Крестьяне знали и другие способы очерчивания магического круга. В ночь со среды на четверг выпрядали нитку, закручивая её в левую сторону, утром трижды её протягивали вокруг двора, затем спутывали остатком нити ноги цыплёнку, которого в доме обносили вокруг стола со словами:
"Чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси". Этот ритуал должен был способствовать сбережению скотины.
Одним из способов установления магической границы было так называемое "закрещивание" (известное также в другие праздники, например в Крещение). В Новогородской губ., чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу "дырочек" (двери, окна, печь и т.д.) в доме и на дворе и приговаривал три раза: "Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь!" Часто магическим предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, считалась четверговая, или "страшная" свеча. Возвратясь поздно вечером из церкви, ею коптили крестики на матице, над входной дверью и окнами, с горящей свечей обходили дом и двор. Ту же цель, что и "закрещивание" копотью свечи, имело мазание дёгтем косяков дверей, ворот амбара, погреба и двора, распространённое в северо-восточных губермйадращи6эиСшр'кнасто сочеталось с заключением хозяйства в магический круг. В Вятской губ. хозяйка верхом на банной кочерге -"ожоге" - объезжала вокруг дома, зачерчивая его от тятя, вора и лихого человека. Останавливаясь во дворе перед каждой дверью и воротами, на их верхней притолоке она чертила обгорелым концом "ожога" кресты. В Вологодской обл. "закрещивание" применяли в целях сбережения домашней птицы от хищников.
В Страстной четверг до солнышка, трижды обходя курятник, хозяйка заговаривала: "Ни мышь, не гад, не трожь моих курочек и цыплят. Ни кошка ловучая, ни собака гавкучая, ни птица летучая, ни злые люди, ни волки, ни медведи", затем она безымянным пальцем или ножницами чертила в воздухе крестики над теми местами в курятнике, где обычно сидеВелурицыетверг, как точка временного перелома, наделялся способностью проецировать производимые действия на весь последующий год, поэтому на него приходилось большое количество ритуалов типа магии первого дня, начала. Любое действие, совершённое в этот день, верно сулило успех и удачу в данном виде деятельности на протяжение всего года.
Все в крестьянской семье старались встать в Ч.ч. как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, плохо проведёт лето. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шёл в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал сельскохозяйственные орудия (соху, борону и т.д.),передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были лёгкими и не утруждали лошадь. Если хозяин был рыболовом, он прорубал на реке новую прорубь, если охотником, три раза стрелял, что должно было обеспечить удачу как в том, так и в другом промысле. Если в хозяйстве были пчёлы, ульи выставлялись на воздух, чтобы пчёлы стали сильнее и лучше. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь, и он удавался. На северо-западе Вологодской губ. хозяйки в Ч.ч. мешали заготовленную к Пасхе сметану, чтобы она и масло в доме не переводились. Кое-где крестьяне жестами или, взяв в руки косу, серп, цеп и т.п., делали вид, что выполняют соответствующие полевые работы, "чтобы не брала усталость в течение лета в работе". В Сибири хозяева выносили на улицу сохи и бороны, "чтоб наступило урожайное лето".
Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили верёвки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили. В некоторых местах старики в этот день приготовляли бражку к грядущему празднику и ходили друг к другу в гости бражку пробовать, считалось, что от этого они проведут будущий год в веселье и довольстве. Мальчики, подобно взрослым, рано утром пересчитывали свои "козны", то есть весь запас косточек для игры в "бабки", чтобы они в этом году приносили больший выигрыш владельцу. А те, кто хотел весь год быть "лёгким человеком", то есть не болеть, должны были утром четверга соскочить с трёх ступенек крыльца или перескочить через три порога задом наперёд.
В Ч.ч. были известны различные магические способы сохранения скота. Особенно распространены они были в северных русских губерниях. Рано утром хозяйка влезала на голец печи, открывала трубу и звала в неё по имени каждую скотину. Иногда звали через "дымное" окно (около печи, выходящее во двор), при этом животных "кликали" в зависимости от породы возраста тем же призывом, которым обычно подзывали их для кормёжки.
Хозяйка выкрикивала каждый призыв до тех пор, пока какое-нибудь из животных данной породы не подавало голоса. Это считалось верным признаком того, что скот в предстоящем году не погибнет.
В Вологодской губ., чтобы уберечь животных от диких зверей, ходили в лес и кричали: "Волки, медведи из слуха вон; зайцы и лисы - к нам в огород", при этом стачали в сковороды и звенели колокольчиками. В Сибири хозяин выходил на перекрёсток и раскладывал там по дорогам четыре небольших куска мяса. Затем, встав в центре лицом на восток, кланялся и произносил три раза: "Чёрные лютые звери, серые волки, принёс я вам питание - еду, не надейтесь больше на меня". В Белозерье, стараясь защитить корову, брали воду с трёх колодцев и поили её, приговаривая: "Как из этого колодца ни волку, ни медведю не напиться, так бы и мою коровушку, чтоб не видел и не достал". В Вятской губ., чтобы коровы во время выпаса возвращались домой без зова по первому вечернему колокольному звону, их поили водой с разведённой в ней колокольной медью.
Чтобы на протяжении лета уберечь цыплят от хищных птиц, надевали на шест в огороде кувшин без дна, вешали на передний угол дома голик и старый лапоть или опрокидывали горшок, чтобы они "цыплят не видели". На северо-востоке Европейской части России хозяева, желая обеспечить благополучие и здоровье скоту, его "закармливали" (чаще этот обычай был приурочен к наиболее важным в хозяйственном скотоводческом цикле праздникам - Егорьеву дню или к Покрову дню. Рано утром коровам давали съесть хлеба или последний, сжатый в прошлом году сноп овса, который нельзя было держать голыми руками, поэтому надевали рукавицы.
На востоке Новгородской обл. закармливание скота в Ч.ч.-особо . оговаривалось. Только у той хозяйки оно было бы удачным, которая увидела в этот день лягушку в воде, а не на земле. Иногда в Ч.ч. "закармливание" проводилось после окликания скотины в трубу. В Вологодской губ. хозяйка залезала на крышу с подолом, полным овса, и кричала в трубу: "Корова-то дома?" - кто-нибудь из семьи отвечал утвердительно, тогда хозяйка говорила: "Так-то вот, коровушки, в лесу не спите, домой ходите". Затем она спускалась и, не заходя в избу, шла в хлев, где скармливала овёс из подола скотине.
В Сургутском кр. свежеиспечённый небольшой хлебец - "каравашек" предназначался не скоту, а "скотской суседке" - духу, живущему, по представлениям сургутян, в каждом хлеву и являющемуся хозяйкой находящегося в нём скота. Чтобы умилостивить её, этот хлебец посыпали солью и клали в хлеву под матицу, приговаривая: "Матушка-суседушка, вот тебе хлеб да соль, полюби нашу скотинушку".
В средней полосе России в Великий четверг было принято впервые подстригать волосы маленьким детям, которым исполнился год, чтобы они были гуще и лучше росли. С этой же целью отстригали кончик косы девушки. Хозяева отрезали кончики хвостов у лошадей, овец и коров, чтобы они не болели и были плодовиты, быстрее "огулялись",принесли потомство. Остриженную с хвостов коров шерсть или затыкали за матицу в хлеву, "чтобы корова знала своё место",то есть всегда возвращалась с пастбища домой, или кидали в реку, стремясь этим увеличить количество молока. Отрезали кончики хвостов и курицам. Перышки перевязывали ниточкой и клали в гнёзда со словами: "Где хвост, там и нос",чтобы куры неслись в хозяйстве, а не ходили по чужым дворам. С этой же целью рано утром верёвкой перевязывали колья в изгороди, кормили курицу в вожжах, положенных кругом на земле, или бросали куриные перышки в печку, приговаривая : "Как перышкам жарко, так и моим курочкам своего дома жалко ".Чтобы курицы не ходили в огород и не портили грядки, колья в изгороди перевязывали со словами: "Не колышки завязываю, а курам глаза завязываю, чтобы в огород не шли".
Повсеместно в Великий четверг запасали различные снадобья, считалось, наделённые магической силой. Наиболее распространённой среди них была ЧЕТВЕРГОВАЯ СОЛЬ.
ЧЕТВЕРГОВАЯ СОЛЬ
ЧЕТВЕРГОВАЯ СОЛЬ (ЧЕТВЕРЁЖНАЯ СОЛЬ).Она считалась универсальным лекарством как для человека, так и для животного, а также служила сильным оберегом.