Смекни!
smekni.com

Философские методологические проблемы современной физики: Проблема наглядности (стр. 4 из 6)

Протяженность пространства у Декарта совпадает с протяженностью эфира, поэтому нельзя говорить о существовании эфирной модели в пространстве в силу того, что пространство - одно из свойств эфира (пустоты не существует. Время же существует независимо от модели поскольку все изменения в ней происходят во времени.

Необходимо отметить, что эфирная модель также базируется на опыте - она взята из наблюдений турбулентностей в воде при ее течении.

Вещественная модель.

Основной ячейкой такой модели возникшей в XVIII веке является физико-химическое тело. Оно обладает широким спектром свойств, оно может быть как пылинкой так и жидким вихрем. Однако на тела наложено ограничение - все тела должны быть доступны для непосредственного восприятия (непосредственным показаниям органов чувств), т.е. выражаясь языком Фейербаха «являться чувственным бытием». Объект представляет собой совокупность таких чувственных тел. Кроме того все свойства объекта подвержены изменениям. Самым важным отличием вещественной модели от предшествующих является то, что они не ставят вопроса о том, какова природа атомов или вихрей - базиса модели. Вещественная модель описывает тела, составляющие модель только как форму проявления некоторых других тел. В предшествующих моделях явление и его сущность совпадали, а в вещественной модели предполагается, что две стороны не совпадают. С точки зрения античных материалистов раскрыть сущность объекта значит представить его в рамках атомистической модели; для модели эфира - представить объект в виде вихрей эфира.

Таким образом если материальный объект не допускает представления его в виде атомистической, эфирной или вещественной модели, то такой объект, с точки зрения авторов модели принципиально «ненагляден».

ПРИРОДА НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Двумя важнейшими проблемами теории познания всегда были:

1. Что есть источник знания? 2. Как соотносятся наши субъективные образы с источником?

По Платону «души людей вспоминают те «идеи», которые они когда-то восприняли в мире «идей»». Таким образом идеи считались априорными, приходящими извне. В дальнейшем эта теория вплоть до конца XVIII века почти не менялась, в ее основе оставалось происхождение из нематериального источника.

В противоположность этой теории материализм выдвинул принцип отражения. Согласно ему источником наших субъективных образов является материя.

Как было уже сказано выше, материальный объект есть единство явления и сущности. Следовательно, каждой из сторон объекта соответствует свой субъективный образ сущность которого соответствует природе взятой стороны. Аристотель в своей работе «О душе» разделил субъективные образы на две группы - образы в которых отражаются моменты явления (чувственные образы)и образы, в которых отражены моменты сущности (абстрактные образы). Он применял это разделение для природы человека, однако оно применимо и для материального объекта, являющегося предметом исследования. Дело в том, что с первого взгляда кажется, что существование двух типов образов следствие биологической организации человека. На самом деле сама организация обусловлена двойственной природой объекта.

Диалектический материализм в отличие от всех предшествовавших форм материализма не связывает с понятием «чувственный образ» какие-либо конкретные биологические представления. С точки зрения диалектического материализма, чувственный образ - такой субъективный образ, в котором отражается тот или иной момент явления. Этот момент может быть доступен непосредственному восприятию одним или несколькими из пяти органов чувств. Непосредственное чувственное познание дает целостный чувственный образ явления, но только с внешней стороны. Наблюдая цветок мы можем обонять его запах, видеть цвет и форму(внешнюю сторону объекта), но в то же время мы не можем видеть клеток составляющих растение изнутри - внутренняя сторона объекта. Образ такого объекта может быть получен только опосредованным путем после анализа объекта. Процесс анализа завершается формированием представления. Причем под представлением понимается чувственный образ, в котором то или иное явление отражается целиком, т.е. не только с внешней, но и с внутренней стороны.

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Базисом наглядного представления является ощущение. «Познание существования всякой другой вещи (вне себя самих) мы можем получить только через ощущение.» (Д.Локк [8],стр.611) Познать вещь в себе это значит проявить ее. Такое возможно лишь при взаимодействии с другими вещами. Значит, для познания вещи необходимо привести ее во взаимодействие с другой вещью, которая по собственным свойствам обладает способностью проявления соответствующего свойства соответствующей вещи. Например, чтобы убедиться в том что влага проникает в камень необходимо привести ее во взаимодействие с пемзой или мелом, но, очевидно, бесполезным будет пытаться увидеть это пытаясь поливать водой кристалл кварца. Таким образом каждая вещь по своим свойствам обладает способностью проявить вполне определенный круг других вещей. С онтологической точки зрения такими вещами для проявления других вещей являются наши органы чувств. Ограниченность круга проявляемых вещей определяется строгой приспособленностью наших органов чувств. Таким образом нам через непосредственные показания органов чувств открывается только малая часть того, что существует. При этом существуют, как мы видели даже целые объекты о существовании которых наши органы чувств не могут ничего сказать. «Мы созерцаем только так, как оно нам является, а не как оно есть само по себе» (И. Кант [6],стр.101)

Таким образом мы рискуем прийти к неразрешимости проблемы о возможности существования непознаваемых «вещей в себе».

Однако существует другая возможность чувственного восприятия - через чувственное опосредование.

Рассмотрим два круга вещей - вещи, которые отображаются нашими органами чувств через непосредственное восприятие ( давление, форма, тепло, запах, звук, свет и цвет.)(А) и вещи непосредственно не воспринимаемые, или воспринимаемые только частично в каких-то моментах(Б). Пусть существует некоторое множество вещей, действие на которые вещей не воспринимаемых непосредственно производит вещи, воспринимаемые непосредственно(В). Тогда множество вещей А, которое содержит Б и В может быть воспринято через опосредование А-В-Б. Возможность такого опосредования прямо следует из многообразия явлений природы, дающего возможность существовать вещам - «проявителям» (В).

Другими словами, всегда существует возможность подобрать такую другую вещь на которой взятая вещь проявляется ощутимым образом. В качестве примера рассмотрим невоспринимаемую непосредственно вещь - электрический заряд, однако, существует непосредственно воспринимаемое явление, знакомое людям с глубокой древности - притяжение зарядом мелких частиц (на кусочке янтаря). Кроме того электрический заряд, если он велик, способен порождать разряды (молнии) которые мы можем видеть и слышать.

«В общем случае мы получаем совокупность вещей различной природы, соединенных по определенным законам и играющих роль передатчика об исследуемой вещи органам чувств.» (Бранский В. П. [3], стр.102).

По существу мы получаем новый объект - измерительный прибор. Более того, большинство наших ощущений опосредовано и лишь малая часть ощущений получается непосредственно. Следовательно, проблема шестого чувства, поставленная Локком снимается простым образом - человеку незачем шестой орган чувства, благодаря приборам у него может быть сколько угодно органов чувств.

Теперь перед нами появляется трудность другого характера. Ощущение отражает только отдельные свойства вещи. Остается вопрос об способе перехода от ощущений к чувственным образам. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к тем субъективным образам (абстрактным) в которых отражаются моменты сущности. Такие образы называются понятиями. Хорошо известно, что из одних понятий посредством других понятий можно получить новые понятия. Например понятие «золото» непосредственно не приводит к понятию «металл», однако вовлекая третье понятие «блестящее твердое тело» (золото похоже на некоторые блестящие твердые тела, многие из которых металлы, следовательно, вероятно, золото также металл) можно прийти к новому понятию «золото - металл».

Это означает, что понятие может являться самостоятельным источником новых понятий вследствие логического опосредования.

Чувственные образы в результате работы мозга превращаются в понятия, но этим дело не заканчивается. «В результате работы мозга понятия превращаются в новые чувственные образы».(Бранский В. П. [3],стр.106) Следовательно, мир субъективных образов человека независимо от его желания оказывается построенным из чувственных образов. Акт перехода от чувственных образов к понятиям лежит в основе интуиции. Как известно, метафизики занимавшиеся теорией познания объясняли возникновение новых чувственных образов в мозгу у человека новой комбинацией непосредственных показаний органов чувств. Например Лукреций считал, что новые чувственные образы (например мифологические образы кентавров и пр.) возникают в результате пересечения в воздухе «эйдол» соответствующих предметов (т.е. отделившихся от них и распространяющихся с большой скоростью материальных оболочек) «Легко они, в воздухе встретясь друг с другом, сходятся вместе, как нить паутины иль золота блестки.» (Лукреций Кар [9],стр.249) Недалеко от него ушел и Юм «Вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал доставляемый нам внешними чувствами и опытом.» (Д. Юм [13],стр.17)