Смекни!
smekni.com

«О чем молчит рояль…» (стр. 2 из 2)

Удивительным изобретением стала педаль, сначала она была одна, а позже появилась вторая. Левая педаль - приглушает звук, а вторая продлевает звучание. Корпус рояля стоит на трех ножках, его и верхнюю крыловидную крышку изготавливают из нескольких слоев дерева, которое очень хорошо проводит звук. На концертах крышка всегда приподнята, чтобы звук отражался и был направлен к слушателям. Важной деталью является чугунная рама, жестко скрепленная с корпусом. Струны инструмента делают из стали, их натяжение измеряется сотнями килограммов. К каждой клавише их присоединяется не менее трех, струны имеют разную длину. Но разный размер имеют и рояли: концертный до 3 метров, салонные до 2, кабинетные с 1,6 до 1,8 метра, самые маленькие «миньоны» от 1,1 до 1,5 метра. Концертный рояль имеет 88 клавиш (это семь с половиной октав).

Прославил рояль Ференц Лист (1811-1886), который говорил, что «один рояль может заменить целый оркестр». Рояль стал концертным инструментом, он часто солирует в симфонических оркестрах.

Но его вертикальный собрат фортепиано с XVIII в. по наши дни тоже меняется и совершенствуется. В наши дни фортепиано имеет три педали, но имеет меньше количество клавиш и неполные крайние октавы. «Душой фортепиано» называли Фридерика Шопена (1810-1849), ведь все свои произведения он писал только для этого инструмента.

Пианино (с ит.: - маленькое фортепиано) имеет две педали, считается инструментом для домашнего музицирования, В начале ХIX в. на фабриках их изготовляли очень много и в борьбе за покупателя, производители шли на различные ухищрения, так появилось пианино с погремушками и даже пианино в форме скрипки.

Мой рассказ был бы не полным, если бы я не рассказала еще об одном собрате в этой дружной музыкально-инструментальной семье.

В XIX в. была изобретена челеста (в переводе с италь. - небесная, прозрачная), сконструировали ее в Париже как сольный инструмент, но свое «призвание» она нашла в составе симфонического оркестра. Одним из первых применил ее Чайковский в балете «Щелкунчик» в танце феи Драже. Челеста похожа на очень маленькое пианино, это клавишный инструмент, но только вместо струн - металлические пластинки. Звук ее удивительно хрустальный: высокий, нежный и звенящий. Вот и раскрыты все тайны, но точку в моем рассказе ставить еще рано.

Счастливые потомки

XX в. принес много научных открытий, произошла научно-техническая революция, которая изменила образ жизни людей. Потребности и вкусы, в том числе и музыкальные, тоже изменились.

В наши дни последние модели пианино снизу и доверху напичканы электроникой. Современные портатроны могут сами играть пьесы, подключаться к интернету, записывать в память произведения, дополнять мелодию звуками других инструментов, играть по CD-дискам и закачивать из интернета в свою память музыкальные треки. Сегодня существуют цифровые пианино, электронные, персональные и т.д.

Наиболее простой и широко известный - синтезатор. Его можно услышать и на концертной площадке, и в домашнем кабинете, существует даже его компьютерная версия.


Выводы

С древних времен и по наши дни происходит эволюция музыкальных инструментов. Всем юным музыкантам рекомендую узнать историю своего инструмента. Это очень интересно!

Идут века, меняются эпохи, люди и вместе с ними изменяются и музыкальные инструменты. Они усложняются и модернизируются. Неизменным остается только одно - любовь людей к музыкальному искусству! Закончить свою работу я хочу стихотворением Ирины Волобуевой:

Как многогранна музыка!

Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

Список использованной литературы:

1. М. Видаберквит «Рождение фортепиано», Москва, 1984 г.

2. А. Волошинов «Пифагор», Москва, 1993г.

3. Д. Кирнарская «Классическая музыка для всех», Москва, 2004г.

4. Л. Михеева «Музыкальный словарь», Москва, 1995г.

5. А.Савин «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Москва, 1995г.

6. В. Фомин «Музыкальный словарь», Ленинград, 1989г.