• текущий архив НПЦ «Наследие», в котором содержится информация об объектах культурного наследия [111];
13
• архив Алтайского отделения Союза художников России — личные дела скульпторов [112-120];
• фонды Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая - фотографии утраченных памятников Барнаула 1930-1950-х гг. [96-99];
• фонды Алтайского краевого краеведческого музея - фотографии, альбомы и открытки утраченных и сохранившихся памятников Барнаула [100-110];
• архив архитектурно-планировочных заданий управления главного архитектора города - планы и схемы расположения монументальных объектов Барнаула [121-139].
Опубликованные источники:
• планы Барнаула, опубликованные в трудах историков и краеведов: план 1826 г., 1912 г., план Демидовской площади в Барнауле 20-х гг. Х1Хв., план Барнаула 1907 года и др. [140-147];
• изобразительные материалы: фотоальбомы «Памятники Сибири. Западная Сибирь и Красноярский край», фотоальбомы «Барнаул» и «Алтайский край» различных лет издания; открытки (1994г., 2000г., 2004г. и др.), демонстрирующие виды памятников Барнаула [148-158];
• каталоги монументальных памятников, предоставляющие информацию об авторах, размерах, материале памятника, а также их краткое описание: К.Г.Сокол «Монументы Империи» (1999г.); Т.М.Степанская «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (1990г.), «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» (1994г.) [159-162];
• каталоги творчества скульпторов и художников-монументалистов: В.Ф.Добровольского, П.Л.Миронова, Л.В.Рублевой, И.Ц.Зоммера, К.Г.Чумичева, П.А.Щетинина и др. [163-170].
Были изучены фонды научных библиотек: Государственной публичной научно-технической библиотеки г.Новосибирска, Алтайской краевой
14
универсальной научной библиотеки им.В.Я.Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Алтайского государственного института искусств и культуры. Научная новизна:
• Проанализирована роль монументальной пластики в > формировании городской среды.
• Рассмотрено влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументального искусства в городе Барнауле.
• Выявлены этапы развития монументальной пластики в Барнауле, осуществлена систематизация памятников и проведен анализ их архитектурно-художественного решения.
• Определены современные тенденции развития монументальной пластики в контексте городской среды Барнаула.
• Составлены типологические таблицы памятников Барнаула, введены в научный оборот неопубликованные материалы о существующих и утраченных памятниках.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций по эстетизации городской среды, могут быть полезны в реставрационной деятельности органов охраны культурного наследия, в учебных курсах гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также могут быть использованы в сфере культурного туризма Алтайского края.
Положения, выносимые на защиту:
• Взаимосвязь монументальной пластики и городской среды динамична, она определяется объективными историческими и социокультурными процессами, стилевой эволюцией, а также многослойностью самой среды и разнообразием жанров скульптуры.
• История монументальной пластики Барнаула отражает эволюцию идеалов, духовных ценностей и эстетических предпочтений, она связана
15
со стилевыми особенностями, определяющими принципы синтеза искусств, а также градостроительными задачами эпохи.
• Развитие монументальной пластики Барнаула в советский период осуществлялось в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, что определило типологию персоналий, а также особенности образно-пластического решения памятников.
• Современные тенденции развития скульптуры Барнаула определяются ослаблением идеологической и усилением эстетической функции, что приводит к доминированию декоративной пластики, которая активно вводится в городскую среду исторического центра и районов массовой жилой застройки Барнаула.
• Перспективным направлением в организации городской среды Барнаула является городской дизайн, отличающийся мобильностью, высокой технологичностью и направленный на поиск возможных путей включения исторически сложившегося центра в функциональные процессы современности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре и заседаниях кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, а также были представлены в докладах и сообщениях на конференциях различного уровня: «Наука — городу Барнаулу» (городская, Барнаул, 1999 г.); «60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения» (краевая, Барнаул, 2000 г.); «Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина» (Всероссийская, Барнаул, 2001 г.); «Камнерезное искусство России. Горная Колывань» (Всероссийская, Барнаул, р.п. Колывань, 2002 г.); «Проблемы освоения историко-культурного наследия Сибири» (Всероссийская, Барнаул, 2002 г.); «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина»
16
(Всероссийская, Барнаул, 2003 г.); «Охрана и использование памятников индустриального наследия России. Десятые Ползуновские чтения» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «Интеллектуальный потенциал ученых России» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «XXXI научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов» (региональная, Барнаул, 2004г.); «IX всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Л.И.Снитко (1928-1982), основоположника искусствоведения на Алтае», приуроченная к 45-летию Государственного художественного музея Алтайского края (Всероссийская, Барнаул, 2004г.); «Проблемы искусствоведения на рубеже XX-XXI вв.» (региональная, Барнаул, 2004г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Общий объем диссертации 284 с.