Смекни!
smekni.com

по теме : Ценные бумаги как объект гражданского права (стр. 4 из 4)

М. Агарков подчеркивал, что «бумага на предъявителя легити­мирует своего держателя в качест­ве субъекта выраженных в ней прав одним только фактом предъ­явления бумаги обязанному лицу». Тогда как титул (право в юриди­ческом смысле) на ценную бумагу, как и на любую другую вещь, у незаконного приобретателя может возникнуть только по истечении срока приобретательной давности при условии добросовестности ее приобретения (ст. 234 ГК РФ).

Следовательно, для приобрете­ния прав по предъявительской ценной бумаге наличие вещного права на одноименный документ является обстоятельством юриди­чески безразличным. То же можно сказать и об ордерной ценной бу­маге с бланковым индоссаментом.

7. Является ли ценная бумага совокупностью прав?

В понятии ценной бумаги - права конечно первичны. Но это не просто набор прав, а определенная для каждой разновидности ценных бумаг комбинация прав, зафиксированных в установленной законом форме.

Необходимость строгой форма­льности ценных бумаг не подлежит сомнению. Специфика ценных бу­маг состоит в том, что, будучи инструментом удостоверения и пере­дачи субъективных гражданских прав, они являются особым инст­рументом, поскольку призваны упростить порядок удостоверения принадлежности прав определен­ному субъекту.

Для достижения этой цели фор­ма фиксации информации о составляющих ценную бумагу правах должна быть подчинена специаль­ным, более строгим требованиям, принципиально отличным от всех иных способов удостоверения гражданских прав. Принцип един­ства формы и содержания приме­нительно к ценной бумаге означа­ет оптимальное воплощение на формальном уровне той роли, ко­торую ценные бумаги призваны играть в гражданском обороте.

Способы удостоверения, пере­дачи и осуществления прав, со­ставляющих ценную бумагу, долж­ны позволять:

• достоверно фиксировать факт существования таких гражданских прав и их принадлежность опреде­ленному лицу;

• с наименьшими временными и финансовыми издержками отчуж­дать и приобретать эти права;

• надежно удостоверять факты об­ременения ценных бумаг правами третьих лиц;

• оперативно осуществлять права, составляющие ценную бумагу.

Наиболее перспективны такие технологические решения, как учет ценных бумаг и операций с ними в депозитарии, а также вы­пуск именных ценных бумаг в без­документарной форме.

Так называемая «форма выпуска (эмис­сии)» ценных бумаг — лишь один из аспектов допустимого способа удостоверения принадлежности гражданских прав определенному лицу. В действительности эти спо­собы изменяются не только в за­висимости от того, устанавливает­ся ли владелец ценной бумаги на основании предъявленного им до­кумента (сертификата ценной бу­маги) или без такового.

Способы фиксации и передачи прав имеют свою специфику для ценных бумаг всех разновиднос­тей. Различия могут быть обуслов­лены:

• законодательно установленным способом легитимации управомоченного по ценной бумаге лица;

• содержанием перечня обязатель­ных реквизитов ценных бумаг как документов;

• способом использования бумаж­ных документов для удостовере­ния прав по ценным бумагам (от­сутствие бумажного документа, глобальный сертификат, сертифи­каты с большим номиналом или отдельные сертификаты на каж­дую ценную бумагу);

• возможностью постоянного уче­та прав по ценным бумагам и спо­собом такого учета (в реестре или у депозитария);

• содержанием локальных норм, регулирующих документооборот в деятельности отдельных реестро­держателей и депозитариев.

Специфика способов удостове­рения, передачи и осуществления прав, составляющих ценные бума­ги, характеризует лишь форму, но не сущность явления. Такие отли­чительные особенности сами по себе не могут служить критерием для определения правовой приро­ды соответствующих прав. Только несоответствие формы требованиям закона, установленным для цен­ных бумаг конкретной разновид­ности, является основанием для отказа той или иной совокупности прав в статусе ценной бумаги.

Поэтому, можно предложить следующее определение ценной бумаги: цен­ная бумага — это нематериальная вещь, представляющая собой совокупность указанных в законе прав, удостоверение, передача и осуществление которых возможны только в порядке и способами, определенными законом либо (в допускае­мых законом случаях) подзаконными актами.

Таким образом, важными являются три момента:

ценная бумага — это вещь;

совокупность составляющих цен­ную бумагу прав (содержание цен­ной бумаги) определяется законом;

способы и порядок удостовере­ния, передачи и осуществления составляющих ценную бумагу прав (форма ценной бумаги) должны соответствовать официально установленным требованиям.

Такой подход позволил бы без­документарным ценным бумагам занять место среди объектов граж­данских прав наравне с ценными бумагами документарной формы выпуска.

8. Выводы

Определяя ценные бу­маги через права, надо осознавать условность применения к ценным бумагам самого термина «бумаги». Но, принимая во внимание глубо­ко укоренившиеся традиции, можно счита­ть возможным его сохранить.

По отношению к ценным бума­гам не применима и терминология вещного права в ее привычном по­нимании. Цивилистам еще только предстоит разобраться, что же следует подразумевать, например, под владением или пользованием ценной бумагой.

Принятая сейчас, в том числе в законодательстве, тра­диционная терминология позволя­ет и даже обязывает различать ценную бумагу как самостоятель­ный объект гражданского оборота, бестелесную вещь и ценную бума­гу в буквальном смысле слова.

По этому поводу уместно про­цитировать ЕТК США (п. «с» ст. 8-102): «Ценная бумага — это либо документарная, либо бездо­кументарная ценная бумага. Если ценная бумага является докумен­тарной, термины "ценная бумага" и "документарная ценная бумага" могут обозначать либо нематериализованный (intangible) имущественный интерес, ли­бо документ, представляющий такой интерес, либо и то и другое, если это вытекает из контекста».

Под ценной бумагой в узком значении нужно, по-видимому, понимать бумажный документ, кото­рый, находясь во владении конкретного лица, служит подтверждением его правомочий. Такой документ яв­ляется бумагой в полном смысле этого слова.

Но могут возникнуть некоторые вопросы.

Во-первых, в некоторых случаях в этом документе нет необходимости (и тогда непонятно, зачем вво­дить это понятие).

Во-вторых, такой документ во многих случаях имеет легитимирующее значение лишь в совокупнос­ти с другими доказательствами права (и поэтому не­целесообразно выделять его особым образом).

В-третьих, иногда для легитимации по ценной бу­маге достаточно одного документа (в таком случае есть смысл называть ценными бумагами только такие документы).

Понятие ценной бумаги в узком смысле необходи­мо для правильного применения действующих норм права. Нужно различать, в каких случаях речь идет о ценных бумагах как о вещах, а в каких — как о доку­ментах.

Прежде всего это касается терминов «бездокумен­тарные» и «документарные» ценные бумаги. Говоря о бездокументарных ценных бумагах, нужно иметь в виду только нематериальные вещи, т.е. определенным образом зафиксированные права. Тогда как под «до­кументарными ценными бумагами» сообразно кон­тексту можно понимать и права, и документы, их удостоверяющие.

Список законодательных актов

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Гражданско-Процессуальный Кодекс РСФСР

3. Административно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации

4. Закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг»

5. Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах»


Список литературы

1. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатиформ, 1993

2. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 1996

3. Ж-л Рынок ценных бумаг: 1995 №5; 1996 №№ 10, 12, 17-20; 1997 №№2, 4, 5

4. Ж-л Эксперт, 1997 №3

5. Российская газета 1994.10 ноября


[1] Ст.128 Гражданского кодекса России

[2] Статья 142 Гражданского кодекса

[3] Статья 145 Гражданского кодекса

[4] Статья 147 Гражданского кодекса

[5] Статья 143 Гражданского кодекса

[6] Российская газета. 1994.10 ноября

[7] Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: «ЮрИнфоР», 1996