Смекни!
smekni.com

Основы эстетики (стр. 4 из 32)

Велико значение эстетической культуры личности для науки, без которой, как известно, человечеству не обойтись. Характерно, что А. Пуанкаре в своей книге «Наука и метод» пришел к заключению, что тот, кто лишен эстетической чувствительности, «никогда не будет истинным творцом». По его мнению, эстетическое чувство – это своеобразное сито, которое пропускает то, что может в силу своей гармоничности оказаться истинным. Подобную мысль о принципиальной важности эстетического чувства в научном познании так или иначе высказывали многие выдающиеся творцы науки – Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, Н. Бор, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, Д. Пойа, Ж. Адамар и др.

Эстетическая культура личности важна с точки зрения решения экологических проблем. Нет необходимости доказывать, что бережное отношение к природе – это прежде всего эстетическое отношение к ней как на уровне эстетического созерцания (любования), так и на уровне эстетического переживания.

Для человека, обладающего культурой чувств, природа – это не объект покорения и распространения своей власти, а нечто живое, родственное ему самому. Так что можно без преувеличения сказать, что вопросы экологии – это и вопросы эстетики... Бороться за сохранение природной среды, всего живого – это бороться и за прекрасное. Ибо основы прекрасного, как справедливо указывал Н.Г. Чернышевский, – в самой жизни как таковой («прекрасное есть жизнь»).

Не следует при этом упускать из виду и то, что эстетический (художественно-творческий) потенциал личности способен оказывать благотворное влияние на здоровье, физическое состояние человека[13]. Ну как здесь не вспомнить Ф.М. Достоевского: «Красота есть нормальность, здоровье...»

Весьма существенно значение эстетической культуры человека с точки зрения его нравственного становления и развития, ибо, говоря словами В.Г. Белинского, «чувство изящного есть условие человеческого достоинства... Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». И это уже хорошо понимали философы далекого прошлого (Сократ, Платон, Аристотель и др.).

В данном случае представляет интерес высказывание Ч. Дарвина: «...а если бы мне пришлось второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило читать поэтические произведения и слушать музыку хоть раз в неделю, – таким образом части моего мозга, теперь атрофировавшиеся, сохранили бы свою живучесть. Утрата этих вкусов представляет утрату известной доли счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее – на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы»[14].

Известны также слова М. Горького: «Эстетика – это этика будущего».

Нельзя недооценивать роль культуры, эстетической в частности, применительно к коммерции. Без должной культуры чувств и интеллекта нет и не может быть полноценного, цивилизованного коммерсанта. Характерно в этой связи обратиться к следующему примеру. В книге Л.О. Утесова «Спасибо, сердце» есть такие строки: «Я зашел в галантерейный магазин. У высокого шкафа стояла девушка и заранее всех презирала... Она стояла в профиль к покупателям. А покупателей-то было всего я один. «Девушка, – обратился я к ней, – мне нужны пуговицы для пальто». Не глядя на меня, она взяла картонку с образцами и протянула на звук моего голоса. «Вот таких», – сказал я, ткнув пальцем в подходящую. «Номер?» – спросила она, не взглянув. «Тридцать семь». – «Платите рубль тридцать пять», – промолвила она все также, стоя в профиль».

Невнимание, элементарная невоспитанность – все было налицо. И великий артист решил преподать продавщице урок. Когда она в небрежной манере протянула маленький сверток, он сказал: «Милая девушка, мне совсем не нужны эти пуговицы. Я – кинорежиссер и ищу героиню для своего нового фильма. Моя ассистентка была недавно здесь и посоветовала познакомиться с вами. По внешнему облику вы мне действительно подошли бы, но моя героиня – чуткая, вся светится добротой, а у вас неприветливые глаза и злой голос...». Тут она впервые открыто взглянула и ресницы ее дрогнули. А мне показалось, заключает этот эпизод автор, что теперь она в каждом покупателе будет видеть режиссера или его ассистентку»[15].

Пренебрежение к покупателю вследствие отсутствия культуры – брак в работе продавца.

Особенно значима, велика роль эстетической культуры с точки зрения самоутверждения человеческой личности, ее целостности, развития богатства человеческой природы как самоцели. Эстетическая культура личности, будучи своеобразным противодействием процессу роботизации, механизации человеческой жизни, должна служить и служит не выгоде и пользе в обычном смысле, а развитию человека как самоцели. Можно утверждать, что высший уровень эстетической культуры – эстетическое творчество представляет собой поле развертывания сущностных сил человека, способ сохранения и реализации человеческого таланта и дарования, человеческого «Я». И в этом, надо заметить, заключается основной и глубинный смысл роли и предназначения эстетической культуры личности.

Значение эстетической культуры личности (в единстве эстетического созерцания, переживания и творчества) многоаспектно, универсально. Отсюда очевидно, что задача формирования и развития эстетической культуры человека является задачей первостепенной важности.

Контрольные вопросы:

1. Что означает латинское слово «культура» (cultura) в переводе на русский язык?

2. Какие ценности (материальные или духовные) являются, на Ваш взгляд, главными в культуре и почему?

3. Можно ли ставить знак равенства между культурой и цивилизацией? Если нет, то почему?

4. Дайте определение эстетической культуры личности?

5. Назовите основные уровни (структурные компоненты) эстетической культуры личности?

6. Дайте определение теоретико-познавательного уровня эстетической культуры?

7. Дайте определение ценностно-ориентационного уровня эстетической культуры? Что такое эстетический вкус?

8. В чем заключается основная суть созидательно-творческого уровня культуры личности?

9. Назовите важные функции эстетической культуры?

10. В чем состоит основное, главное назначение эстетической культуры личности?


ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

1. ТРАГИЧЕСКОЕ

ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ ТРАГИЧЕСКОГО

Трагическое – это одна из основных эстетических категорий. На протяжении истории эстетической мысли она привлекала к себе внимание многих исследователей. Однако до настоящего времени проблема трагического в нашей литературе не нашла однозначного решения и, более того, во многом остается открытой.

Учитывая, что трагическое как форма эстетического освоения мира имеет общественно-историческую обусловленность, анализ проблемы трагического, на наш взгляд, может быть успешным лишь на основе выявления исторических предпосылок, условий возникновения трагического. А это в свою очередь вынуждает нас дать (хотя бы краткую) характеристику человека первобытно-общинного строя в различных аспектах проявления: гносеологическом, социальном, психологическом.

Итак, обратимся к этому вопросу.

Важным моментом с точки зрения гносеологического подхода к человеку первобытного строя следует признать, что он был лишен абстрактного мышления (как теоретико-познавательного феномена), по своей сути являющемуся дистантным, опосредованным отношением индивида к объекту (природе и обществу). На этом уровне сознания человек по существу еще не выделился из природы (и тем более не оторвался от нее): он был частью самой природы.

Вместе с тем на стадии первобытного (изначально мифологического) сознания человек по отношению к природе не остается сугубо пассивным существом. Он проявляет себя как в определенном смысле активное существо, по-своему, присущим для него способом вступая в борьбу с силами природы, овладевая ими. (Правда, это овладение природой не реальное, подлинное, а воображаемое, иллюзорное). Как отмечал К. Маркс, «Всякая мифология преодолевает, подчиняет, формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы»[16].

Поскольку же «преодоление» сил природы первобытное, изначально мифологическое сознание осуществляет в основном в форме анимизма и антропоморфизма, то вследствие этого отличительной чертой его является не противопоставление (имеется в виду противопоставление не в метафизическом, а в диалектическом смысле слова) человека объектам восприятия, а интенсивно доверчивое, сопричастное отношение людей к окружающему миру (растениям, животным, вещам).

Для первобытного сознания, таким образом, характерно тождество человека и природы, духа и бытия, внутреннего и внешнего. Отсюда первобытное сознание – это способ представления человека в гармонии с миром, а тем самым Вселенной как нечто замкнутого в себе, целостного и совершенного.

Как справедливо пишет А.В. Гулыга, «весь мир представляется первобытному человеку как нечто единое с ним, тождественное ему. Природа противостоит человеку как чуждая сила, но он не сознает этого и все сущее принимает за должное. Дисгармоничный мир ожесточенной борьбы за существование воспринимается как первозданная гармония...

В мифе человек поклоняется силам, с которыми он отождествляет себя, и это чувство сопричастности мировому целому вселяет уверенность в успехе любого предпринятого дела»[17].