КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА
МИХАИЛА
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения
Реферат
:
Чистый четверг
Реферат подготовила:
учащаяся 8 класса
МОУ Ленинской СОШ
Косарева Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
учитель ОПК
высшей категории
Шиндина Нина Степановна
2011 год
I Введение........................................................ 1
II Основная часть
1. Чистый понедельник......................................... 2
2. Чистый четверг................................................ 3-9
3.Четверговая соль............................................... Ю
4.Четверговый хлеб.............................................. 11
5.Четверговая свеча........................................ 12-14
III......................................................................
Заключение...................................................... 15
Литература......................................................... 16
Введение
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников.
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, радости, ощущение полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества.Самыми древними праздниками были праздники, связанные с земледельческим календарем руссов - предков русского народа. Главными среди них были Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано-Купальские праздниства и другие.
В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношения людей с космосом, природой и божествами.
На ряду с древними языческими праздниками, было много праздников православной церкви. Наиболее значимыми христианскими праздниками с народной точки зрения были: Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещения Пресвятой Богородицы, Святая Троица, Пасха. Пасхой считали самым светлым праздником.
Праздничный день требовал преображения. Деревня выглядела по-праздничному, обновленной, когда улицы были очищены от грязи или снега, сорная трава скошена, фасады домов отремонтированы.
Избы приобретали праздничный облик благодаря идеальной чистоте пола, потолка, стен, дверей, окон, лавок, новым половикам и полотенцам с «украсами».
Люди появлялись в церкви и на улице в «доброй», т.е. в красивой одежде. Праздники играли значительную, социальную роль в жизни русского народа.
Я много слышала о приготовлении к самому светлому празднику Пасха и видела в семье, как готовятся к этому дню. Все начиналось с понедельника последней недели и заканчивалось чистым четвергом. Меня заинтересовало, что знают о последней неделе приготовления к светлому празднику Пасха мои ровесники, а также старшие поколения для этого я провела опрос и выяснились интересные факты.
Цель моей работы заключается в том, чтобы привлечь интерес к истории, обычаям и традициям православного народа.
Задачи:
- изучить материал, повествующий о традициях и обычаях православного народа.
- познакомиться детально о подготовки и проведении «чистого» четверга в отдельно взятых регионов.
Данную работу можно применять, как дополнительный материал на уроков ОПК и на внеклассных мероприятиях.
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК - народное название первого дня первой недели Великого поста. Говорили, что в этот день "ничто нечистое не должно ни входить в уста, ни выходить из уст ".Основное значение этого дня - приобщение к святому, размежевание с предшествующим временным периодом, с греховной масленичной неделей. В этот день пост был особенно строг. Предписывалось "сухоястие": не варили ничего горячего, употребляя только тёртый хрен с квасом и солью. Встречаясь, крестьяне поздравляли друг друга с началом поста: "Здорово заговелись на хрен, на редьку, на белую капусту".
Повсеместно в Ч.п. было принято топить баню. Но мылись не только для очищения тела. Мытьё символизировало очищение души после разгула
Масленицы, её обновление в преддверии поста и исповеди. Оно также служило границей, отделяющей Масленицу от поста. В Саратовской губ., где проводы Масленицы ещё продолжались в Ч.п., кататься на лошадях, обжираться и выпивать разрешалось только до бани, после которой веселье считалось уже грехом.
Хозяйки начинали с этого дня готовить постную пищу, "очищали" посуду от остатков скоромной: перемывали её со щелоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще всю посуду, в которой готовили и из которой ели скоромное, выносили в погреб или кладовку, доставая "постные" горшки, миски и ложки, которые хранились для поста отдельно в течение всего остального времени года. Кое-где обязательно мыли также кадушку из-под питьевой воды, наполняя её чистой ключевой или речной водой. Остатки скоромной пищи сушили, оставляя их до Пасхи в погребе, зарывая в закромах в пшеницу, или скармливали скоту и курам.
Чтобы очиститься от съедобной скоромной пищи, существовал обычай "прополоскать зубы" водкой, которого чаще придерживались мужчины.
Говорили: "У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть". В некоторых местах пожилые хозяева справляли так называемое "похмелье",в ходе которого напивались, веселились и "пропивали" своих детей, то есть договаривались о свадьбах. В понедельник в некоторых местах парнями устраивались кулачные бои, которые также должны были способствовать "очищению" от скоромного, их называли "блины вытрясать" или "выколачивать лепёшки". Эти мероприятия были тесно связаны с предшествующим периодом, в народе их называли "тужилки по Масленице", то есть сожаление о прошедшей Масленице, а по сути они были её продолжением и завершением.
Особенное пограничное значение Ч.п., отделявшего период мясоеда от безвременья поста, видно из следующего обычая. Во Владимирской губ. С вечера Прощёного воскресенья зеркала в домах завешивались, закрывались платком, подобно тому, как если бы в доме находился покойник.
Крестьяне говорили: "Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, всё одно, что поглядеть на покойника".
ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ
ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ.(ВЕЛИКИЙ, СТРАСТНОЙ, СТРАСТЕНОЙ, "СТРАШНОЙ" ЧЕТВЕРГ). Четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. В этот день церковь вспоминает Тайную вечерю, последний ужин
Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическое жертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело моё",а затем, подав ученикам чашу с вином, произнёс: "Пейте из неё всё. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов"(Мф.26:27-28).Так Иисус установил таинство евхаристии или причащения и благодаря этому указал путь к спасению. Великий четверг -день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие наибольшее число верующих.
В народных представлениях, необходимость проведения очистительных обрядов осознавалась так же, как необходимость очищения пространства, осквернённого предательством Иуды. В этом поверье нашёл отражение текст Евангелия, читаемый в этот день в церкви. Во время Тайной вечери Христос предсказал, что один из учеников предаст его. Каждый из апостолов взволнованно и испуганно спрашивал: "Не я ли, Господи?" - Иисус ответил: "Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня". Тут же рука Иуды протянулась через весь стол к блюду, и тихо прозвучал его голос: "Не я ли, Равви [учитель]?" (Мф. 26:22-25).
Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Ч.ч. иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта.
В 19 в. обрядность Ч.ч. в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от неё человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в то же время появлялась возможность заручиться поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие.