Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)
Кафедра Истории и Политологии
Реферат по дисциплине «Политология»
на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители:
преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Выполнил:
Ухина О. В.;
С-65, АВТ
Проверил:
доцент, кандидат исторических наук
Родионова И. В.
Москва 2011
Оглавление
Введение............................................................................................................................................. 3
Зачем ворошить прошлое?....................................................................................................... 3
Цель работы............................................................................................................................... 3
Характеристика литературы.................................................................................................... 3
Учения политических мыслителей.................................................................................................. 4
Аристотель ............................................................................................................................... 4
Макиавелли............................................................................................................................... 6
Выводы.............................................................................................................................................. 11
Литература........................................................................................................................................ 12
Введение
Зачем ворошить прошлое?
История политических и правовых учений всего мира - колоссальный опыт прошлых поколений, где отражены исследования проблем свободы, государства, права, законодательства, политики. Этот ценный опыт, идеи и достижения прошлого влияют на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
Люди обращались и будут обращаться к прошлому, к уже испробированным положениям, принципам и ценностям, чтобы понять настоящее, улучшить будущее и найти свое место и назначение между прошлым и будущим. Поэтому непреходящее значение имеют учения, в которых отражен сложный путь развития политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования политико-правовых общечеловеческих ценностей. История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе различных идеологий шел процесс развития и познания природы государства и права, и в целом о надлежащем государственном и общественном устройстве. Познавательное, общекультурное, духовно дисциплинирующее, просветительное значение истории относится и к истории политических и правовых учений, которая актуальна и сегодня.
Цель работы
В данной работе моей целью является исследование учений Аристотеля и Макиавелли. В более полном объеме будет рассмотрено учение Макиавелли, а именно: что конкретно он вобрал из учений Аристотеля, что привнес нового, а также значимость идей и трудов Аристотеля и Макиавелли.
Характеристика литературы
1. «История политических и правовых учений» под редакцией В. С. Нерсесянца. В этом кратком учебном курсе описаны учения Макиавелли и Аристотеля.
2. http://ru.wikipedia.org/ - Использовалась для описания личности Аристотеля и Макиавелли.
3. История политических и правовых учений для вузов под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. Этот источник в основном использовался для характеристики трудов Макиавелли.
Учения политических мыслителей
Аристотель
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) родился в маленькой греческой колонии Стагире. В юношеском возрасте Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. Аристотель - ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности, основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Воззрения Аристотеля начали формироваться во время полемики с Платоном. Аристотель считал, что идеи Платона ошибочны, так как он допустил существование особого мира идей и понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира и отрыву сущности от явления.
Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика", "Никомахова этика" и "Афинская полития", содержащая исторический очерк развития государственного устройства Афин.
Аристотель занимался всесторонним развитием науки о политике. Политика у него тесно связана с этикой. Только развитые представления о нравственности и знание этики позволяют понять политику. Этика понимается как начало политики.
Основным итогом в исследованиях этики, существенным для политики, есть идея о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, которые принадлежат к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность.
Государство является следствием естественного развития. В этом отношении оно похоже на первичные общения такие как семья и селения. Но государство - высшая форма общения, охватывающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели - благой жизни и завершения. Человек - существо политическое по природе своей, в государстве завершается развитие этой политической природы человека. Но не все народности и люди достигли этого уровня развития. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". По мнению Аристотеля, "варвары" - люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни.
Основу политико-правовой теории Аристотеля заложила именно эта мысль о предустановленных в природе целях. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как, существующие от природы, естественные.
По Аристотелю взаимоотношения господина и раба являются элементом не государства, а семьи. Политическая власть основывается на отношениях свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.
Аристотель, защищая частную собственность, семью и права индивида, критиковал оба проекта платоновского государства. Для Аристотеля, так же как и для Платона, государство - это единое целое составляющих его элементов, но он выступает против попытки Платона "сделать государство чрезмерно единым". Чрезмерное стремление к единству множества элементов, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.
Исходя из идей Аристотеля, государство представляет из себя некую организацию, состоящую из определенных граждан. Государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Формы государства в "Политике" делятся по нескольким критериям: по числу правящих лиц и государственной цели. В зависимости числа правящих Аристотель выделяет правление большинства, немногих и одного. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Аристотель выделял две основных государственных формы - олигархия и демократия, остальные считал производными от этих двух.
Основная причина возмущений и переворотов в государстве - наличие неравенства. Аристотель считает, что олигархия увеличивает существующее неравенство, а демократия, наоборот, уравнивает богатых и простой народ.
Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии говорят о том, что ему были понятны социальные противоречия, которые определяли развитие рабовладельческого государства.
Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.
Аристотель высоко ценил благо мира и подчеркивал, что "самый принцип войн можно считать противным идее права". Эта мысль в дальнейшем получила широкое распространение у противников войны и сторонников "вечного мира".
Аристотель разделяет мысль Платона и Сократа о совпадении справедливого и законного. Право есть политическая справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. "Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения".
В целом право Аристотель называет "политическим правом" (как политическое явление). Это значит, во-первых, что неполитическое право невозможно, во-вторых, что право отсутствует вообще в неполитических (деспотических) формах правления.
Политическое право Аристотель делит на естественное и условное. "Что касается политического права, то оно частью естественное, частью условное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право – то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие прекращается)".
Основной показатель качества политического закона - его соответствие политической справедливости и праву. Право должно найти свое выражение и соблюдение в законе. По Аристотелю отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма.