Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 31 из 32)

11. Михайлов М.И. Лирика как род литературы. – Н.Новгород, 2004.

12. Михайлов М.И. Некоторые вопросы теории культуры. – Н.Новгород, 1994.

13. Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации.–Саратов, 1990.

14. Михайлов М.И. Эпос, драма, лирика как роды литературы. – Н.Новгород, 2003.

15. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. – М., 1994.

16. Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

17. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 2003.


[1] Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М., 1994. – С.642.

[2] Кузьмичев И.К. Введение в эстетику художественного сознания. – Н.Новгород, 1995. – С. 91.

[3] Цит. по: Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003. – С. 3.

[4]Планк М. Единство физической картины мира. – М., 1966. – С.196.

[5] Большакова А.Ю. Леонид Леонов и современная русская проза // Наследие Л.М. Леонова и судьбы русской литературы. Материалы VIII–ой Международной научной конференции, г. Ульяновск, 9-12 сентября 2010 г. Ульяновск, 2010. – С.126.

[6] Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. – М., 1979. – С.8-9.

[7] Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. – С. 477.

[8] По вопросу о происхождении и формировании понятия «культура» можно прочитать в книге: Ю.И. Ефимов, И.А. Громов. Человеческий фактор и культура. – Л., 1989. Гл. 1.

[9] О моде, соотношении ее с прекрасным (красотой) можно прочитать: Шубин Г. Мода и эстетическая культура. М., 1987; Лукьянов Б.Г. Мода и красота// Огонек, 1979, № 2; Михайлов М.И. Основные эстетические категории: опыт систематизации. – Саратов, 1990. – С. 109-110.

[10] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах, т.2. – М., 1956. – С. 695.

[11] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма.– Киев,1987.- С.114.

[12] См. подробнее об этом: Столович Л.Н. Жизнь – творчество – человек. – М., 1985. – С. 308.

[13] См. в связи с этим: Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. – М., 1985.

[14] Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума и характера. (Автобиография). Дневник работы и жизни. М., 1957. – С.148.

[15] Цит. по: Болдырев IO.H. Покупатель и магазин. – М., 1988. – С.104- 105.

[16] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 12, с.737.

[17] Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978., с.50-51.

[18] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972. – С. 40.

[19] Ершов Л.Ф., Кузьмичев И.К. Волшебный кристалл. – М., 1987. – С. 131. Это вовсе не дает оснований ставить знак равенства между трагическим и мученическим.

[20] Демон не только не возрождается через любовь Тамары, но с того момента, как открывает ей «пучину гордого познания», губит ее. На смену детской наивности, цельности и гармоничности ее внутреннего мира приходят трезвость, критичность, дисгармония, прежний покой уступает место беспокойству и тревоге, что в свою очередь связано с неудовлетворенностью собой и окружающей ее жизнью (единый мир героини как бы расщепился на два полюса: собственный, субъективный и чужой; небесный и земной).

[21] ЯранцеваН.А. Трагическое и комическое // Природа и функции эстетического. – М., 1966. – С. 226.

[22] Айтматов Ч. Речь на Пятом съезде писателей СССР // Пятый съезд писателей СССР. 29 июня - 2 июля 1971 г. Стенографический отчет. – М., 1972. – С.84.

[23] Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981. – С.172.

[24] Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. – М.,1972. – С. 10.

[25] Сказанным мы отнюдь не намерены отрицать эстетическое содержание той или иной интеллектуально насыщенной, творческой игры.

2 Моль А., Фукс В. Касслер М. Искусство и ЭВМ. М., 1975, с. 199.

[27] Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. Собр.соч., т.1. – М., 1954. – С.11З.

[28] См.: Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.– М.,1972.– С. 168.

[29] Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. – М.,1982. – С. 28-29.

[30] Овчинников В. Рождение жемчужины. «Наука и жизнь». – М., 1969. №6. – С. 96.

[31] Момент внешнего изменения, движения предмета в рамках определенной заданности в этой связи следует определить как грацию (грациозное).

[32] Дарвин Ч. Соч., т.5. – Л., 1953. – С.626.

[33] История эстетики в 5-ти т. – С. 311.

[34] Здесь «переживание» берется в широком смысле – не только в психологическом, но и в социально-гносеологическом.

[35] Эйнштейн А. Собр.научных трудов, т.4. – М., 1967. – С. 39-48.

[36] Сокровища, спасенные для человечества.- Ж. «ГДР». – М., 1975. №2. – С. 2.

[37] По этой причине возвышенное нельзя отождествлять, что часто делается, в том числе в научной литературе, и с чувством высокого, к примеру, возникающего при созерцании звездного неба.

[38] Как видно, более правильно и состоятельно в научном плане делать противопоставление сатиры (сатирического) не комическому, а юмору как форме выражения комического.

[39] Эльсберг Я.Е. Вопросы теории сатиры. – М., 1957. – С. 170.

[40] Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. – М., 1982. – С. 40.

[41] Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. – С.44.

[42] Правомерно утверждать, что если «смешное» может распространяться как на людей, так и на вещи, предметы, явления, то «комическое» - только на человека.

[43] Ну как здесь не вспомнить Ф.М. Достоевского, который говорил устами Дмитрия Карамазова (роман «Братья Карамазовы»): «Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала мадонны, а кончает идеалом содомским. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».

[44] Термин «антитворчество» нами употребляется не в широком, а в эстетическом смысле, т.е. как явление противоположное духовно бескорыстному началу как квинтэссенции эстетического творчества, сути творческого самовыражения.

[45] Достоевский Ф.М. Поли.собр.соч.: В ЗО-ти т., т.14. – Л., 1976. В дальнейшем все ссылки на «Братьев Карамазовых» даются по этому изданию в тексте. Первая цифра - том, вторая - страницы.

[46] Достоевский Ф.М. не случайно писал: «...красота присуща всему здоровому, т.е. наиболее живущему и есть необходимая потребность организма человеческого , красота есть нормальность, здоровье...» (Достоевский Ф.М. Об искусстве, с.81, 94).

[47] Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. – С.272.

[48] Ленин В.И. О культуре. – М., 1980. – С.298.

[49] Вопросы философии. 1982. №5.

[50] П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. – М., 1990. – С.435, 436.

[51] Понятие «содержание» не следует отождествлять с «предметом» искусства. На наш взгляд, предмет искусства - это то, что познается, воспроизводится (отражается), содержание - это то, что не только воспроизводится (отражается), но и то, что создается (творится). На необходимость разграничения этих понятий в свое время обратил внимание В.В. Ванслов (Содержание и форма в искусстве. – М., 1957).

[52] Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т.1. – М, 1968. – С. 75.

[53] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 1. - М., 1953.- С. 365-366.

[54] Там же. С.591.

[55] Чернышевский Н.Г. Об искусстве. – М, 1950. – С. 230.

[56] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 5. – М., 1958. – С. 704.

[57] Философия техники в ФРГ. – М., 1989. – С. 282.

[58] Эккерман. Разговоры с Гете. - Л., 1934. – С. 718-719.

[59] Русские писатели о литературе. Т.2. – Л., 1939. – С. 199.

[60] Бунин И.А. Как я пишу // «Вечерняя Москва», 2 июня 1962, публикация Вячеславова.

[61] Горький М. История русской литературы. – М. 1939. – С. 2-3.

[62] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т. 5. – М., 1958.– С. 408.

[63] Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. –Л., Изд-во ЛГУ, 1960. – С.66.

3Головенченко Ф.Н. Введение в литературоведение. – М., 1964. – С.84.

[65] Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1963. – С.20.

[66] Тимофеев Л.И. и Венгров Н. Краткий словарь литероведческих терминов. – М., 1963. – С.145.

[67] Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. – С.68.

[68] Там же. С.78. См. аналогичное на С.92.

[69] Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. Д.Н. Овсянико-Куликовский. –М., 1981. – С.56.

[70] Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К. Дремова. – М., 1975. – С.130.

[71] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996. – С.61.

[72] Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996. – С.260.

[73] Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2000. – С.373.

5Дремов А.К. О художественном образе. М., 1956. С.5, 90.

[75] См.: Фриче В.М. Социология искусства, 1926; Келтуяла В.А. Историко-материалистическое изучение литературного произведения, 1926; работы Переверзева В.Ф., а также теоретиков Пролеткульта.

2 Переверзев В.Ф, Проблемы марксистского литературоведения // Литература и марксизм. 1929. – С.20.