Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 26 из 32)

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства. Живописный образ создается с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность. Важнейшими средствами живописи являются цвет и рисунок. Эти средства позволяют художнику отображать видимый мир в его разнообразии. Однако цель искусства живописи – не копирование действительности, не создание свето-цветовых подобий тех или иных предметов, явлений, а идейно-эстетическое воздействие на человека путем творческого воспроизведения реальности. Создание живописного произведения, следовательно, предполагает оценочное отношение художника к изображаемой действительности, позволяющее ему проявлять свое творческое «я».

Функции цвета в живописи многообразны. С помощью цвета в живописи создается ощущение трехмерности изображенного пространства. Цвет вместе с тем является способом выражения художественных эмоций, духовного содержания человеческой жизни.

Но живописное произведение создается не одним цветом. Каркасом картины является рисунок. Рисунок передает форму предмета, его очертания.

Впечатление трехмерности и объемности в живописи достигается использованием закона перспективы. Линейная перспектива дает возможность построить кажущиеся очертания предметов, а воздушная – изменения в цвете и очертаниях.

По своему содержанию и назначению живопись разделяют на монументальную и станковую. Монументальная живопись служит украшению общественных зданий (вокзал, театр, ресторан и т.д.), выражает дух эпохи и рассчитана на массового зрителя.

Станковая живопись нуждается в индивидуальном восприятии. Она отражает разнообразные явления природы, индивидуальной и общественной жизни. Произведения станкового искусства хранятся обычно в картинных галереях, музеях.

Основные жанры станковой живописи: тематическая картина (историческая, батальная, маринистская, бытовая или жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт.

Для некоторых современных течений в области живописи характерно отрицание эстетического содержания искусства, проявляющееся в механическом комбинировании цветовых плоскостей, пятен, линий, а также в бездумном применении коллажа.

Музыка – один из наиболее древних видов искусства. Музыка является специфическим художественно-образным выражением духовной жизни. Основой содержания музыкальных образов выступают прежде всего чувства, эмоции, переживания людей.

Специфической основой создания музыкального образа являются звуки.

Идейно-эстетическое содержание музыки выражается в мелодии. Мелодия – главное в содержании музыки. Слово «мелодия» происходит от древнегреческого «мелос» – песня, напев, пение.

Важнейшие выразительные средства музыкального языка – гармония и интонация. Гармония – согласование музыкальных тонов в созвучии. Интонация позволяет передавать различные оттенки чувств (чувство радости и горя, чувство гнева и сострадания и т.д.).

Восприятие музыки требует известной подготовки, в частности знания основ ее теории, нотной грамоты, развития музыкального слуха. В деле музыкального воспитания особо важная роль принадлежит серьезной музыке.

Современная зарубежная эстетика зачастую отрицает содержательно-эстетическое начало, характерное для музыки. С точки зрения формалистической эстетики музыка не является выражением глубоких человеческих чувств и мыслей. Отдельные представители современной эстетики Запада видят назначение музыки в развлечении. Ложность и антинаучность этой позиции вполне очевидны. Ведь цель и назначение настоящего искусства (а следовательно, и настоящей музыки), как уже отмечалось, не развлекать и не обслуживать кого-то, а служить человеку, служить посредством развития и возвышения его как личности. «... ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова не существуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий» (П.И. Чайковский). Понятно поэтому, насколько далеки здесь от истинных целей искусства некоторые «шедевры» бит-,рок-, поп-музыки, воздействующие на тело, а не на ум и душу человека. И если последние находят свое «пристанище» среди определенной части населения, то только потому, что у нее отсутствует здоровый и развитый художественно-музыкальный вкус и идеал.

Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Главным выразительным средством литературы является слово. В рамках художественной литературы слово «есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление» (В. Белинский).

Словесная форма литературы позволяет ей отражать важные события жизни, эпохи, раскрывать и обобщать разнообразные явления социальной действительности. Особенно большими возможностями в этом отношении располагает реалистическое искусство. Вместе с тем художественная литература обладает удивительной способностью проникать в глубины внутреннего мира человека, изображать диалектику души человеческой. М. Горький не случайно определял художественную литературу как «человековедение».

Художественная литература тесным образом связана с философией, моралью и другими формами общественного сознания. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две разновидности художественной литературы – проза и поэзия.

Своеобразие словесного материала получает свою реализацию в трех основных видах художественной литературы – эпос, лирика и драма.

Эпос – это мироутверждение (приятие мира). Это значит, что в эпосе представлена жизнь человека как здешняя (земная) жизнь, жизнь рода, коллектива, народа. В основании эпоса, его содержания заложена горизонтальная связь человека с миром. Отсюда эпос можно определить как изображение мира вещей, жизни человека в аспекте общественного бытия.

В традиционном эпосе нет характера, т.е. индивидуальности, человеческой личности, но есть общее, типическое (применительно к той или иной социальной общности). То есть главное в содержании эпоса (эпического произведения) – утверждение родовых качеств человека как общественного существа. Народ при этом предстает, как правило, в качестве творца истории (тех или иных исторических событий). Даже если в эпическом произведении герой (персонаж) «заявляет» о своем «я», то это «я» является носителем и выразителем коллективного, народного сознания.

Вполне очевидно, что в эпосе человек предстает, характеризуется не иначе, как родовое существо, индивид, т.е. обыкновенный человек.

Во всем этом нас убеждают, например, такие эпические произведения, как «Война и мир» Л. Толстого, «Железный поток» А. Серафимовича, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Огонь» А. Барбюса, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Василий Теркин» А. Твардовского и др.

Драма – это мироотрицание. Степень этого мироотрицания может быть различной, но в любом случае содержательной доминантой драмы (прежде всего трагедии) выступает неприятие человеком мира (в образе падшей природы и общества). Такое мироотношение человека в разрезе бытия «по вертикали» («верх» – «низ») следует квалифицировать как трагическое.

С данным феноменом мы встречаемся уже в античных трагедиях Софокла и Эсхила, где в достаточной степени представлено выделение, обособление, выход человека из этого мира, противопоставление ему себя. Нельзя не согласиться с Н.А. Бердяевым: «Любят говорить о греческой культуре и утверждение в ней мира противопоставлять отрицанию мира в христианстве, Но величайшее в греческой культуре – философия Платона и греческая трагедия – было выходом из этого мира, сознанием недостаточности имманентно взятого мира, было уже путем к христианству».

Между «верхом» (небом) и «низом» (землей) пребывают трагические герои Нового и Новейшего времени: Гамлет у Шекспира («к чему таким молодцам, как я, пресмыкаться между небом и землей?), Катерина у А.Н. Островского («Отчего люди не летают») и др.

Пафос мироотвержения, характерный для драмы (трагедии), есть пафос одиночества (беспокойства, тревоги) человека, его души. Одиночество в данном случае не следует оценивать лишь со знаком минус. Одиночество «стоит… под знаком не только отрицательным. Оно может стоять и под знаком положительным, может означать более высокое состояние «я» и возвышающееся над общим, родовым, объективированным миром».[110] Ценность данного одиночества главным образом связана с утверждением человека как индивидуальности, с утверждением человеческого «я» в рамках саморефлексии, самопереживания, самоуглубления. Так что в драме человек предстает как индивидуальность, порожденная неудовлетворенностью человека миром и собой (как частью мира), т.е. трагически возвышенный человек.

Лирика – это самоутверждение (самовыражение) человека как творца. Человек, его субъективно-личностное более значимо и ценно, чем мир в целом. В этом смысле лирика антропоцентрична.

Если эпос – это утверждение человека в пределах мира как социально-исторической необходимости, то лирика – это творческое преодоление «эмпирического» мира (необходимости), обретение свободы. Лирика, следовательно, позволяет поэту вступить в иной мир – мир вечности и бесконечности, т.е. быть вне дискретности времени с его прошлым, настоящим и будущим. Лирика вместе с тем является не только способом преодоления человеком здешнего мира, но и преодоления себя как части мира (природы и общества). Наиболее полно личностно-творческий потенциал лирической поэзии раскрывается тогда, когда она образно-символична.

Так или иначе лирика (лирическая поэзия) – это всегда жизнь души, соприкасающаяся с Вечным (Богом, Духом), а потому это вдохновенное состояние поэта. Отсюда лирику можно определить как возвышенно-духовное бытие человека. Исходя из этого, лирику следует интерпретировать и как «снятие» трагического на уровне прекрасного.