Смекни!
smekni.com

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой (стр. 2 из 3)

Шестое условие: в разговоре с деть­ми не следует увлекаться называнием стилей. Гораздо важнее при рассмат­ривании иллюстраций обращать вни­мание на признаки, которые опреде­ляют данный стиль. Например, срав­нить Зимний дворец (арх. Растрелли) и Михайловский дворец (Русский музей) (арх. Росси).

Красота Зимнего дворца пышная, праздничная, нарядная, но во всем чувствуется какая-то легкость. Многочисленные колонны только ук­рашают.

Основной замысел архитектора при постройке Михайловского дворца - воспеть победу России над Наполеоном, так как здание стро­илось для брата царя Михаила, пят­надцатилетним подростком участво­вавшим в Отечественной войне 1812 года. Нет ничего лишнего, линии строгие, четкие. Между колоннами — вход во дворец.

Украшениями служат рельефы, по­священные славе отважных русских воинов. Строение отгорожено от пло­щади красивой решеткой: копья с позолоченными остриями и чугунные столбы с изображением военных тро­феев. Дворец «охраняют» мраморные львы. Красота дворца горделивая, торжественная.

«Погружению» детей в мир архитек­туры будут способствовать занятия конструированием.

При рассматривании Михайловского дворца педагог размышляет: «Если уб­рать колонны, что будет? Упадет фронтон? Значит, колонны нужны не только для украшения? Интересно, а в других постройках можно убрать колонны?»

Заинтересовавшись, ребенок может найти иллюстрацию другого здания, например Зимнего дворца, и с помо­щью воспитателя подойти к пониманию, что некоторые элементы строительства могут использоваться в раз­ных целях.

Спустя какое-то время педагог пока­зывает открытки с изображением дру­гих памятников архитектуры, постро­енных в стиле барокко и классицизма, и предлагает найти и показать сходст­во и различие зданий.

Например, ребенок рассматривает Смольный институт (арх. Г. Кварнеги) и отмечает большое количество ко­лонн, которые служат для украшения, а затем сравнивает его с выдержан­ным в строгом стиле Казанским собо­ром (арх. А. Воронихин). Когда путем совместных усилий стилевые особен­ности будут выделены, педагог делает вывод: «Стиль с большим количеством архитектурных излишеств называется барокко, а в зданиях классицизма — четкие линии, строгие пропорции, каждая деталь для чего-то предназна­чена».

В Целях закрепления полученных знаний можно предложить построить дом с колоннами.

Воспитатель. Архитектор Растрелли использовал колонны для украшения, а у Росси они держат крышу. А как задумаешь ты?

Спустя какое-то время анализирует­ся результат деятельности ребенка:

«Ты построил красивый дом. А если колонны убрать, что произойдет с домом? (Он разрушится.) Значит, кра­сота у тебя служит не для прочности, как в барокко? А можешь ты постро­ить такой дом, чтобы колонны ис­пользовались не только для красоты, но и для прочности, как в классициз­ме?»

Не следует требовать от детей зна­ния терминологии. Важно помнить: главная цель ознакомления с архитек­турой — научить детей восхищаться красотой зданий и выражать свое от­ношение к увиденному.

1.2 Виды занятий по ознакомлению с архитектурой

Тема: « Моя улица»

Цель. Учить, создавать несложную композицию (современная городская улица). Закрепить знание основных частей здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия). Познакомить с новыми понятаями: фасад, архитек­тура, архитектор.

Предварительная работа. Рассматри­вание иллюстраций, фотографий по теме занятия. Рисование на тему «Дом в котором я живу».

Ход занятия

Район, в котором находится, наш детский сад, не отличается своеобразием и красотой зданий: в основном это пятиэтажки, построенные по типовому проекту. Но как раз их «проетота» (четкая геометрия стен, окон, дверей и развернутость фасадом к улице) об­легчает работу детей по их изображе­нию и составлению композиции. В начале занятия воспитатель рассказы­вает о том, что с давних времен люди, начав строить, стремились определить главные качества, которым должно соответствовать любое строение: это назначение (польза), прочность, кра­сота. Наука и искусство проектиро­вать, строить называется архитекту­рой, а человек, который ею занимает­ся,— архитектором. Отвечая на вопро­сы воспитателя, дети вспоминают, как называются основные части здания, для чего они нужны. Воспитатель уточняет: ..все., здания строятся для человека, для удовлетворения различ­ных его потребностей; их величина, особенности строения, украшения оп­ределяются назначением. Вводит новое понятие - фасад. Предлагает вспомнить, какие дома есть на родной улице, как они расположены (фаса­дом, торцом), как украшены, а затем нарисовать улицу, на которой дети живут. Во время работы (на больших листах, гуашью) обращает внимание детей на величину домов, на их расположение относительно улицы, друг друга, точки изображения ближе, дальше). По окончании рабо­ты предлагает «погулять вдоль улицы», полюбоваться домами.

Индивидуальное строительство отли­чается большим разнообразием форм, украшений, зачастую более тесно связано с традиционным националь­ным зодчеством. Поэтому следующей темой занятий органично стала тема «Дачный дом».

Тема: «Дачный дом»

Цель. Учить создавать эскиз дачного дома, обращая особое внимание на архитектурные детали, придающие ему своеобразный облик (обрамление оконных и дверных проемов, перепле­ты, остекление веранд, крыльца, деко­ративные вставки и т. д.).

Предварительная работа. Рассматри­вание иллюстраций, фотографий по теме. Игры с конструктором «Строим дом». Ознакомление с такими поня­тиями, как конек — верхний стык двух скатов; причелина — доска, закрывающая наружные концы кров­ли; наличник — декоративное обрам­ление оконных проемов.

Ход занятия

Предложить детям вспомнить дачные дома, в которых они бывали, и рассказать о них. Обратить внимание на различия между ними (форма крыши, крыльца, веранды, украшения, окраска). Пред­ложить стать архитектором и выпол­нить эскиз дачного дома, самим выбрать технику исполнения (аппли­кация, рисование), определить после­довательность работы.

Выразительность и индивидуаль­ность деревянным домам придают такие архитектурные особенности, как увеличенные свесы. крыш, разные переплеты, остекление веранд и крыльца, элементы декора (пояса, рамки, простенки, вставки), выделен­ные контрастными цветами. Из рас­сказов воспитателя дети узнают, что Россия испокон веков была лесной страной. Русский человек издавна селился по берегам рек и озер, из дерева рубил избы, обносил крепости с мощными стенами и башнями, строил церкви. Дети узнают, что Кремлем называется обнесенная крепостными стенами центральная часть древнего города; что на берегу реки Москвы, на Боровицком холме, там, где пересекались водные и сухопутные пути, много веков тому назад Юрий Долгорукий повелел строить селение. С тех пор Москва стала городом. Рассматривая картины Аполлинария, Васнецова, дети видят, какой было Москва сотни лет назад: бревенчатые (сосновые) дома, похожие на деревен­ские избы, церкви, колокольни, сто­рожевые башни... Воспитатель обра­щает внимание детей на необычные кровли (шатер, бочка, луковица, глав­ка), крыльца (высокие, висячие или на столбиках).


2 Методы и приемы развития детского изобразительного творчества

Для успешного формирования художественно-творческих способностей детей следует использовать определённые методы и приёмы.

Методы – это совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании на другие предметы сходной формы.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям нужно и можно.

Лернер предложил классификацию методов используемых в обучении детей рисованию:

- информационно-рецептивный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- эвристический.

Информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания ребенком новой готовой информации. Информация должна воздействовать на все органы чувств.

Репродуктивный метод – метод направленный на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Эвристический, или частично-поисковый метод – направлен на поступательное обучение процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – дети делают выводы; педагог ставит проблему – дети предполагают, как можно ее решить, т.е., выдвигают гипотезу).

Исследовательский метод направлен на самостоятельное решение ребенком целостных задач.