В эстетической литературе художественный образ определяется как «такое обобщение действительности, которое выступает в индивидуализированной, конкретно-чувственной и эстетически выразительной форме» или как «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника».
Художественный образ – это так или иначе картина, совокупность представлений, воображение. Уместно привести здесь высказывание В. Короленко по поводу стихотворения «Анчар» А. Пушкина: «Посмотрите, – пишет он относительно двух строк, – в пустыне чахлой и скупой на почве зноем раскаленной.., – как тут тремя, четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто, возбуждено этими меткими штрихами, оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбинации слов каждое слово, кроме прямого представления влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме…» Вполне очевидно, что художественный образ складывается на основе ассоциирования представлений, оперирования ими.
Созданию художественного образа служат различные творческие операции (приемы): сюжетно–компонизиционое решение, ритм, цветовое и световое решение, монтаж, ракурс и т.д.
Художественный образ как средство освоения мира не имеет ничего общего с зеркальным копированием предметной действительности. К голому подражанию, осуществляющемуся на уровне конкретных представлений, могут свести художественный образ лишь представители натурализма в искусстве, тем самым выводя за пределы образа субъективно-неповторимое отношение художника к миру.
В этой связи становится понятной озабоченность художников тем, что их творческие создания – образы порой воспринимаются как копии с реальных людей. Характерен в этом отношении ответ А. Твардовского читателям, которые были заняты поиском прототипа Теркина: «...я не мог и не могу... заявить, что мой герой не вымышленное лицо, а живет или жил там-то и встречался мне тогда-то и при таких обстоятельствах. Нет, Василий Теркин, каким он является в книге – лицо вымышленное до конца, плод воображения, создание фантазии». С созидательно-оценочным принципом образа связан тот факт, что один и тот же предмет по-разному преломляется в творчестве различных художников (ср., например, портреты Ф.И. Шаляпина, выполненные В. Серовым и Б. Кустодиевым).
Неправомерно и научно несостоятельно сводить художественный образ и к созданию, творчеству абсолютно новой реальности, т.е. чисто идеальному феномену, независимому от реальной действительности: интуиции, иллюзии, «вчувствованию» и т.д. Такая интерпретация образа в качестве тотальной субъективности, «символов общего значения», как известно, свойственна для целого ряда зарубежных эстетиков (А. Бергсон, Б. Кроче, К. Ланге, О. Уальд, Т. Липпс, Г. Рид и др.).
Нельзя признать справедливой и точку зрения, согласно которой художественный образ отождествляется с его вещественной стороной, формой как таковой – чистой формой (Бозанкет, Клайв Бел, А. Фосийон). Такая позиция в отношении художественного образа может устраивать лишь формалистов от искусства.
Примером такого рода формализма, бессодержательности в искусстве может служить стихотворение И. Северянина:
Наликерьте сердца, орокфорьте мечты,
Всех зовите на «ты».
Пейте уст алькермес, ешьте девий дюшес,
Чтоб рассудок исчез...
Ало жальте уста и вонзайте кинжал,
Чтобы бюст задрожал...
Или другого поэта В. Хлебникова («Заклятие смехом»):
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно!
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеянных - смех
усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смехачей!
Смейво, смейво,
У смей, осмей, смешики, смешики
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Нетрудно понять, что здесь, как и в случае с натурализмом, выхолащивается духовное содержание, идейно-эстетическая информация, а следовательно, теоретически открывается путь к интерпретации образа как бессодержательной абстракции.
Далее важно обратить внимание вот на что. Искусство располагает по крайней мере тремя разновидностями художественного образа: образ-тип, образ-идеал и образ-символ.
Что такое типический образ? Это есть результат отношения объекта и субъекта. Образ-тип (Онегин, Печорин, Базаров, Павел Власов) является диалектическим, неразрывно связанным единством воспроизведения наличной действительности и создания новой реальности. С этой точки зрения типический образ есть некое диалектическое единство единичного (конкретно-чувственного) и общего (абстрактного) начал. Важное назначение этого вида образа – раскрыть через единичные явления характерное в жизни человека, общества.
Типический образ – это проекция конкретно-исторического времени, той или иной эпохи. И он соответственно заключает в себе характерное, существенное в социальной жизни, действительности.
А что такое образ-идеал? Это ориентация на будущее, представление о нем как о должном, совершенном в жизни, социальной жизни людей. Характерны в этом отношении «новые люди» в романе «Что делать?» Н. Чернышевского, герои «Туманности Андромеды» И. Ефремова.
Особое место в искусстве принадлежит образу-символу. Что такое образ-символ (например, Демон у Пушкина, Лермонтова, Врубеля)? Это прежде всего вневременная, внеисторическая модель бытия человека, его души. По своему содержанию образ-символ выходит за рамки конкретно-исторических (временных) представлений. Для него существенно не столько временное (мгновенное, преходящее), сколько вечное в человеческой жизни, более того, «открытие» во временном вечного, насыщения временного вечным. Согласно Кольриджу (представителю английского романтизма), «символ … всегда определяется просвечиванием общевидового в частном или всеобщего в отдельном, иными словами, просвечиванием («светом») вечности – в мгновении». Согласно Вяч. Иванову, «символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намеки и внушения, нечто неизгладимое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многомыслим и всегда темен в последней глубине. Он – органическое образование как кристалл». Символ при этом не следует смешивать с аллегорией. По высказыванию того же Кольриджа, «Аллегория – это просто перевод с языка абстрактных понятий на язык зримо представляющих картин, причем последний и сам является абстракцией воспринимаемых чувствами предметов».
Нельзя недооценивать значения эпического образа и образа-идеала в искусстве, но вместе с тем нужно признать, что ведущее, приоритетное место в художественном мире принадлежит образам-символам. Именно они в первую очередь определяют эстетическую сущность и пафос искусства, а именно: духовно-творческое возвышение человека, порождение души в красоте.
ВИДЫ ИСКУССТВА
При рассмотрении искусства как системы видов необходимо отметить, что принято выделять три группы искусств: искусства пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино). Пространственные искусства нередко называют статическими, временные – динамическими, пространственно-временные – синтетическими. В эстетической литературе можно встретиться и с делением искусств на изобразительные (скульптура, живопись) и выразительные (музыка).
Остановимся на характеристике основных видов искусства: декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, театр.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro – украшение) – вид искусства, удовлетворяющий одновременно как бытовые нужды человека, так и его эстетические потребности. Следовательно, декоративно-прикладное искусство выполняет две функции: утилитарную и эстетическую. Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства.
Произведения декоративно-прикладного искусства классифицируются по разным принципам: материальному, технологическому, функциональному. Выделяют такие отрасли декоративно-прикладного искусства, как керамика, текстиль, посуда, мебель, роспись, резьба и пр.
Архитектура – вид искусства, цель которого – создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовно-эстетическим потребностям человека. М.В. Ломоносов писал, что архитектурное искусство «воздвигнет здания, к обитанию удобный, для зрения прекрасныя, для долговременно твердыя». Основа архитектурной композиции – объемно-пространственная структура.
Архитектура как искусство – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества. Архитектурное сооружение представляет собой не что иное, как памятник эпохи определенного периода истории. В этом нетрудно убедиться, если обратиться к различным стилям архитектуры: античной классики, романскому, готическому, барокко, рококо, классицизму, конструктивизму и др.
Скульптура – вид изобразительного искусства, специфика которого – в объемном претворении художественной формы в пространстве. Скульптурные произведения представляют по преимуществу фигуры людей, реже – животных.
По назначению скульптура разделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура отличается большими размерами, обобщенностью форм, и она предназначена для массового зрителя. Станковая скульптура имеет камерный характер, предназначена для интерьера.