Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 5 из 35)

все же это пример замысла. Сколько подобных ему могут остаться

нереализованными, потому что им еще далеко до темы, потому что они лишены

мыслей, потому что замысел - стадия, практически мало к чему обязывающая

журналиста, а тема - это уже реальная основа для сбора материала и его

написания. Позже рискну дать определение теме, а сейчас, немного забегая

вперед, скажу: я понимаю рождение темы как процесс глубокого осмысления,

способствующий трансформации замысла в тему.

Каковы же источники возникновения замысла? Мне известны два. Первый -

собственный социальный опыт журналиста, его информированность в широком

смысле этого слова, его знания. Все это, достигнув определенной

концентрации, как бы "выпадает в осадок" в виде замысла, способного в свою

очередь трансформироваться в тему, и для газетного решения темы будет

недоставать только факта, на поиски которого журналист и должен тратить

силы. Второй источник - сам факт, пришедший "со стороны" и дающий толчок для

возникновения замысла: тогда газетчик, основываясь на имеющихся у него

знаниях, "перерабатывает" замысел в тему.

Разумеется, оба источника накрепко взаимосвязаны, их разделение весьма

условно. Успех в каждом конкретном случае зависит либо от суммы наших знаний

- когда мы имеем дело с фактом как источником возникновения замысла, либо от

нашей вооруженности фактами - когда замысел и тема рождаются "внутри нас".

Проиллюстрирую сказанное примерами.

По образованию я юрист, когда-то был адвокатом, и хотя вот уже двадцать

лет работаю в журналистике, не порываю контактов с бывшими коллегами по

юриспруденции, регулярно просматриваю специальную литературу, короче говоря,

более или менее хорошо знаю состояние борьбы с преступностью, особенно с

подростковой. Замысел написать о профилактике правонарушений как бы сидел во

мне, и вот однажды, ощутив внутреннюю потребность, взвесил все "за" и

"против" и решил, что час пробил. Трансформировать замысел в тему при моих

знаниях предмета исследования, откровенно говоря, было нетрудно. Недоставало

факта, и я отправился за ним в колонию, где и нашел чрезвычайно интересного

колониста, впоследствии названного мною Андреем Малаховым. Проследив сложную

жизнь подростка в ретроспекции, я попытался нащупать горячие точки его

судьбы, которые сформировали из юноши преступную личность. Так была написана

документальная повесть "Остановите Малахова!", часть которой публиковалась в

"Комсомольской правде".

Но могло быть иначе. Могло быть так, что никакой внутренней потребности

я еще не чувствовал, а человека, судьба которого меня взволновала, уже

повстречал. Тогда естественно возникший замысел написать о нем "наложился"

бы на мой социальный опыт и знания, трансформировался в тему. и я тоже

взялся бы за перо.

Приведенный пример идеален, но жизнь сложнее. В реальной

действительности, получив факт и пытаясь нащупать на его основе тему, мы

чаще испытываем нехватку знаний и опыта, нежели их избыток, и вынуждены

обогащаться информацией "на ходу". Так случилось со мной, когда однажды я

выехал в Горький, на завод "Красное Сормово", имея ясное и четкое задание

редакции написать очерк о молодом рабочем-передовике. Фамилию рабочего мне

дали заранее, он был на заводе знаменит, и я немедленно приступил к делу. И

вдруг выяснил, что герой будущего очерка, действительно прекрасный юноша, по

праву называемый передовиком, работает тем не менее в одну треть своих

истинных возможностей. Почему? Оказывается, заводу экономически невыгодно,

чтобы он и ему подобные трудились на полную мощность. Вот тебе и на! Факт

настолько поразил меня, человека беспомощного в вопросах экономики, что я

прервал командировку, вернулся в редакцию и получил "добро" на исследование

проблемы. Для трансформации замысла в тему мне пришлось перевернуть гору

специальной литературы. пройти "ликбез" по экономике, посоветоваться с

большим количеством людей. В итоге, решительно отказавшись от "рядового"

портретного очерка, я написал серию материалов, связанных с проблемой

ударничества, и положил в их основу историю молодого рабочего. Все пять

очерков были объединены одной темой, краткое содержание которой выражено в

названии третьего очерка серии "Порох - в пороховнице!"

Итак, собственный опыт журналиста (подчеркиваю: собственный!), его

знания, эрудиция, информированность и, кроме того, найденные им факты - это

и есть источники возникновения замысла. Других не знаю. Впрочем, могу

допустить ситуацию, при которой кто-то из коллег подсказывает журналисту

мысли, подыскивает ему факты, помогает "родить" тему, делится своими

знаниями и способностью размышлять. Но это возможно раз, второй, третий, ну

четвертый, а потом наступает предел. Рано или поздно, но журналисту надо

петь собственным голосом, а не под чужую фонограмму. и, если выяснится его

несостоятельность, ему придется либо смириться с амплуа "середнячка", либо

расставаться с профессией. Потому что истинный журналист не тот, кто

собирает чужие мысли, а тот, кто щедро одаривает коллег собственными.

Тема. В музыке темой обозначают "мотив, мелодическое построение, часто

с гармоническим сопровождением, лежащим в основе произведения". А в

журналистике? Согласно "Энциклопедическому словарю", "тема - обозначение

круга жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены

в его произведении... с определенных идейных позиций"21.

Лично меня такая формулировка не устраивает. По ней выходит, что

главное - "отобрать" какое-то жизненное явление, такое, положим, как любовь,

- и это тема? Соревнование - тема? Преступность - тема? Это было бы слишком

просто. Даже не надо ломать голову не только над вопросом, "о чем писать?",

но и над вопросами "как писать?", "зачем?".

Полагаю, что материал не просто "обозначен", если явление не только

"отобрано", а выражено к нему отношение автора, вооруженного мыслями, тогда

и можно говорить о наличии темы.

Так, например, не просто "преступность" как явление, а "причины

преступности". и не просто "причины", а "социально-психологические", - это

уже, с моей точки зрения. много ближе к тому. что называется "темой". А что

я, собственно, сделал? Сузил круг вопросов, и только? И выдаю результат за

"тему"? Отнюдь! Я всего лишь определил главное направление поиска и проявил

свою позицию, как бы сказав: из известных причин преступности в нашей стране

- пережитков прошлого в сознании людей и влияния буржуазной идеологии -

акцент сделан на третьей - социально-психологической.

Итак, тема, по-моему, - это главная мысль или сумма мыслей, выражающих

отношение автора к явлению, которое он отбирает для исследования и

последующего изображения в своем произведении. Мне кажется, такое

определение темы точно соответствует духу времени и состоянию современного

читателя, кроме того, гарантирует высокий уровень доказательности и

убедительности наших публикаций, их наполненность доводами и резонами и,

самое главное, мыслью, если угодно, идеей, идейностью.

Небезынтересно знать, что понимал под "темой" А. М. Горький. "Тема, -

писал он, - это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему

жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще не оформленно и,

требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее

оформления"22. Горький имел в виду "тему" беллетристического произведения,

но мы, очевидно, не без оснований можем распространить это определение на

журналистику. Обращаю внимание читателя на то. что главное в горьковском

определении: тема - это идея! Не явление, всего лишь "отобранное" автором,

как толкует "Энциклопедический словарь", а идея! Таким образом,

механическому действию Горький предпочитал действия, освещенные мыслью.

Поворот темы. Начну с примера. В 1928 г. А. Д. Аграновский отправился

по заданию редакции "Известий" в Сибирь. Там на его глазах неожиданно

развалилась одна из первых коммун. Дело происходило в период, предшествующий

всеобщей коллективизации, когда рождение каждой новой коммуны было великой

победой и вся печать, все средства агитации были направлены на поддержку и

пропаганду коллективных хозяйств. И вдруг - развал коммуны! О чем писать?

Как писать? Какая "вырисовывается" тема на основании известного факта? Такие

вопросы, предполагаю, стояли перед журналистом. Не пожалеем времени, чтобы

прочитать несколько абзацев из материала, вскоре опубликованного в

"Известиях" под названием "80 и 5000"23:

"В дверь раздался оглушительный стук, и в хату ввалилось человек

десять:

- Что такое?!

Хозяин вскочил на ноги, зажег светильник, и вот мы сидим, взволнованные

неожиданным событием, и, перебивая друг друга, горячо обсуждаем случившееся

несчастье.

Да, несчастье. Минут пятнадцать назад выселок Алексеевский остался...

без женщин. Уложив в дроги детей и кое-какой скарб, они, как по команде,

разъехались во все концы необъятной сибирской степи: кто в Волчиху, кто в

Романово, а кто в соседний округ, - и некому уже сегодня доить коров,

кормить свиней и стряпать завтрак..."

Далее журналист пишет о том, как проходило организационное собрание, на

котором был принят устав коммуны, как восемьдесят рук поднялись к потолку и

закрепили навечно за коммуной имя "Пролетариат". И вдруг: "Бабы не ходят в

коммуну. Они тоже голосуют, но... кнутами по лошадиным задам. Ах, бабы, черт