Политическое правление - это, согласно учению Аристотеля, правление не людей, а закона: правители, даже самые лучшие, подвержены аффектам и чувствам, закон же - "уравновешенный разум".
Макиавелли
Никколо Макиавелли (1469-1527) - большой знаток античной литературы, политик и дипломат, (14 лет проработал на должности секретаря Флорентийской республики) он вошел в историю политико-юридической мысли как автор трудов: "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1519), "История Флоренции", также его перу принадлежит несколько художественных произведений. В истории концепций государства и права не так много личностей, которые бы вызывали столько яростных споров их противников и приверженцев, радикальных критиков и доброжелателей, как политические идеи знаменитого итальянца.
Труды Макиавелли заложили основу политико-правовой идеологии Нового времени. Основу своих работ он черпал из изучения деятельности современных ему правительств, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни опыта государств Античного мира. Он считал, что изучение прошлого позволяет по примеру прошлых поколений определить средства и способы действий, которые будут полезными в настоящем, а также дадут возможность предвидеть будущее.
Исследователи считают, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Причины этому они ищут в характере самой личности писателя и во влиянии на него сложной эпохи. Отмечают его любовь к отечеству, которое пострадало от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вторжений иноземных держав, вмешательства церкви в светские дела. Также не безосновательно подчеркивают его симпатии республиканскому строю и отдельным демократическим институтам.
В дальнейшем вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в "Истории Флоренции", "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" и в некоторых других его произведениях. Наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили не эти произведения, а "Государь". Но в нем гражданско-гуманистические и республиканско-демократические мотивы звучат максимально приглушенно.
Макиавелли писал "Государя" вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для защиты права и гуманизма. "Государь" при первом знакомстве с ним предстает трактатом о значении и роли правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. При более внимательном рассмотрении видно, что в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой манер раскрывает черты и закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т.е. в правителе) самого государства. Макиавелли не пытается в "Государе" составить портрет нужного стране правителя, а так же в составлении советов, адаптированных к злобе дня. Он делает акцент на выявлении самой природы государства, в этом и есть смысл "Государя".
Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства занимает позицию религиозного индифферентизма. Он практически исключает религиозную составляющую из арсенала своих объяснительных средств. Для него главное – опыт истории. Трактование политики отделена от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый, не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: какие-либо изменения в государстве, смена формы государства, политические события происходят не по воле Бога, не по прихоти и фантазии людей, а происходят они объективно, под влиянием "действительного хода вещей, а не воображаемого".
В отличие от Аристотеля Макиавелли разделял политику от этики. По его мнению неуместно решать или обдумывать политические проблемы, находясь в кругу морали и суждений, так как политика, власть, технология политического господства – изначально находятся вне морали.
Автора "Государя" не заботит решение этических вопросов. Для него важным является то, "какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними". и как полагает Макиавелли, таким способом является создание прочного фундамента власти. Для этого необходимы хорошие законы и хорошее войско. У Макиавелли опора законов, как опора государственной власти, – вооруженная сила. О праве и справедливости он ничего не говорит.
Макиавелли выделяет ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь своей высшей цели. Один из них заключается в том, что государь должен приобрести умение "отступать от добра". Для того чтобы крепко удерживать власти в своих руках, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Государственная власть должна быть решительной и твердой, содействовать этому должно ее прославление и возвеличивание. Так же государь может "ради сохранения государства" пойти против своего же слова. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.
Макиавелли ввел новое понятие stato ("государство") в политическую науку Нового времени. В "Государе" раскрывается это понятие в значении аппарата, управляющего народом, т.е. подданными. Такой государственный аппарат включает в себя центральную администрацию: государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц. Государь же распоряжается этим аппаратом, ему принадлежит публичная власть, т. е. право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь обязан концентрировать всю власть только у себя.
Если Аристотель отдавал предпочтение политии, то Макиавелли отдает его единолично управляемым государствам. Государь обладает большей властью, управляя с помощью слуг (чиновников), так как подданные относятся к чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности, они лишь выполняют поручения государя.
Автор "Государя" практически ничего не говорит о деятельности правителя, которая непосредственно связана с потребностями и интересами самих управляемых. Государь, по мнению Макиавелли, должен опекать народ, следить за соблюдением порядка в стране, при этом ему следует пребывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ - необузданная масса. Т. е. ему необходимо устранить совершение преступлений частными и должностными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, дает им право прибегнуть к его суду. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (своей) власти.
По существу государство выполняет функцию по обеспечению внешней безопасности и устранению внутреннего беспорядка, покровительствует ремеслам, земледелию и торговле. И это почти всё. Но в "Государе" ничего не сказано о предоставлении подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданным попросту не нужны эти права, они не заинтересованы в обладании такими правами и свободами, так волнует прежде всего сохранение в неприкосновенности своей собственности, взамен на свободы и влияния. Тем более там, где людьми командуют, с правами и свободами подвластных одни хлопоты и проблемы.
Опекая подданных, государю одновременно нужно совершать все свои действия именно как благодеяния. По Макиавелли, обиды необходимо наносить разом, а благодеяния малыми порциями и разумно, тогда оно продлится дольше и поданные его ощутят в полной мере. В то же время Макиавелли понимает, что обязательным условием осуществления такой политической власти, является согласие с ней подданных. Правитель ни в коем случае не навлекать на себя антипатии со стороны народа. Ему необходимо расположить к себе народ, иначе народ охватит анархия и беспорядок.
Для нормального осуществления власти необходимо, чтобы подданные полностью повиновались государю. Здесь два пути достижения этой цели: любовь к государю и страх перед ним. Какой путь лучше и эффективнее? Естественно по Макиавелли, лучше всего, "когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать "страх" и поддерживать его "угрозой наказания, которой невозможно пренебречь". Но все же Макиавелли больше склонен в сторону выбора страха, руководствуясь одной из аксиом своего политического учения - аксиомой об исконной, от их антиобщественной, асоциальной природы идущей порочности людей - существ злобных и эгоистичных. О людях в целом, убежден Макиавелли, "можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива".
В "Государе" расстояние между угрозой наказания, которая держит людей в страхе перед государством, и самим наказанием незначительно. Государю для того, чтобы заставить поданных беспрекословно подчиняться ему, необходимо и позволительно пользоваться даже самыми суровыми мерами. Допускается жестокость не только в военное время, но и в мирное. Государь так же вправе уничтожать людей, которые причислены к врагам государственной власти. А так как государь находится вне юрисдикции суда, он может не опасаться какой-либо ответственности за свои деяния. Подданным необходимо осознавать и чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.
Такую непререкаемость государственной власти может обеспечить только верховная единая воля, которая ни от кого не зависит и господствует над всем безусловно и безгранично. Только такая воля может обеспечить само существование государства и его могущество, а так же поддерживать порядок в стране. У Макиавелли такого понятия как "государственный суверенитет" нет. Но, судя по его представлениям о свойствах государственного власти, можно сказать, что он фактически подошел к этому понятию, которое является одним из самых важных в науке о государстве, которое служит для выяснения природы государства.