Соль, изготовлялась в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг, наделявшаяся особой магической силой. Обычай обрядового использования соли очень древний, дошедший с праславянских времён, когда за любой солью признавали возможность отпугивать вредоносные силы, защищать человека.
Ещё в Стоглаве, сборнике постановлений церковного Собора 16 века, рассказывалось об обычае использования Ч.с: "Некоторые невегласи попы в Великий четверг соль под престол кладут, до седьмого четверга по Велице дни тако держат и ту соль дают на врачевание людям".
Известны разные способы приговления Ч.с. Иногда достаточно было освятить её в этот день в церкви или в ночь со среды на четверг оставить хлеб и соль на столе в переднем углу или на божнице. У русских Пермской губ. накануне четверга соль в солонке (вместе с четверговым хлебом) ставили в решето, наполненное зерном. Помолившись, хозяева оставляли решето на лавке под иконами до первого дня Пасхи, после чего, считалось, что все предметы приобрели необходимые волшебные качества. В Забайкалье аналогичными свойствами наделялась соль, простоявшая в бочонке всю ночь под Чистый четверг на одном из столбов забора.
Чаще соль пережигали на огне, который, по народным представлениям, сам обладал очистительной способностью. Для этого её мочили, смешивали с квасной гущей или хлебным мякишем, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый лапоть и ставили в печь на самый жар или закапывали в пепел, иногда оставляя там до субботы или утра воскресенья. В некоторых сёлах Енисейской губ., чтобы придать огню большую очистительную силу, в печь закладывали "воскресные" дрова, которые в течение Великого поста заготовляла хозяйка, откладывая по одному полену каждое воскресенье, или разводили в печи "деревянный" огонь, то есть добытый при помощи трения. Полученную массу толкли в ступке, просеивали, а затем хранили "четверговую" соль весь год на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы ею солили освящённые яйца, которыми разговлялись после заутрени.
Она считалась универсальным лекарством. При сглазе и различных недугах крестьяне принимали её внутрь, растирались её раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке.
В Сибири пережжённую и смешанную с золой Ч.с. добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. Полученная в Чистый четверг соль считалась также сильным обережным средством. Её зашивали в ладанку и носили на груди, брали с собой, отправляясь в дальний путь или на войну. Завёрнутую в узелок щепотку соли клали за пазуху, выгоняя в первый раз скотину в стадо.
Большое значение придавалось ЧЕТВЕРГОВОМУ ХЛЕБУ, выпекавшемуся в память о. благословении хлебов Христом на Тайной вечери.
ЧЕТВЕРГОВЫЙ ХЛЕБ
ЧЕТВЕРГОВЫЙ ХЛЕБ (ЧЕТВЕРЁЖНЫЙ ХЛЕБ, ЧЕТВЕРГОВЫЙ ЖИТНИК).Специально испечённый или освящённый хлеб или просфора, атрибут празднования Чистого четверга, наделявшийся магическими свойствами. Церковь связывает особую роль хлеба в этот день с памятью о благословении хлебов Христом на Тайной вечери, благодаря которому получил начало обряд евхаристии (причащения).
Многие крестьяне заказывали в четверг на Страстной неделе в церкви заздравные службы и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила, как благовещенским. Кроме церковных, были в ходу светские просфоры, которые пекли сами хозяйки, в церкви их не освещали. Во Владимирской губ. крестьяне верили, что в этот день Бог благословляет хлеб, который подаётся к обеду, поэтому его куски и даже крошки, оставшиеся на столе, тщательно собирали и хранили. Хлеб, иногда предварительно размочив в воде, съедали при разных недомоганиях или, когда на душе становилось тяжело, что считали одним из признаков порчи или сглаза, давали крошки или кусочки "четвережного" хлеба и заболевшему скоту. В других местах считали, что целебные свойства приобретает хлеб, простоявший рядом с солью на божнице ночь на Великий четверг. В Тюменском у. Тобольской губ. в Страстную среду вечером хозяйка, помолившись перед образами, кадила перед иконами ладаном и ставила на божницу хлеб, соль в солонке и немного золы. В четверг утром до восхода солнца хлеб резали на куски, солили и съедали. В других местах его подавали к столу вместе с солью после обедни - литургии или вечерней церковной службы, но съедали не весь, выделяя долю лошадям, коровам, овцам и т.д. Крестьяне верили, что благодаря этому хлебу, Бог лучше сохранит в течение года и людей, и скот. В Архангельской губ. Кислый ячменный хлеб, который хозяйки пекли в четверг, назывался "четверговый житник". В день праздника его клали на божницу, где он лежал до Егорьева дня. Выгоняя первый раз скот пастись, хозяева снимали его с божницы, резали на куски и складывали их в решето, туда же помещал солонку с четверговой солью, иконку и брали горящую свечу. С этими предметами во дворе три раза обходили вокруг скотины, а затем скармливали ей хлеб, подавая его на заслонке и предварительно посолив четверговой солью.
Традиция печения и употребления обрядового хлеба перед началом сельскохозяйственных работ, в том числе в Великий четверг, предшествующий
Пасхе, уходит корнями в языческую эпоху, но позднее в народе закрепилось исключительно христиа некое её объяснение.
В некоторых местах магическими свойствами наделялся любой хлеб, подаваемый в этот день к столу.
Большое значение также придавалось ЧЕТВЕРГОВОЙ СВЕЧЕ.
ЧЕТВЕРГОВАЯ СВЕЧА
ЧЕТВЕРГОВАЯ СВЕЧА (ЧЕТВЕРЁЖНАЯ, СТРАСТЯНАЯ, "СТРАШНАЯ" СВЕЧА, ОГОНЬ ЕВ АНГЕЛЬСКИЙ). Свеча, наделявшаяся магическими свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на всенощной, состоящей из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения "Двенадцати Евангелий ".Православная церковь видит в ней, с одной стороны, символ того, что во время своих страданий Христос являл Себя Богом, а с другой - знак горячей любви верующих к Спасителю.
В народе огонёк этой свечи считался святым. По окончании службы свечу не тушили, каждый нёс её домой горящей.Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесёт огонёк до дома в целости, спокойно доживёт до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, жёлтого или оранжевого цвета. Дома от неё сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме ".Со свечой хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый тёмный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечести, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.
Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи).Огарок свечи хранили весь год, в следующий Чистый четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали её во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжёлых родах или во время болезни её давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.
В Пермской губ., чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком Ч.с. его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-неведимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или её этой водой.
Русские крестьяне Сибири в ночь на Великий четверг запасались и другими магическими предметами, которые, по их представлению, помогали при различных бедах или способствовали получению наилучшего результата от той или иной деятельности. Положив на стол перед божницей ковригу хлеба и соль в воспоминание о вечерней трапезе Христа, хозяйка под стол ставила плошки со смолой и пеплом, указывающие на смоляные факелы, с которьми искали Спасителя в Гефсиманском саду воины. Все эти предметы назывались "четверговыми", им приписывалась особенная сила в исцелении людей и животных. Смолой мазали кресты на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам, мазали также детей и скот, чтобы избавить от порчи и в защиту от чар. Как лекарственное средство её использовали в течение всего года. Пепел высыпали в сусеки с зерном, чтобы оно дало урожай и чтобы избавить пшеницу в будущем от "сажи" (грибковая болезнь злаков - головня), а рожь от спорыньи. Хозяин-охотник клал под стол ружье, порох, пули, смолу, вереск, вербу и сметану. После этого ружье приобретало силу бить зверя наповал и защиту от порчи со стороны завистников. Вереском окуривали ловушки. Вербой сначала били скот, так же как на Вербное воскресенье, а потом скармливали ему.
Рыболовы, в свою очередь, размещали под столом рыболовные снасти для удачного лова и предохранения их от порчи. Туда же женщины клали нитки, которые были спрядены наоборот ("от себя", "налево"), ими перевязывали больные руки и ноги. Иногда накануне четверга под стол клали жаворонков, сохранённых со дня Сорока мучеников, наутро их размачивали в воде и скармливали скоту для здоровья.
Крестьяне Тобольской губ. верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали "первый огонь",зажигая им свечу и лампу. Эта обожжённая лучина называлась "четвережный огарок" и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись.