Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 29 из 32)

ХУДОЖНИК: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Субъект художественного творчества представляет собой совокупность, «ансамбль» определенных человеческих качеств, характеристик. Чтобы быть художником, необходимо самостоятельно ставить и решать общественно и духовно значимые проблемы. Необходимо отметить, что ни одна самая современная кибернетическая машина (ЭВМ) не способна ставить новые проблемы. Это объясняется тем, что машина работает на уровне формальной логики, в русле заданных программ и она не способна создавать что-то принципиально новое, ранее неизвестное.

Чтобы ставить значимую в социальном отношении проблему, художник должен обладать богатством (в тех или иных пределах и аспектах) жизненных впечатлений, представлений. Это значит, что его творческие побуждения и цели должны исходить, по выражению Гегеля, «из полноты жизни, а не из полноты абстрактных общностей».

В основе внутреннего богатства художника лежат следующие репродуктивно-отражательные свойства: а) впечатлительность, б) способность к наблюдению, в) приобщение к духовной культуре прошлого, г) память.

Впечатлительность – повышенная восприимчивость мира. Впечатлительность позволяет художнику воспринимать, представлять окружающую действительность как нечто необыкновенное, новое, как то, что требует от него творческого проявления. С впечатлительностью тесно связана способность художника глубоко проникать в мир людей, предметов, явлений путем уподобления и перевоплощения. О значении впечатлительности в этом аспекте неоднократно высказывались многие известные деятели искусства.

Способность к наблюдению (а равно и самонаблюдению) как одна из составляющих творческого потенциала художник имеет определенную связь с впечатлительностью. Однако если впечатлительность, повышенная восприимчивость даны человеку самой природой, то способность к наблюдению, как правило, приходит не сразу и зависит от жизненного опыта, а потому чем богаче жизненный опыт, тем в большей степени проявляется данная способность. Бальзак писал, что отличается большой способностью наблюдать потому, что обстоятельства заставляли его пройти через всевозможные профессии; Ал. Толстой отмечал также, что в молодости не обладал способностью к наблюдению, что это необходимое для творчества качество он обрел со временем, по мере накопления жизненного опыта.

Острая наблюдательность делается нередко предметом специальных упражнений творца. Интересное свидетельство И.С. Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною:

«Шум крови в ушах и дыхание

Шорох – неумолкаемый лепет – листьев,

Треск кузнечиков; их было четыре

в деревьях на дворе.

Рыбы производили на поверхности

воды легкий шум, походивший

на звуки поцелуя.

От времени до времени падала капля

с легким серебристым звуком.

Ломалась какая-то ветка; кто сломал ее?

Вот глухой звук... Что это? Шаги

по дороге? или шепот человеческого

голоса?

И вдруг тончайшее сопрано комара,

которое раздается над вашим ухом».

Творческий потенциал художественного субъекта зависит не только от диапазона его собственных, то есть личных наблюдений действительности, но и от того, в какой степени он приобщен к духовно-художественным ценностям, которыми располагает в данное время общество. Чем полнее художник освоил культурное (художественное) наследие, тем богаче его внутренний мир, его творческая лаборатория, тем более глубок и действен его творческий импульс. Следовательно, ограничиваться лишь только своими собственными наблюдениями субъект художественной деятельности никоим образом не может. Он, как правило, в процессе эвристической деятельности вольно или невольно использует, органически перерабатывает материал и чужих наблюдений (прежде всего других художников), а равно и доселе известные методы, способы решения художественных проблем. Показательно в этом плане раннее творчество режиссера B.C. Мейерхольда: «Я как режиссер начинал с рабского подражания Станиславскому... Подражательность молодого художника не опасна. Это почти неизбежная стадия. Скажу больше: в молодости полезно подражать хорошим образцам: это шлифует собственную внутреннюю самостоятельность, провоцирует ее выявление... подражание художнику, которого ощущаешь близким себе, позволяет до конца определить себя».

Таким образом, высокая образованность, знание в совершенстве искусства, культуры прошлого – важная характеристика творческой личности художника. Примечательно в данном случае высказывание писателя Георгия Гулиа: «Писатель должен знать почти все написанное до него. Знать, чтобы никому и ничему не подражать, чтобы идти дальше, чтобы всегда идти по новой дороге, чтобы быть самим собой в литературе».

Память (особенно эмоциональная), т.е. способность удерживать, хранить в себе впечатления и знания, – одна из важных основ художественного творчества. Стоит отметить, что выдающиеся художники, как правило, обладали великолепной памятью. Достаточно вспомнить здесь слова Гете о Рубенсе или автосвидетельство Руссо, чтобы убедиться в этом. «Но великий Рубенс, – констатирует Гете, – имеет такую необыкновенную память, что вся природа у него в голове и вся она во всех деталях всегда находится в его распоряжении». «Я вспоминаю, – пишет Руссо в своей «Исповеди», – место, время, сон, взгляд, жест, обстоятельство, ничто не ускользает от меня». В данном случае он даже помнит температуру воздуха, краски и ароматы, все отличительные особенности обстановки, не менее и «сладкие чувства в свои лучшие годы». Память является своеобразным хранилищем не только тех впечатлений, которые были приобретены человеком в зрелые годы в процессе наблюдений, но и впечатлений (по преимуществу неосознанных).

Важной характеристикой субъекта художественной деятельности, на основе которой решается значимая для него проблема, являются его продуктивно-творческие данные: а) способность к аналитико-синтетической деятельности сознания, б) способность к ассоциативной и интуитивной деятельности мышления, в) способность воображать, фантазировать.

Благодаря аналитика-синтетической деятельности мышления художник способен отбирать из целой совокупности представлений такого рода представления, которые являются наиболее важными и существенными в конкретной поисково-творческой ситуации и на их основе создавать новую систему представлений.

В комбинаторно-синтетической деятельности мышления существенную роль может сыграть способность мыслить ассоциативно (по сходству, смежности, контрасту). Известно, например, что цветовое решение картины «Боярыня Морозова» было найдено Суриковым в тот момент, когда он совсем неожиданно увидел на белом снегу черную ворону, что толчком к рождению поэтического образа Хаджи Мурата послужил сломанный репейник, который «случайно» оказался в поле зрения Л. Толстого. То есть художнику для решения творческой задачи как в первом, так и во втором случае понадобился некий «трамплин», случайная аналогия (ассоциация по сходству).

На уровне интуиции субъект «чутьем думает» (М. Горький), т.е. переживает, предчувствует истину.

Важность и необходимость способности художника к воображению, фантазии обусловлены тем, что благодаря этой способности возможно продуцирование новых поэтических идей, идеалов как моделей «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн).

Художественно-творческая деятельность не может осуществляться и помимо такой важной характеристики, как воля. Творчество есть полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Согласно И. Ньютону, «гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известное направление».

Внимание и воля, направленные на удержание во вне создаваемого образа, иногда достигают такого высокого напряжения, «накала», что художник-творец невольно начинает перевоплощаться в свое идеальное создание. Насколько минимальна в этом случае дистанция между «я» художника и его героем, можно судить, например, по признанию Флобера о том, что когда он писал сцену отравления Эммы Бовари, то он сам заболел, отравленный своим воображением. Не менее показательно на этот счет самопризнание Л. Андреева: «За мой рассказ о семи повешенных, – писал он, – меня основательно упрекали, что я не исчерпал во всей полноте того многообразия ужасного, что испытывают приговоренные. Но уверяю вас, только думая о казни, только ставя себя на место одного из этих несчастных, я приводил свой человеческий разум в то состояние, при котором только тонкая пленка отделяла меня от сумашествия... И когда, по рассказу, я стал приближаться к моменту казни, меня, полноправного российского гражданина, уже следовало отправить в лечебницу, – так мало оставалось во мне разумного».

Способность к уподоблению, перевоплощению определяется в научной литературе как «эмпатия» и вполне оправданно рассматривается в качестве важного закона творчества.

Следует заметить, что воля необходима не только в процессе идеального творчества, но и для материального воплощения, объективации художественного замысла.

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: что такое художествено-творческие способности? Художественно-творческие способности есть такие индивидуально-личностные качества, характеристики человека, которые позволяют ему создавать нечто качественно новое, оригинальное, ранее неизвестное людям в сфере искусства. Высоким уровнем творческих способностей, их развития является талант, наивысшим – гений.

Немаловажным вопросом является такой: какова природа художественных способностей? То есть что лежит в основании художественных способностей: «биология» или «социология» человека? Как известно, по этому вопросу существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что художественные способности – явление природное, другие – явление социально приобретенное. На наш взгляд, и та и другая точка зрения является односторонней и ошибочной. Ибо творческая, в том числе художественная способность представляет собой определенное диалектическое единство биологического (природного) и социального (общественного) начал. Это означает, что потенциально каждый человек по природе своей обладает художественно-творческими способностями, однако будет ли он в действительности творцом, это зависит от включенности его в деятельность в рамках социума. В этом смысле талантливыми не только рождаются, но вместе с тем и становятся. Кстати говоря, о большом, порою решающем значении труда, деятельности в отношении становления и проявления творческих способностей говорят и сами творцы. Так, согласно Т.Эдисону, «гений – это на один процент вдохновения, а на девяносто девять процентов потение». Характерно отметить, что Эдисон был изумительно трудолюбивым искателем нового: до 50-летнего возраста его рабочий день продолжался в среднем 19,5 часа, позднее он работал около 18 часов ежедневно.