Государственный университет
по курсу: Природа человеческих ресурсов и социальных отношений
на тему: Религия, как механизм социального структурирования общества.
Работу принял: А.Г. Эфендиев
Работу выполнила:
Студентка группы 409
Кретова Мария
Москва 2001 г.
РЕЛИГИЯ КАК МЕХАНИЗМ
СОЦИАЛЬНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Общие контуры социально-религиозной иерархии
Религия – это социальный институт, который оказывает более или менее сильное влияние на структурирование земной практики людей, в том числе и в формировании и поддержании социальной иерархии, вырастающей из иерархии религиозной. Последняя строится на конструировании дистанции от Бога (или богов): чем дальше от Бога, тем ниже религиозный статус, что в определенных обстоятельствах предопределяет и социальный статус. В религиозном пространстве условно (игнорируя особенности, присущие бесчисленным конфессиям) можно выделить три иерархических уровня.
1) Идеальный уровень. На вершине иерархии в монотеистических религиях находится Бог, а в политеистических – несколько богов, располагающихся в иерархическом порядке. Ниже располагаются позиции, открытые для людей. Возможен промежуточный вариант богочеловека. Таким образом, вершина религиозной пирамиды, покидая пределы социального пространства, уходит за облака, в иную реальность. На вершине человеческой иерархии расположены позиции, открытые для прямого общения с Богом (богами). Люди, попавшие на эти позиции, напрямую воспринимали божественные указания, фиксировали их в священных текстах и проповедовали людям. Это пророки, апостолы и т.п. Ниже располагаются позиции, занимаемые людьми, отличившимися в исполнении божественных предписаний, создавшими образцы служения религиозному долгу (в ключевых течениях христианства они канонизируются как святые). Промежуточный тип – люди, которым случайно удалось прикоснуться к божественному откровению (например, в форме видения). Обычно святыми становятся после смерти, поэтому в реальной религиозной жизни все выше описанные позиции в иерархии находятся вне сферы непосредственного социального взаимодействия. Даже реальные люди, чьи имена попали на этот уровень, до предела идеализируются, некогда присущие им человеческие слабости вычеркиваются или сводятся до незначащего минимума, достоинства гипертрофируются, положительным слухам, преданиям придается статус факта и т.д. В результате реальные биографии трансформируются в социальные конструкции, весьма косвенным образом связанные с прототипами.
2) Церковь как организация «истинных» верующих, то есть людей, правильно понимающих божественные предписания и следующих им. Церковь имеет сложную внутреннюю иерархию, контуры которой варьируются в разных конфессиях. Но логика имеет универсальный характер – близость к Божественному откровению. На вершине находятся иерархи. Это позиции, дающие право на «правильное», «истинное» толкование священных текстов, которые, как и большинство иных текстов, многозначны, открыты разным вариантам прочтения. Главная прерогатива иерархов – право интерпретировать самые туманные, многозначные, спорные места, формировать свод ритуалов, обеспечивающих «истинное» общение с Богом. Ниже – священнослужители, имеющие право разъяснять священные тексты, следуя логике и рамкам, установленным высшими (или высшим) лицами церкви. В самом низу церковной иерархии – рядовые члены.
3) Нечлены церкви. Это уровень, куда не пробилось божественное откровение, это своего рода «обратная сторона Луны», закрытая от лучей истины. Люди, находящиеся в этой зоне могут также иметь разные позиции в иерархии: ближе всего к границе – заблуждающиеся, которые по объективным причинам не приняли слово Божье (например, некому было им его разъяснить), дальше всего – те, кто сознательно борется с Богом и его слугами, следует указаниям Дьявола, нечистой силы и т.д.
Религиозная иерархия даже в своем чистом виде содержит иерархию социальную, деля социальное пространство на членов церкви и нечленов, а само церковное поле по рангам в церковной организации. Кроме того, церковь нередко оказывает влияние на нецерковные институты (государство, систему образования и т.д.), вынуждая их структурировать социальное пространство с учетом религиозной логики или прямо следуя ей. В этом случае место в религиозной иерархии является основанием для получения социального статуса (почестей, светской власти, материального вознаграждения, возможностей для восходящей социальной мобильности и т.д.).
Феномен религии
Понятие религии
Религия - это настолько емкое явление, что всякая попытка ее определения чревата упрощением и односторонностью. В зависимости от фокуса исследования берется та или иная сторона религии, что и проявляется в рабочем ее определении. Для целей данного исследования социального неравенства представляется подходящим следующее определение религии:
«Религия - это набор верований, символов и практик (например, ритуалов), которые опираются на идею сакрального и объединяют верующих в социально-религиозную группу.
В современной социологии вслед за Э. Дюркгеймом сакральное (священное) принимается как ключевая характеристика религии. Сакральное противопоставляется мирскому. Таким образом, реальность делится на две части - сакральную и мирскую. Граница между ними - это социальная конструкция, возводимая церковью, жрецами и т.п. институтами. Граница может расширяться, охватывая значительную часть реальности, или сужаться, ограничиваясь лишь некоторыми ее участками, которые конструкторы религии рассматривают как наиболее значимые. Поэтому не удивительно, что сфера сакрального, регулируемого религиозными нормами, существенно колеблется от общества к обществу.
Одна из ключевых характеристик сакрального - опора на веру, которая не требует логических, научных доказательств. «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан) - это ключ к пониманию границы сакрального и мирского.
Граница сакрального и светского как социальная конструкция
Вера - это надежный цемент, скрепляющий порядок. Поэтому вполне естественно стремление всех, кто за этот порядок отвечает, расширить сферу сакрального, включив в него и ключевые элементы социальной и политической систем.
Такая сакральная экспансия проходит в двух основных формах. Во-первых, обычная религия расширяет сферу сакрального, включая в него не только верования, например, в Бога, но и определенные земные практики людей, которые определяются как «богоугодные» (начиная с чисто религиозных ритуалов, например молитвы, и кончая совершенно повседневной деятельностью, например потреблением пищи, в которой выделяются сакральные продукты и которая организуется по сакральному графику). С древних времен практикуется включение в сферу сакрального высшей государственной власти, персоны самодержца («наместник Бога на земле»). Издревна служители культов освящали разные мирские предметы (дома, оружие и т.д.) и практики (войну, брак и т.д.).
Во-вторых, при определенных условиях формируется особая сфера сакрального, не связанная с традиционными религиями. Многие идеологии содержат потенциал трансформации в светскую религию. Свойственная идеологиям романтическая устремленность в будущее в определенных условиях может принять вид «царства Божия на Земле». Вера в чудодейственную силу прогресса, героев, прогрессивных групп и т.п. также может принимать религиозные формы. Однако религия – это социальный институт, который несводим к идеологическому учению. Последнее – лишь один из элементов светской религии. Если нет массы религиозно верующих, нет аппарата для ее организации и воспитания, то нет и религии. Сходство же с религиозными учениями можно найти в любой идеологии, как и в любой идеологии можно найти сходство с наукой.
Часто эпицентром такой сакральной зоны выступает государство. Этот феномен получил название «гражданской религии».
Гражданская религия
В ее основе - вера в государство, в его лидеров, в некоторые элементы гражданского общества. Это вера, не нуждающаяся в логических доказательствах, в аргументации с помощью фактов. Например, «настоящий гражданин любит свою Родину». За что? Почему? Такие вопросы воспринимаются как кощунственные, потому что сакральное не подвергается сомнениям. Гражданская религия включает веру и любовь к государственным лидерам, почитание их только за то, что они цари, президенты и т.д. Их оскорбление - это святотатство. Атрибут такой религии - вера в почти сверхъестественные силы, мудрость вождей, государства, партии.
Характерная черта многих вариантов гражданской религии - вера в исключительное предназначение своего народа, государства. Эта идея по форме, а иногда и по содержанию перекликается с идеей богоизбранного народа.
Как и любая иная религия, гражданская религия - это комплекс не только верований, но и ритуалов, священных предметов (флаг, герб, вместо икон - портреты вождей). Отношение к ним пропитано боголепием, особым эмоциональным отношением. Соответственно ломка границы между светским и сакральным, проявляющаяся в легкомысленном отношении к исполнению ритуалов (например, к пению или слушанию гимна стоя, с выражением почтения на лице) или в мирском отношении к сакральным предметам (обращение с флагом как с обычном куском материи) вызывает у верующего (то есть гражданина, разделяющего соответствующие верования) чувство оскорбленности, всплеск ярости (человека, сжегшего флаг, могут убить как опаснейшего врага). Священный предмет уже сам по себе, без всякой аргументации является достаточным основанием для проявления героизма и самопожертвования во имя его спасения (во всех странах есть масса историй о героях, ценой своей жизни спасающих знамена, водружающих их на вершинах гор и обстреливаемых врагами зданиях).