, что ему мало высказаться - он

хочет быть услышанным, хочет доброго участия, совета, помощи, сочувствия.

Многие журналисты могут припомнить "исповеди", ими услышанные.

Припомнив, они непременно скажут, что откровенные разговоры получались

только в тех случаях, когда люди им верили, ни секунды не сомневаясь в их

высокой человеческой порядочности, в доброте их намерений, в их способности

доверять и доверяться. Стало быть, чтобы помочь людям реализовать

естественную потребность в откровенном разговоре, журналист должен быть

человеком в высоком смысле этого слова.

И это, я полагаю, последнее, пятое принципиальное положение.

Технология. Рецептов, как говорить с людьми, нет. Есть только опыт, но

на чужом опыте строиться - как на земле, взятой в аренду. И тем не менее,

призвав читателя к осторожности, изложу свои приемы работы.

Кому-то из великих принадлежит мысль: человеку дано всего два года,

чтобы научиться говорить, и целая жизнь, чтобы научиться слушать. Не правда

ли, это вроде про нас? Хоть бери и пиши на журналистском знамени: истинный

критерий профессионализма! Мол, если ты постиг наисложнейшее умение слушать

- ты состоялся как журналист, не постиг - учись, когда-нибудь постигнешь и

состоишься. Так вот я с большим сомнением отношусь к этому критерию. Потому

что жизнь меня убедила: нет более верного способа разбудить интерес человека

к беседе, чем собственная разговорчивость. Еще мой отец, надеясь на то, что

Анатолий будет журналистом, говорил: "Идешь на первое интервью, не давай

собеседнику рта раскрыть! Во второй вечер уже можешь не только говорить, но

и слушать, и вот тогда разговор выйдет", Действительно, позже я убедился: в

тех случаях, когда я первым заговаривал и первым раскрывался, я мог

рассчитывать на взаимность собеседника. Когда же прибегал к нелегкому умению

слушать, беседа не клеилась.

О чем же говорить нам, журналистам, при первой встрече? Думается, если

коротко, то о жизни. Важно начать, и начать естественно, ни в коем случае не

подыгрывая собеседнику, не примеривая к нему свое настроение, не боясь

опростоволоситься, не следя за выражением его глаз, - говорить только о том,

что действительно волнует, смешит, тревожит, что занимает наш мозг в данный

конкретный момент. Можно начать с жалобы на нелегкую журналистскую жизнь, с

того, что надоело мотаться по командировкам, если и вправду надоело; или

начать с города, в котором живет собеседник, со своих впечатлений о нем; или

пофилософствовать о погоде, которая определенно взбесилась, потому что зимой

поливает нас дождем, а летом вдруг посыпает снегом; или припомнить последнюю

работу в кино В. М. Шукшина; с рыбной ловли на мормышку; с разницы между

"Жигулями" и "Москвичом-412" - одним словом, с чего угодно, но вовсе не для

того, чтобы поразить собеседника энциклопедичностью своих знаний. а для

того, чтобы раскрыть ему себя, свое состояние, свое отношение к жизни, свою

мысль, действительно гвоздем сидящую в голове. В конце концов можно начать

даже с объяснения своей корреспондентской задачи. не скрывая при этом

сомнений, если они есть, в возможности ее выполнить.

Это не должен быть монолог, его необходимо переводить в беседу, но не

торопясь, без насилия над собеседником. Пусть он с недоумением смотрит на

журналиста и даже выскажется вслух: мол, извините, но вы действительно

корреспондент? Почему же тогда не спрашиваете?! "А нынче, - надо ответить, -

все наоборот. Нынче больной приходит к врачу и сам рассказывает, чем он

болен и как надо лечиться". "Вот это точно!" - обрадованно поддержит

собеседник, и только с этого мгновения, быть может, и возникнет долгожданный

контакт, почувствовав который журналист наконец переведет дух.

В беседе должны принимать участие не манекены, а нормальные люди,

журналисту надо уметь проявлять в себе "человеческое". Разумеется, он может

позволить себе "разговорчивость" лишь при условии психологической

раскованности, при убежденности в том, что интеллектуально по крайней мере

равен собеседнику. Однако всегда ли есть такая уверенность? А ну, как мы

беседуем с академиком? Или просто с заведомо умным человеком, например со

старым, умудренным опытом рабочим, который видит нас насквозь? И как быть с

перепадом знаний. как правило, реально ощутимым, когда журналист встречается

и говорит с представителями различных профессий? Нам никогда не стать

физиками, беседуя с академиком Г. Н. Флеровым, не постигнуть всех тонкостей

кладки кирпича, говоря с Н. С. Злобиным, то есть решительно невозможно "на

равных" полемизировать почти с любым собеседником, что, кстати сказать,

естественно. Однако как же избавить себя и собеседника от ощущения

неловкости, которое непременно возникает в процессе разговора? Как сохранить

достоинство, если в глазах героя ты по знаниям его "ремесла" профан?

В 1964 г. я напросился в командировку к физикам Дубны: группа академика

Флерова открыла 104-й элемент таблицы Менделеева. Помню, когда я приехал и

явился в приемную Г. Н. Флерова, там уже была дюжина корреспондентов. Стоя в

живой очереди, я с ужасом наблюдал, что происходит. Журналисты входили в

кабинет академика, получали от него уже отпечатанный текст, написанный

научным обозревателем ТАСС, и ровно через пять минут возвращались назад. Не

скажу. чтобы уж очень довольные, но и не сильно опечаленные.

"Что делать?" - мучительно думал я, все ближе продвигаясь к дверям. -

Как привлечь внимание академика, чтобы получить для газеты хоть несколько

"лишних" слов? Очередь неумолимо двигалась, и вот передо мной распахнулась

дверь. Я вошел. Г. Н. Флеров сидел за письменным столом и довольно мило

улыбался. Стопкой лежали отпечатанные на гектографе тассовские тексты, я их

сразу заметил. "Присядьте", - сказал Флеров. Я представился. Сел. "Мне

нравится ваша газета. Если вас интересуют подробности открытия, прошу!" - и

академик протянул мне сообщение ТАСС. "Простите, а сколько человек в группе

авторов*" - спросил я сдавленным голосом. "Там написано", - ответил Г. Н.

Флеров.

И все! Я мог со спокойной совестью ретироваться. В школе мои знания по

физике выше "тройки" не котировались. Между мною и академиком лежала

пропасть. Однако выход, как известно, надо искать на дне отчаяния! И я

сказал: "Только один вопрос, Георгий Николаевич! - Академик кивнул. -

Скажите, почему вы атом рисуете кружочком. а не ромбиком или запятой?" - и

показал на доску, висящую за спиной Г. Н. Флерова, а он тоже посмотрел на

доску, испещренную формулами, потом на меня, и на лице его появилась