Подчас союз науки и религии способен порождать сомнительные плоды. Примером такого «плода» представляется сайентологическая церковь, основанная Роном Хаббардом, бывшим физиком и классиком американской научной фантастики. Сайентология глубоко верует в безграничные возможности науки и техники, уравнивает интеллект человека с совершенным компьютером и ставит цель освободить сознание людей от информационных загрязнений и шумов — от «энграмм» (т. е. эмоций, интересов, нравственных оценок), — чтобы потом подключить их компьютер-интеллект к божественному «космическому компьютеру».
Антагонистическое противостояние западной науки и монотеизма уходит в прошлое, укрепление их союза — дело будущего века. Церковь не должна уклоняться от активного участия в дискуссии о соотношении веры и разума, науки и религии. В связи с этой темой Паскаль говорил, что если все подчинять разуму, то наша религия не будет иметь ничего таинственного, а если пренебрегать принципами разума, то религия будет абсурдной и смешной. Уяснение религией своих реальных достоинств и недостатков и следование взвешенной критической самооценке позволит ей органично вписываться в контекст ХХI века в процессе расширяющегося диалога с наукой.
БИБЛИОГРАФИЯ
(ДИАЛОГ ФИЛОСОФИИ, НАУКИ И РЕЛИГИИ)
Агасси Э. Моральные измерения науки и техники. М.: 1998.
Алексеев И. С. Концепция дополнительности. М.: 1978.
Андреев Д. Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: «Прометей», 1991.
Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: 2001.
Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987.
Безант А. Братство религий. Рига: 1992.
Бёкк Р.М. Космическое сознание. М.: ООО «НИК», «Одиссей», 1995.
Бибихин В. В. Язык философии. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.
Богуславский В. М. Скептицизм в философии. М.: 1990.
Бохеньский Ю. Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М.: 1993.
Бубер М. Два образа веры. М.: 1995.
Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопр. филос. М.: 1996. № 5.
Вера и разум. Сб. статей. Киев: 2004.
Взаимодействие науки, философии и религии на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее и будущее. СПб.: 2002.
Взаимосвязь физической и религиозной картин мира. Физики-теоретики о религии. Кострома: 1996.
Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.
Войно-Ясенецкий В. Ф. Наука и религия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Гайзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гайзенберг В. Шаги за горизонт. М.: 1987.
Галилей Г. Диалог о двух системах мира // Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: 1964.
Гачев Г. Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. Диалог между науками о природе и о человеке. М.: 2003.
Границы науки. Сб. статей / под ред. Л. М. Марковой. М.: 2000.
Грановская Р. М. Психология веры. СПб.: 2004.
Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М.: Изд-во «Наука», 1982.
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Т. 2. В 2-х кн. Ярославль: «Норд», 2004.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: 2004.
Даниленко Л. Е., Емельянов Б. В. Очерки русского космизма. Екатеринбург: УрГУ, 1998.
Девятова С. В. Современное христианство и наука. М.: 1994.
Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Изд-во Адреев и сыновья», 1993.
Ершова Г. Г., Черносвитов П. Ю. Наука и религия: новый симбиоз? СПб: 2003.
Жуковский В. И., Рахматуллин Р. Я., Пивоваров Д. В. Визуальное мышление в структуре научного знания. Красноярск: 1986.
Журинская М., Синев В. Вера и наука: так ли они различны? // Альфа и Омега. М.: 2006. № 3.
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: 1990.
Знание в связях социальности / Под ред. Т. Х. Керимова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.
Ильин В. В. Критерии научности знания. М.: 1989.
Ирхин В., Кацнельсон М. Уставы небес. Екатеринбург, 2000.
Кедров Б. М. О великих переворотах в науке. М.: 1986.
Кезин А. В. Наука в зеркале философии. М.: 1990.
Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М.: 1988.
Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М.: 2002.
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М.: 1987.
Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: 1985.
Комаров В. Н. Наука и миф. М.: 1988.
Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Л.: 1974.
Кудрявцев В. В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск: 1998.
Кузанский Н. О мире веры // Вопр. философии, 1992. № 5.
Кузнецов О. В. Метод альтернатив. Екатеринбург: 1998.
Кюнг Г. Декларация мирового этоса // Идея ненасилия в XXI веке. Пермь: 2006.
Лапицкий В. В. Наука в системе культуры. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1994.
Леге Ж. М. Кого страшит развитие науки. М.: 1988.
Легрер В. А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопр. философии. 1993. № 2.
Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: 2001.
Любищев А. А. Наука и религия. СПб.: 2000.
Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993.
Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М.: 2004.
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: 1998.
Маркова Л. А. Наука и религия. Проблемы границы. СПб.: 2000.
Мартишина Н. И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997.
Марчукова С. М. Наука и религия в культуре ренессанса. СПб: 2001.
Меркулов И. П. Когнитивная эволюция. М.: 1999.
Микешина Л. А. Философия науки. М.: 2005.
Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М.: 1995.
Монин М. А. Философско-религиозные истоки науки // Вопр. философии. 2000. № 3.
Мудрагей Н. С. Средневековье и научная мысль // Вопр. философии. 1989. № 12.
Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М.: 1990.
Наука и религия. Проблемы современного гуманизма. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2003.
Наука, религия, гуманизм. М.: 1996.
Наука — Философия — Религия: в поисках общего знаменателя / Под ред. П. П. Гайденко и В. Н. Катасонова. М.: 2003.
Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Филос. науки. 1989. № 6.
Новые идеи в аксиологии и анализе ценностного сознания / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург: УРО РАН, 2007.
Новые идеи в социокультурной динамике науки. Екатеринбург: УРО РАН, 2005.
Новые идеи в философии природы и научном познании / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург: УРО РАН, 2004.
Новые идеи в философии науки и научном познании / Под ред. Ю. И. Мирошникова. Екатеринбург: УРО РАН, 2002.
Образы науки в культуре на рубеже тысячелетий. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.
О первоначалах мира в науке и богословии. Сб. статей. СПб.: 1993.
Перцев А. В. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург: 2002.
Петров М. К. Социокультурные основания развития современной науки. М.: 1992.
Пивоваров Д. В. Операционный аспект научного знания. Иркутск.: 1987.
Пивоваров Д. В. Вера и знание в религии и науке. Екатеринбург.: 1994.
Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
Пивоваров Д. В. Философия религии. М.: Академический Проект, 2006.
Пивоваров Д. В. Язык религии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
Пивоваров Д. В. Онтология религии. Екатеринбург: 2008.
Пикок А. Богословие в век науки. М.: 2004.
Планк М. Религия и естествознание // Вопр. философии. 1989. №3; 1990. № 8.
Поликарпов В. С. Наука и мистицизм в ХХ веке. М.: 1990.
Полкинхорн Дж. Вера глазами физика. М.: 1998.
Поносов Ф. Н. Проблема гносеологического ряда в индивидуальном познании. Ижевск: Ижевская гос. сельхоз. академия, 2001.
Поппер К. Р. Логика и рост научного знания. М.: 1983.
Порус В. Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: 2002.
«Послание о веротерпимости» Джона Локка / Под ред. М. Б. Хомякова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.
Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. М.: 2002.
Проблемы свободы совести и веротерпимости. Курган: КГУ, 2000.
Проблема методологии постнеклассической науки. М.: ИФ РАН, 1992.
Пружинин Б. И. Астрология: Наука, псевдонаука, идеология // Вопр. философии. 1994. № 2.
Прытков В. П. Человек вопрошающий. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.
Пыхтин В. Г., Пыхтина Т. Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. Новосибирск: 1991.
Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: 1989.
Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: 1999.
Раушенбах Б. В. О внелогическом знании // Вопр. философии. 1989. № 4.
Режабек Е. Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М.: 2004.
Репринцева С. М. Наука и духовность. Заметки православного ученого. Минск: 2004.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: 1998.
Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: 2000.
Романовская Т. Б. Рациональное обоснование вненаучного // Вопр. философии. 1994. № 9.
Рьюиз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопр. философии. 1991. № 2.
Свасьян К. А. Становление европейской науки. М.: 2002.