Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 28 из 32)

Сюрреализм (фр. surrealisme – сверхреализм) – направление в искусстве, возникшее в 20-е годы XX века во Франции. Известными представителями сюрреализма являются А. Бретон, С. Дали, X. Миро, И. Танги, М. Эрнст и др. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона. Художники-сюрреалисты разделяют учение З. Фрейда о бессознательном начале как сущности человека. Соответственно они не верят в разумное созидание истории, с их точки зрения разум бессилен в раскрытии человеческой жизни, ибо в основании последней заложена не логика, а некое бессознательное начало (некая стихия хаоса).

Цель и смысл искусства сводится в таком случае к раскрытию бессознательных, иррациональных сил психики, а творческий процесс «к снам наяву». Весьма распространенными приемами творчества художников-сюрреалистов являются алогичность, парадоксальность, соединение несоединимого.

Уместно тут вспомнить строки французского поэта А. Бретона, стоявшего у истоков сюрреализма:

Бабочка философская

Присела на розовой звезде,

И так возникло окно в ад,

Мужчина в маске все стоит,

Перед женщиной обнаженной…

Примером сюрреализма в поэзии может послужить такое стихотворение А. Браницкого («Узник ненависти». Горький, 1990):

Бегут спирали,

бегут спирали–

и с ними я–

холодный призрак,

остывший труп

трижды повторного бытия.

Скелеты с коленями,

пришпиленными

булавкой от галстука!

Я к вам обращаюсь!

Смотрите,

как я к себе придираюсь.

Ох, подмывает

пройтись

по водосточной трубе

и процарапать гвоздиком

на подоконнике:

«Se suistatigue».[113]

Сюрреализм является своеобразным продолжением искусства дадаизма, основная задача которого сводилась к нигилистическому бунту против европейской цивилизации, традиционной культуры.

Поп-арт – направление искусства, выдающее предметы промышленного производства (старые вещи, консервные банки и т.п.), их копии и соответствующие их композиции за художественные произведения. Возникло в 50-х года XX века в США и Великобритании в живописи и скульптуре. В этом смысле является противоположностью абстракционизма в искусстве.

Поп-арт считается общедоступным, массовым искусством. Его, однако, не следует отождествлять с народным искусством. Ибо массовое и народное –явления антиподного характера.

Очевидно, что характерной особенностью поп-арта является отрицание художественного образа как основы подлинного совершенного искусства.

В заключение следует сказать, что такие направления художественного творчества, как символизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др., нередко называют одним словом «модернизм». Нужно признать, что в целом искусство модернизма – явление не однородное, многоликое и достаточно сложное, обладающее как позитивными, так и негативными сторонами. Таким образом, нельзя не считаться с модернизмом как явлением культуры, нельзя его отрицать, как иногда это делается. Вместе с тем нельзя в целом преувеличивать, гипертрофировать эстетическое значение данного культурно-художественного феномена. Модернизм модернизму рознь. И соответственно он представлен как гениальными произведениями, так и тем, что находится за пределами искусства, т.е. является, в сущности, псевдо-, антиискусством.

Постмодернизм – феномен художественно-эстетической культуры второй половины ХХ – нач. XXI вв. «Постмодернизм – это, прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как игры» (Бычков В.В. Эстетика. М., 2002). В постмодернистком искусстве (литературе) человек предстает не как феномен общественной истории, а в основном как асоциальное существо, как правило, находящееся во власти случая. Саму историю при этом писатели-постмодернисты стараются заменить текстом (так называемым интертекстом). Отсюда на смену исторически значимого действия героя (человека) нередко приходит «цитатное мышление» (роман «Барышня из «А» французского писателя Жака Ривэ, составлен из 750 цитат, заимствованных у 400 авторов). Постмодернизм – это сплошное насмехание, ерничанье над историей, это игра с историей. Все это весьма характерно не только для западных, но и для наших отечественных постмодернистов («Сила лобного места» В. Ерофеева, «Копромисс пятый» С. Довлатова, «Тревожная куколка» А. Соколова и других).

Как следует оценивать постмодернизм с эстетической точки зрения?

Однозначной – положительной или отрицательной – оценки этого феномена не может быть. Здесь есть свои плюсы и минусы.

Постмодернизм как явление культуры имеет право на свое существование, и его противостояние традиционно, веками сложившейся культуре (а точнее сложившимся культурам) в значительной степени эстетически оправдано. Дело в том, что содержание традиционной культуры обладает ограниченным смыслом: его доминантой является безличностное начало, проявляющееся в виде родового, народного, общественного, общественно-классового, национального и т.п. Иначе говоря, для традиционной культуры на первом месте оказывается не индивидуальная душа человека, не порождение ее в красоте, а социальный пафос, реальность, в основном социальная, воспроизведение ее, а следовательно, установка не на «я», а на «мы».

Соответственно вышесказанному нужно в значительной степени приветствовать тот факт, что через посредство симулякров постмодернистское искусство порывает с историей, осуществляет развенчание героев как представителей и, так сказать, поборников общественной истории, в целом весьма далекой как от общего состояния мира, так и от глубинной сути человека (по словам Н.А. Бердяева, «История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее»[114]), тем самым представляя их (героев) в качестве псевдогероев. Но это с одной стороны.

С другой – нельзя не видеть и то негативное, что заключает в себе рассматриваемый феномен. Эстетическая слабость и ущербность постмодернизма заключается в том, что он по своему содержанию и смыслу далек от возвышенного образа человека. Постмодернизм – это скорее явление цивилизации, нежели собственно культуры (духовной культуры), поскольку его содержанием является не только «игра с объектом» (Е.Г. Яковлев), но и игра интеллекта, нередко ублажающая тело и телесность. Отсюда постмодернизм нередко теряет силу и границы иронии и скептицизма и становится выражением тотального нигилизма, т.е. сплошного отрицания всего и вся, в том числе и красоты (красоты человека).

В целом постмодернизм – это переходный этап в истории развития культуры, в том числе искусства. Ведь в конечном счете доминантной, главной целью культуры должно стать эстетическое, возвышенно-эстетичексое утверждение человека, его индивидуальной сущности в пределах космоса, Универсума, а это значит – порождение души в красоте, гармонизация души как породнения тела с Духом, земного с небесным. И в этом надо видеть дальнейший путь, смысл и цель бытия человечества. Последнее перекликается с мыслью Н.Н. Моисеева: «… общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки всех оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского»[115].

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение искусства? В чем заключается основной эстетический смысл искусства? Почему искусство нельзя отождествлять со зрелищем?

2. В чем состоит принципиальное отличие искусства от других форм общественного сознания (политика, право, наука, мораль и религия)?

3. Что является определяющим в искусстве: содержание или форма? Почему?

4. Что такое художественный образ? Дайте определение данного феномена. Назовите основные виды художественного образа и раскройте специфику каждого из них.

5. В чем принципиальная разница между натурализмом и реализмом в искусстве?

6. В чем состоит различие между пространственными и временными видами искусства? Проиллюстрируйте это различие.

7. В чем заключается суть элитарного и массового искусства? Приведите примеры того и другого искусства. Каково Ваше отношение к этим разновидностям (направлениям) искусства?

8. Что такое постмодернизм в искусстве? Назовите известных представителей искусства постмодернизма. В чем проявляется отличие постмодернистского искусства от классического, а также от искусства модернизма? Каково Ваше отношение к постмодернизму?

9. Что Вы можете сказать о будущем искусства? Каковы, на Ваш взгляд, пути развития искусства?

ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Изучением творчества занимаются представители различных наук: психологии, философии, физиологии и др. Значительные достижения в области раскрытия тайн творчества сделаны зарубежными учеными XX века. В начале этого столетия и в России ряд крупных ученых посвятил свои исследования изучению творчества (художественного, научного, технического). В настоящее время проблема творчества как культуросозидающего феномена является одной из ключевых и мало разработанных проблем отечественной науки.

Что такое творчество? Определений творчества существует достаточно много. Дадим самое общее определение творчества. Творчество есть деятельность человека, направленная на создание новых, социально и духовно значимых ценностей. Творчество присуще только человеку. Оно является сознательной, целеполагающей деятельностью человека (коллектива). «Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, небывшего в мире...» (Н.А. Бердяев).