М.И. Михайлов
ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ
Нижний Новгород
2011
ББК 87.8
М 69
Михайлов М.И.
Основы эстетики. Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. с.
ISBN
Рецензенты:
заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского И.К. Кузьмичев;
кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского В.А.Белоусов
В учебном пособии доктора философских наук, доктора филологических наук, профессора М.И. Михайлова освещаются наиболее важные темы по курсу эстетики. Особое внимание уделено анализу основных эстетических категорий.
В процессе изучения эстетических проблем используется обширный литературно-художественный материал.
Пособие рассчитано на студентов вуза и всех, интересующихся проблемами эстетической науки.
ISBN
М.И. Михайлов
ВГИПУ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................... 4
ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука............................................................ 9
1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.................................... 12
1.1. Сущность эстетической культуры личности................................... 12
1.2.Структура эстетической культуры личности .................................. 13
1.3. Значение эстетической культуры личности..................................... 18
2. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ................................. 24
2.1. ТРАГИЧЕСКОЕ................................................................................ 24
2.1.1. Истоки и сущность трагического.................................................. 24
2.1.2. О соотношении драматического, героического, трагического... 47
2.2. ПРЕКРАСНОЕ................................................................................. 53
2.2.1. Природа прекрасного .................................................................. 53
2.2.2. Красивое, красота, прекрасное..................................................... 68
2.3. КОМИЧЕСКОЕ............................................................................... 88
2.4. БЕЗОБРАЗНОЕ................................................................................ 100
3. ИСКУССТВО....................................................................................... 110
3.1. Понятие искусства............................................................................. 110
3.2. О содержании и форме в искусстве.................................................. 121
3.3. Художественный образ ................................................................... 139
3.4. Виды искусства................................................................................. 144
3.5. Основные художественные направления в искусстве..................... 151
4. ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО................................... 162
4.1. Что такое творчество........................................................................ 162
4.2. Художник: сущность и структура.................................................... 162
4.3. Проблема художественно-творческих способностей...................... 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................... 171
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 173
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время эстетика стала не в моде. Потребности людей все больше стали носить материальный (экономический), а не духовный характер. И это очень плохо. Н.В. Гоголь был тысячу раз прав, когда утверждал («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Без пробуждения человеческой души ничего не поможет, ни экономические, ни социальные изменения». Жан Моне – отец Европейской интеграции, обобщая свой тридцатилетний опыт объединения Европы – сказал: «Если бы я начинал скачала, то начал бы не с экономики, а с культуры». Нелишне здесь вспомнить и академика Н.Н. Моисеева: «…общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки все оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского»[1].
Нетрудно понять, что будущее человечества если не в решающей степени, то во многом зависит от того, насколько оно сможет возвыситься, преобразиться духовно, а значит и эстетически, насколько оно окажется способным проникнуться чувством красоты (прекрасного). Как справедливо пишет И.К. Кузьмичев, «…с грандиозными и безмерными по своей сложности новыми проблемами справится только эстетически, художественно образованное, то есть гуманитарное общество»[2]. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир» в таком случае – не пустые слова, не «декларация», а великая истина, принадлежащая Гению. И эту истину забывать нельзя.
Соответственно этому необходимо признать, что эстетике должно принадлежать приоритетное место в системе социогуманитарных наук, изучаемых в высшей школе.
Немаловажно сказать о том, что отличает данное учебное пособие от подобного рода работ? Это прежде всего то, что в центре внимания автора находятся важнейшие (фундаментальные) эстетические категории, составляющие «скелет» эстетики как науки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, безобразное. Авторский взгляд на природу, т.е. сущность и специфику названных категорий, нестандартен и отличается научной новизной. Это в первую очередь связано с тем, что анализ той или другой эстетической категории дается не изолированно от других категорий (как «вещь в себе»), что, к сожалению, до сих пор распространено в эстетической литературе, а в рамках их систематизации. Во-вторых, авторская характеристика основных эстетических категорий дается не односторонне, а в разных аспектах: гносеологическом, социальном и психологическом.
Следует отметить, что в современной эстетике, особенно зарубежной, все меньше и меньше внимания стали уделять обозначенной проблеме. Названные традиционные категории эстетики, в том числе прекрасное как центральная категория, постепенно уступают место так называемым маргинальным (второстепенным, побочным) понятиям: интенсивность, новизна, ирония, деконструкция, нониерархичность, симулякр, интертекстуальность, мозаичность, ризома, телесность, парадоксальность, нарратология и др.
Отдельные авторы порою вообще отказываются от использования категориального аппарата эстетики и пишут о тех или иных эстетических вопросах в духе эссе. Это невольно приводит к размыванию эстетических понятий, категорий, в том числе к подмене прекрасного низменным, безобразным. Такое положение дел в научном отношении недопустимо. Ведь всякая наука имеет право называться наукой до тех пор, пока она пользуется определенными терминами и представляет собой систему категорий. Без этого нет и не может быть науки как таковой. Немецкий физик В. Гейзенберг не случайно писал: «…нам нужны понятия, при помощи которых мы могли бы ближе подойти к интересующим нас явлениям. Обычно эти понятия берутся из истории науки; они подсказывают нам возможную картину явлений. Но если мы намерены вступить в новую область явлений, эти понятия могут превратиться в набор предрассудков, скорее тормозящих прогресс, чем способствующих ему. Однако и в этом случае мы вынуждены использовать их и не можем преуспеть, отказавшись от понятий, переданных нам традицией».[3]
Представляет тут значительный интерес и утверждение М. Планка о том, что несостоятельны «попытки применить принцип относительности вне физики, например, в эстетике или даже в этике». Часто произносимая фраза «Все относительно», по его словам, неправильна, не имеет смысла уже внутри самой физики, поскольку относительная величина предполагает существование чего-то абсолютного, т.е. всегда сводится к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. «Без предпосылки существования абсолютных величин, – писал он, – вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория»[4].
Можно без преувеличения сказать, что обращение к традиционным фундаментальным категориям не устарело, – другое дело, что наши представления о них нуждаются в определенной смысловой коррекции, в известной степени наполнении новым, более глубоким содержанием.
Вот почему, как нам представляется, основные эстетические категории (и прежде всего прекрасное) должны стать теми абсолютными величинами, в соответствии с которыми (или через призму которых) следует рассматривать и оценивать относительные величины – маргинальные понятия современной неклассической эстетики.
Немаловажно учесть и то, что эстетика как научная дисциплина не должна плестись в хвосте искусства (современного искусства). Более того, она должна идти не просто в ногу с художественной практикой (нередко с нежелательной практикой), но в известном смысле служить основой, опорой для художественной деятельности творца, его эстетических устремлений и целей, а это значит выполнять по отношению к искусству ценностно-нормативную роль. В этой связи нужно во многом согласиться с А.Ю. Большаковой, когда она, анализируя состояние современной литературы, делает вывод: «…предметом собственно художественной литературы всегда была и остается не пресловутая «действительность», а таящийся в ее недрах эстетический идеал, развертывающийся в зависимости от специфики писательского дарования и избранного им ракурса изображения – самыми разными гранями (эстетическими доминантами). От возвышенного и прекрасного до низменного и безобразного. Стоит понять эту истину, и все становится на свои места»[5].
Следовательно, сам по себе напрашивается вывод: не только эстетик – подручный художника, шире – создателя эстетических ценностей, но и художник, создатель эстетических ценностей не в меньшей мере – подручный эстетика (как ученого).
К сожалению, эстетика на современном этапе утрачивает свою былую миссию – оценочно-нормативную и «проективно»-методологическую функцию и прежде всего потому, что она из науки постепенно превращается в эссеистику, в служанку разного рода псевдохудожников и дельцов от искусства.