Смекни!
smekni.com

Материалы к у по истории философии порядок написания а (стр. 1 из 44)

МАТЕРИАЛЫ К РЕФЕРАТУ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА

В рамках курса «Философия» освоение истории философии отводится для самостоятельной работы студентов. Формой отчета и контроля по проведенной самостоятельной работе является написание аудиторного реферата. Самостоятельное изучение истории философии и подготовку к написанию реферата рекомендуется вести по приведенному ниже рабочему учебному пособию. Текст оригинального электронного учебника, на основе которого составлено пособие, ради компактности и доступности существенно сокращен, оставлены только самые важные, на взгляд преподавателя, параграфы и части текста внутри них. Однако оригинальная нумерация глав и параграфов учебника во избежание путаницы сохранена, так что местами видны скачки в нумерации.

Все пособие подразделено на пять тем примерно одинакового объема. Темы идут строго последовательно и без взаимных наложений. Каждой теме полностью и без изъятий соответствует одна из пяти текстовых частей пособия, а все темы вместе покрывают весь текст пособия. Разбивка на темы сначала указана в оглавлении пособия, а затем точно в том же объеме и последовательности повторена внутри текста пособия.

Каждому студенту случайным образом достанется одна из пяти тем, по которой ему и предстоит написать реферат. На написание дается ровно 60 минут, остальные 20 минут занятия резервируются для распределения тем. С собой надо иметь достаточное число чистых тетрадных или машинописных листов, скрепленных степлером и с подписанной фамилией. Скрепка или пластиковый файл не годятся. Принесенные чистые листы заверяются преподавателем. Можно получить распечатку оглавления пособия с темами. Пересаживания, пользование мобильными телефонами, учебниками, конспектами, разговоры, выход из аудитории не допускаются.

Критерии оценки следующие. Достаточно полное, насколько это возможно нормальному человеку за 60 минут, изложение материала темы в объеме пособия, свидетельствующее о понимании описываемых взглядов и проблем – 8 баллов. Нижний порог положительной оценки в 4 балла требует упоминания хотя бы основных представителей описываемого течения мысли и характеристики взглядов каждого хотя бы в нескольких осмысленных предложениях.

При подготовке можно использовать также другие учебники и энциклопедии по истории философии и материалы лекций, что может способствовать (но не гарантирует) повышению оценки вплоть до максимально возможных по реферату 9 баллов. Но все иные материалы следует использовать только сверх и в дополнение, а не взамен настоящего пособия. Пособие остается обязательным для изучения материалом и критерием, по которому определяется полнота реферата.

При обнаружении преподавателем даже неиспользуемой в текущий момент шпаргалки, конспекта, распечатки пособия, учебника вне закрытой сумки – за реферат ставится оценка 1 балл без возможности переписания. Неявка – 0 баллов. Предупреждаю: к бумажным, электронным и онлайн-шпаргалкам строг, буду реально отслеживать, делайте ставку на на них, а на собственную память!

Не требуется стараться запоминать, как лиший балласт, имена помимо фамилий, годы и обстоятельства жизни и социальной обстановки, названия и годы написания произведений. Не гонитесь за деталями, отжимайте главное, раскладывайте для себя по пунктам, вникайте в суть, а не в словесную оболочку идей и специальные термины, и что поняли из прочитанного, излагайте своими словами – вот залог написания хорошего реферата.

Возможность написать реферат на одном из последующих семинаров будет предоставлена только при наличии письменного свидетельства об уважительной причине неявки. Оценки вывешиваются на сайте преподавателя дней через десять после написания.


ОГЛАВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ

С РАЗБИВКОЙ ПО ТЕМАМ РЕФЕРАТА

ТЕМА ПЕРВАЯ.

Раздел I

Восточная философия

Глава 1. Философия Древней Индии

Глава 2. Философия Древнего Китая

Раздел II

Западная философия

Глава 1. Античная философия

§ 1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии

§ 2. Древнегреческая натурфилософия

§ 3. Античная философия классического периода

§ 4. Эллинистически-римская философия

ТЕМА ВТОРАЯ.

Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения

§ 1. Раннее средневековье.

§ 2. Схоластическая философия XI—XIV вв.

§ 4. Философия эпохи Возрождения

Глава 3. Философия Нового времени (ХVII — середина XVIII в.)

§ 1. Ф. Бэкон

§ 2. Р. Декарт

§ З. Т. Гоббс

§ 4. Б. Спиноза

§ 5. Д. Локк

§ 6. Г. Лейбниц

§ 7. Дж. Беркли

§ 8. Д. Юм

§ 9. Французские просветители

ТЕМА ТРЕТЬЯ.

Глава 4. Немецкая классическая философия

§ 1.И. Кант

§ 3. Ф. Шеллинг

§ 4. Г.-В.-Ф. Гегель

Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в.

§ 1. А. Шопенгауэр

§ 2. С. Кьеркегор

ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ.

§ 3. Ф. Ницше

§ 5. А. Бергсон

Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX — середины XX в.

§ 2. Прагматизм

§ 3. Позитивизм и постпозитивизм

§ 4. Психоанализ

§ 5. Феноменология

§ 6. Экзистенциализм

ТЕМА ПЯТАЯ.

Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX — начала XX в.

§ 1. М. Шелер

§ 4. П. Тейяр де Шарден

Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.

§ 2. О. Шпенглер

§ 3. А. Тойнби

§ 4. Франкфуртская школа

Глава 10. Современная западная философия

§ 1. Структурализм и постструктурализм

§ 2. Аналитическая философия

§ 3. Философия постмодерна

§ 4. Герменевтика


ТЕКСТ ПОСОБИЯ

С РАЗБИВКОЙ ПО ТЕМАМ РЕФЕРАТА

ТЕМА ПЕРВАЯ.

Раздел I

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 1. Философия Древней Индии

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda — букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп — комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова — весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Самхиты — это четыре сборника гимнов: Ригведа — самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаве-да (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Ат-харваведа (Веда заклинаний) — заимствуют стихи из Ригведы.

Веды относят к традиции шрути — откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать-видеть истину поэтов-риши. Риши — это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Традиции шрути противостояла другая — смрити (букв. «запоминание») — знание, восходящее к отдельным авторитетам. Таким образом, Веды заключают в себе два рода знания: сакральное и профаническое.

Брахманы — являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа — свои, и т.д.

Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.

Для понимания индийской философии важное значение имеет эпоха возникновения и развития Вед. В современной литературе высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Большинство ученых полагают, что во время формирования Вед — с середины второго до середины первого тысячелетия до н. э. — в долине реки Ганг и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада, складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем не менее характеризовать индийское общество как рабовладельческое невозможно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы — жрецы и кшатрии — воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

Самой ранней Ведой по времени и самой главной по значению является Ригведа. Ригведа делится на десять книг или мандал (букв, «круг», «цикл»). Гимны Ригведы — это и хвалебные стихи, посвященные богам, олицетворяющим силы природы, и ритуальные стихи, в которых высказывались просьбы и мольбы к богам, это и описание приносимых им жертв, и абстрактная религиозная поэзия.

Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Основным способом постижения мира является миф. Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии. Рита — закон круговращения Вселенной — предполагает синхроническое ее развитие, а в диахронии предполагаются циклические смены хаоса и космоса, что отражено в годовых циклах ритуала.

Вообще концепция риты — это организующее начало философских представлений древних индийцев. Рита означает «ход вещей» (букв. rta — двигаться). Рита — это порядок мира и незыблемость справедливости. В соответствии с законом риты восходит и заходит солнце, чередуются дни и ночи, времена года.