Смекни!
smekni.com

Реферат предмету

Мировая художественная культура

Чужов Кирилл 9 ”Б”

Минск 2006 г.

Тициан

Тициано Вечеллио, известный как Тициан (около 1476/77или1489/90-1576), прожил очень долгую жизнь. Подобно Микеланджело, он был свидетелем расцвета искусства Возрождения и его преображения в маньеризм. Однако поиск и смена стиля у этого великого живописца не были сопряжены с мучительными сомнениями. Поступив в мастерскую Джованни Беллини, Тициан вскоре попал под сильное влияние своего соучастника Джорджоне и даже учавствовал в создании нескольких его работ. Так, например, часть или даже вся работа над “Сельским концертом” и “Спящей Венерой” приписывается молодому Тициану. В картине “Любовь земная и небесная”(1510-е гг.) . Тициан использует философский сюжет о двух Венерах- “небесной” и земной, “народной”. Обнаженная женская фигура олицетворяет возвышенную небесную любовь, а одетая в пышный венецианский наряд- любовь земную. Художник растворяет объем и пространство в стихии красок, мазки как бы ласкают поверхность холста... ,“Венера Урбинская” созданная в 1530-х гг., как будто спорит с “Венерой Джорджоне”. У Тициана это земная женщина, лежащая на кровати в богатом патрицианском доме. Богиня спокойна, ее задумчивый взгляд устремлен на зрителя. В 1540-е гг. -в период позднего Возрождения- искусство Тициана переживает перелом. Рисунок мастера становится более прихотливым, формы таят в огненных красках, на лицах героев часто заметны горечь и усталость. “Портрет ПавлаIII с Алессанро и Оттавио Форнезе” (1545-1546гг.) изображает престарелого папу согнувшимся и настороженным. Он словно прислушивается к происходящему, а один из его внуков буквально подкрадывается к нему. Картина вызвала у заказчика, ПавлаIII, не только восторг, но одновременно и испуг. В 1548г. Тициан побывал в Аугсбурге при дворе германского императора КарлаV. Художник написал его устало сидящим в кресле. В лице властителя подчеркнуты воля, внутренние спокойствия и вместе с тем – задумчивость с оттенком скорби. Отход Тициана от классического стиля наглядно показывает знаменитая картина “Венера перед зеркалом” (1550-е гг.). Строение фигуры почти невозможно угадать - перед зрителем широкий красочный контур, золотистое сияние которого заставляет забыть о достоверности рисунка. Картина лишена героического пафоса, который так явно чувствуется в “Любви земной и небесной”: это просто красивая сцена, напоенная солнечными и пурпурными тонами. В 1550-х гг. начинается последний период творчества Тициана. Он чувствует, что новое поколение художников теснит его и его эпоху. Мастер встречает непонимание у тех, кто прежде восхищался его произведениями. В мастерскую Тициана поступает молодой Тинторетто – и буквально через несколько дней стареющий гений возненавидел талантливого художника. Он прогнал Тинторетто и решил сразиться за свой стиль с кистью в руках, несмотря на 80- летний возраст. Так называемая «последняя манера» Тициана исполнена бурлящих чувств и презрения к вкусам толпы. Он доводит красочную стихию до кипения даже в религиозных сценах. Герой картины «Святой Себастьян» (около 1570 г.) как грозное ведение кристаллизуется из жемчужно – серой вибрирующей мглы. «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг.)не старается скрыть опухшие от слез глаза и покрасневший нос. «Коронование терновым венцом» (около 1570 г.) освещено призрачным пыланием люстры, висящей под потолком. Фигуры палачей сплетаются в могучий водоворот, а их палки неумолимо сходятся на голове Христа.

Исповедальным настроением усиливается значение этих картин. Многие современники считали поздние произведения Тициана «незаконченными», недостойными его гения. На самом деле они были художественным завещанием мастера. Вазари посетил художника в 1566 г. и нашел его, «несмотря на его большую старость, за работой с кистями в руках». Тициан умер через десять лет – так же, как и Джорджоне, внезапно от чумы.