Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 27 из 32)

Театр – вид искусства. Произведение театрального искусства (спектакль) представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся как во времени, так и в пространстве.

Одним из творцов театрального спектакля является писатель-драматург, который создает его литературную основу ( пьесу). Но спектакль – не механическое воспроизведение на сцене текста пьесы, он представляет собой сценическую интерпретацию пьесы.

Театр не может существовать без актера. Искусство театра – это искусство действия актера. Вместе с тем большое место в создании спектакля принадлежит режиссеру как организатору и руководителю сценического действия.

По природе своей театр синтетичен. Он использует художественно-выразительные средства живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-прикладного искусства.

Важный компонент театрального спектакля – зритель. «Он не обособлен, он часть публики. Зрители оказываются в поле взаимной индукции, эмоциональной и интеллектуальной. В театре человек находится в эстетически-игровой позиции. Театр воздействует на зрителя в двух формах: 1) «эффект присутствия», 2) катарсис» (Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М., 2003).

Театральное искусство является важным средством познания и воспитания..

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ

К художественным направлениям в искусстве прошлого (ХVI –ХIХ вв.) относят барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и др.

Попытаемся дать характеристику некоторых направлений.

Барокко (итал. bагоссо – странный, причудливый) – направление в европейском искусстве XVI – середины XVII в. Наибольшее распространение это направление получило в архитектуре. Представители барокко в искусстве видят главную цель в том, чтобы поразить пышностью, привести в изумление. Термин «барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Криволинейные очертания, асимметрия, усложненность композиции – характерные особенности архитектурных сооружений «барокко».

К барочному искусству относятся, например, такие архитектурные сооружения, как дворцы Версаль, Зимний дворец.

Для живописи, литературы барокко характерен драматизм, соседствующий с пессимизмом и скепсисом. Примером барокко в художественной литературе являются произведения Л. Аристо, Т. Тассо (Италия), Лопе де Вега, П. Кальдерона (Испания).

Классицизм – направление в искусстве конца XVII – начала XIX века. Эстетическая теория классицизма изложена в трактате «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674). Наиболее характерной чертой искусства классицизма является нормативность, проявляющаяся, например, в требовании соблюдения единства места, времени и действия в художественном произведении. Поведение героев классицизма регламентировано разумом, подчинено общественному долгу. Классицизм получил широкое распространение во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Мольер), в России (Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский) и в других странах.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) – антирациональное направление в искусстве конца XVIII – начала XIX в. Представителей сентиментализма (Л. Стерн, А.Ф. Прево, Ж.Ж. Руссо, Н.М. Карамзин и др.) интересует естественность чувств и переживаний людей (в этом смысле сентиментализм противостоит классицизму с его культом разума и долга). Для них очень важна близость человека к природе, простота и чистота нравов, в связи с чем они воспринимают цивилизацию как чуждую, враждебную для человека силу.

Романтизм – художественное направление в искусстве, конца XVIII –первой половины XIX вв. Это, в частности, творчество Ф. Новалиса, Э. Гофмана, Д. Байрона, С. Колриджа, А. де Виньи, В. Жуковского, И. Козлова, Д. Веневитинова, М. Лермонтова и других художников. Суть, ядро романтизма заключается в трагическом одиночестве, представляющем собою метафизическую раздвоенность художника, его внутреннего мира, его души между «верхом» (Духом, небом) и «низом» (телом, землей) как феномен его безосновной жизни, безопорного человеческого бытия. Исключительный характер в исключительных обстоятельствах – вот что характерно для романтизма как направления в искусстве.

Важно подчеркнуть, что одиночество, одинокое «я» на уровне трагического в искусстве романтизма не следует оценивать отрицательно. Романтическое одиночество означает противостояние художника – противостояние по вертикали – всему обычному, повседневному, общему, родовому. И подобное противостояние нужно отнести к явлению со знаком плюс.

Реализм (от лат. realis – вещественный) – направление, основным принципом которого является правдивое (чаще всего в правдоподобных формах) отражение жизни. «Реализм, – писал Ф. Энгельс, – подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах». Типичное в данном случае – это наиболее характерное, существенное в жизни, действительности.

В искусстве прошлого выделяют реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, критический реализм XIX в.

Наибольшего развития реализм достиг в XIX веке. Показательно на этот счет творчество Пушкина, Л.Толстого, Достоевского, Чехова и др. художников.

Основные художественные направления в искусстве XX – начала ХХI вв. – следующие: символизм, реализм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др.

Символизм – художественное направление конца XIX – начала XX вв., противостоящее натурализму и реализму в искусстве.

Символизм тесно примыкает к романтизму: то, что характеризует романтизм, его первоосновное содержание имплицитно, внутренне присуще символизму, как зарубежному (С. Маларме, А. Рембо, П. Верлен и др.), так и русскому (К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Фофанов, И Анненский, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Однако между тем и другим направлениями есть и существенная разница. В символизме куда в большей степени, чем в романтизме, придается значение художественной форме, ее красоте, выраженной в звуках, музыкальном звучании. Это главным образом и прежде всего относится к лирической поэзии, а не к прозе символистов. Теоретики символизма уподобили лирическую поэзию музыке. П. Валери считал обращение к музыке отличительным признаком всех поэтов, ставших под знамя Символа. По высказыванию Ю.Б. Борева, «В импрессионизме осуществляется господство зрения над слухом и другими чувствами. В символизме же, наоборот, господствует слух; ведущее искусство – музыка»[111]

Уместно отметить, что звук в символизме – особый, донельзя особый (его принято называть суггестивным). Это звук, уходящий своими корнями в космическую бездну, он есть эхо, голос Вселенной, идущий из ее вековечной глубины с ее безмолвием и тайной. Не об этом ли звуке писал М.Ю. Лермонтов:

Есть звуки – значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Можно сказать, что через посредство звука, его музыкальности символисты стремились (хотя бы на миг – на уровне сверхсознания) почувствовать, ощутить свое глубинное, общечеловеческое «Я», т.е. свою первозданную, совершенную, эйдетическую сущность, а тем самым преодолеть трагическую раздвоенность, конфликт в душе, а значит и обрести душевный покой. В связи с этим представляет интерес определение символизма, которое можно обнаружить в «Дневниках» М.М. Пришвина: «Символизм есть встреча текущего мгновения с вечностью, а место встречи – личность».

Лирическая поэзия символистов в таком случае невольно становилась своего рода «молитвой» их души, а красота – ее пищей. Отсюда становится понятным, почему «символисты (русские символисты. – М.М.) не отвергали ни повседневности, ни реальной истории, но использовали то и другое в виде «опорных пунктов» для постижения скрытой сущности мира: a realibus ad realiora» (т.е. от реальности «внешней», доступной, к реальности высшей, запредельной) – лозунг Вяч. Иванова[112].

Таким образом, в если в романтизме центр тяжести падает на трагическое, то в поэтическом символизме – на «снятии» трагического в пределах прекрасного (возвышенно-прекрасного) как переживания красоты (красоты художественного произведени, его формы), пронизывающей самое душу поэта и делающей ее свободной и гармоничной – по отношению к телу (земле) и Духу (небу).

Экспрессионизм (ст.фр. expression – выражение) – направление в европейском искусстве первой трети XX века, идейно-теоретические истоки экспрессионизма восходят к философии Шопенгауэра, А. Бергсона, Э. Гуссерля. Экспрессионизм явился своеобразным откликом, реакцией на противоречия общественной жизни начала нынешнего века (мировая война, революционные события в России и др.). В своих произведениях художники экспрессионизма отказались от изображения современной действительности и во главу угла поставили проблему «я и мир». В искусстве экспрессионизма человек предстает как существо, отчужденное от мира, людей. Эта концепция человека со всей полнотой реализуется, в частности, в творчестве известного австрийского писателя Ф. Кафки.

Кубизм (от фр. сиbе – куб) – направление в европейском искусстве, существовавшее в начале XX века. Началом кубизма в искусстве принято считать картину П. Пикассо «Авиньонские девицы». Стремясь выявить геометрическую структуру объекта, кубисты (Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и др.) сводили задачи искусства к изображению действительности, тех или иных предметов и явлений в виде множества пересекающихся плоскостей (четырехугольников, треугольников, полукруга). Кубизм способствовал зарождению абстракционизма в искусстве.

Абстракционизм (от лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве (прежде всего в живописи), отказавшееся от изображения (воспроизведения) форм реальной действительности. Произведения художников-абстракционистов представляют собой сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910).