Производными называются доказательства, содержащие сведения, полученные из других, промежуточных источников. Это так называемые сведения «из вторых рук» (показания свидетеля о преступлении, которого он лично не наблюдал, но о котором ему рассказывало другое лицо, слепок, снятый с предмета - вещественного доказательства, копия документа и пр.).
Производное доказательство может содержать искажения, вызванные неточностями в передаче полученной информации. При получении сведений из «вторых рук» обязательно должен быть установлен первоисточник сведений (например, очевидец) и допрошен[32].
Если невозможно установить первоисточник сведений о каком-либо факте, о котором сообщает допрашиваемый, то эти сведения теряют значение доказательства и должны быть отвергнуты. Так, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 75 УПК РФ). Такое же правило действует в отношении показаний потерпевшего.
Деление доказательств на первоначальные и производные применимо не только к личностным доказательствам, но и к так называемым "немым" доказательствам. Ксерокопия бухгалтерского документа является производным доказательством, в отличие от его подлинника, являющегося первоначальным доказательством. При использовании производных доказательств увеличивается вероятность получения искаженной информации об исследуемом событии. Поэтому производные доказательства должны проверяться и оцениваться в системе с другими доказательствами с особой тщательностью.
В зависимости от того, принимало ли сознание человека участие в отображении на носителе доказательственной информации, доказательства делятся на личные и вещные[33].
Если в формировании доказательств не принимало участия сознание человека, то такие доказательства являются вещными. К ним относятся все вещественные доказательства и часть иных документов (видео-, фото-, аудиодокументы). Это материальные объекты, которые обладают свойствами, отображающими обстоятельства преступления в виде следов воздействия, изменения, происхождения и др. Содержащаяся в материальных объектах информация передается не в языковой форме, а путем непосредственного восприятия признаков предмета[34].
К личным доказательствам относятся показания свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, протоколы следственных и судебных действий и иные документы, заключение эксперта.
Общим для различных групп личных доказательств является психическое восприятие человеком событий и передача устно или письменно в языковой или иной специальной форме сведений, имеющих значение для правильного решения дела[35].
Некоторые авторы считают деление доказательств на личные и вещественные неправомерной, считая, что в нем один вид доказательства - вещественные доказательства — противопоставляется всем остальным[36]. На наш же взгляд, следует пересмотреть, в первую очередь, устоявшийся взгляд на понятие «личные доказательства».
В литературе распространено мнение, что личные доказательства следует делить на три группы: показания всех участников уголовного судопроизводства; протоколы следственных действий; иные документы. Например, отнесение к личным доказательствам иных документов аргументируется тем, что информация, заложенная в документе, исходит от физического лица и служит основанием для вывода о существовании или отсутствии факта, о котором в нем сообщается.
Отнесение к личным доказательствам показаний участников уголовного судопроизводства представляется вполне закономерным. Они непосредственно исходят от физического лица, первоначально излагаются участником уголовного судопроизводства устно, затем вносятся в протокол допроса. Этой формой изложения обстоятельств дела, показания участников уголовного судопроизводства качественно отличаются от двух других групп доказательств, которые исследователи относят к личным: протоколам следственных и судебных действий и от иных документов, которые по своей природе являются письменными.
Протоколы следственных и судебных действий, а также иные документы всегда выражены в письменном виде. Из сказанного может следовать, что существуют и письменные доказательства. Однако, понятие письменных доказательств в УПК РФ отсутствует. И все-таки нет никаких оснований отказываться от понятия письменных доказательств в уголовном судопроизводстве.
Во-первых, признание понятия письменных доказательств в уголовном процессе упорядочило бы имеющуюся классификацию доказательств, сняло бы, связанные с ней спорные вопросы в уголовно-процессуальной науке.
Во-вторых, признание письменных доказательств в уголовном судопроизводстве позволило бы совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство, отразить в нем новые нормы доказательственного права[37].
В данном случае, полагаем, можно было бы ввести в УПК РФ статью, посвященную письменным доказательствам, в которой следует расширить круг письменных доказательств и включить кроме протоколов следственных и судебных действий и иных документов, также приговоры и решения судов, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
Иные документы, в соответствии со ст. 84 УПК РФ, допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения, имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Документ (от латинского «документум» - свидетельство) - материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве[38].
Необходимо в законе предусмотреть общие условия, которым должен отвечать иной документ. Отсутствие подобных условий создает возможность для проникновения в процесс недоброкачественных материалов, лишенных гарантий достоверности. Документ может являться доказательством не только когда обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для уголовного дела, но и когда данные обстоятельства и факты удостоверены и изложены предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами: в соответствии с предоставленной им компетенцией; в соответствии с порядком составления данного вида документа.
Исходя из изложенного часть 1 ст. 84 УПК РФ следует изложить в новой редакции: «Документы являются допустимыми доказательствами, если сведения, удостоверенные или изложенные юридическими или физическими лицами в соответствии с предоставленной им компетенцией и порядком составления данного вида документов, имеют значение для уголовного дела».
Доказывание обстоятельств, подлежащих установлению по уголовному делу, представляет собой опосредованный процесс познания, имевшего место в прошлом преступного или похожего на криминальное события.
Доказательства - это любые фактические данные, на основе которых в установленном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Понятие доказательства в уголовном судопроизводстве относится к числу основных положений, имеющих теоретическое и практическое значение. Таким значением данное понятие обладает в связи с тем, что в силу особенностей установления события преступления, виновности обвиняемого и других обстоятельств, которые произошли в прошлом и не могут быть воспроизведены во всех деталях повторно, доказательства являются единственно допустимой возможностью ретроспективного познания того, что произошло в объективной реальности.
Важнейшими свойствами доказательств являются: относимость и допустимость.
Относимость доказательства означает логическую связь полученных сведений с тем, что необходимо установить по конкретному делу, чтобы правильно его разрешить.
Все представленные сторонами доказательства, полученные в соответствии с уголовно-процессуальным законом, на равных для сторон условиях должны признаваться допустимыми, исследоваться судом в полном объеме и оцениваться в совокупности на основе установленного ст. 17 УПК РФ принципа свободы оценки доказательств.
Относимость и допустимость — это такие свойства доказательства, при отсутствии которых те или иные сведения вообще не могут рассматриваться как уголовно-процессуальное доказательство.
Одним из эффективных средств, способствующих познанию сущности доказательств, является их классификация (группировка) по различного рода основаниям. В уголовно-процессуальной науке выработаны определенные критерии, при помощи которых каждое доказательство относится к той или иной классификационной группе.
Доказательства могут быть классифицированы в зависимости: 1) от источника получения фактических данных, 2) отнесения полученных сведений к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания, или к другим, 3) подтверждения или отрицания этих обстоятельств.
Доказательства классифицируются на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные, первоначальные и производные, а также личные и вещественные доказательства. При этом прямые и косвенные, оправдательные и обвинительные доказательства выделяются в зависимости от содержания доказательства, а первоначальные и производные, личные и вещественные доказательства выделяются по признакам, относящимся к их источникам.
Таким образом, доказательствами по уголовному делу являются законно полученные сведения о фактах, на основе которых суд, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Процессуальная форма доказательств обеспечивает необходимый уровень истинности содержащихся в них сведений. Только с их помощью возможно как предварительное, так и судебное установление вины лица в совершении преступления. Только исследование доказательств приводит к установлению истины в уголовном процессе.