Смекни!
smekni.com

Невроз, кризис среднего возраста и индивидуация (стр. 14 из 30)

– Ты еще сосунок, – говорил он мне, когда в очередной раз я приходил домой с горящими глазами. – Как ты мог?

– Я люблю ее, – возражал я. – На этот раз все очень серьезно.

– Неужели? – говорил он. – Расскажи-ка мне, что случилось.

Арнольд признавал, что ощущал воздействие своего негативного материнского комплекса. На всех женщин, которых я приглашал к нам домой, он смотрел подозрительным, патриархальным взглядом. Он везде находил скрытые мотивы, независимо от их реального присутствия. Там, где я видел ангела, он узнавал ведьму. Однажды он мне сказал, что не может влюбиться, так как слишком хорошо знает себя.

– Моя анима – хладнокровная потаскуха, – совершенно спокойно говорил Арнольд.

Когда он в конце концов влюбился, она оказалась мягкой, теплой и очень живой феей. Это была практически полная компенсация.

Тем не менее, несомненная правда то, что мужчина, находящийся под воздействием позитивного материнского комплекса, является ранимым и подверженным влиянию женщин. У его анимы неизменно горящий взгляд, он всегда смотрит на женщин сквозь розовые очки. Он действительно любит женщин и склонен идентифицироваться с ними. Он стремится быть в их обществе, ибо там прекрасно себя чувствует. Как правило, он очаровательный любовник, Дон Жуан, который не может отказать ни одной женщине. К тому же, как правило, он является сверхчувствительным, а его чувственная сфера – легко ранимой.

Мужчине такого типа обязательно требуется найти и осознать связь со своей тенью, которая всегда принимает образ безжалостного мошенника, который, скрываясь в бессознательном, наполняет хаосом сердце простодушной женщины.

Но у него может быть гораздо более грубая персона, похожая на толстую слоновью шкуру.

Позитивный материнский комплекс вызывает у мужчины склонность видеть идеал отношений с женщиной в неразлучности между ними. Хотя индивидуальное психологическое развитие, то есть индивидуация, невозможна без отношений с окружающими, она невозможна и при такой неразлучности. Процесс индивидуации требует концентрации внимания на внутренней оси «Эго бессознательное». Тесное психологическое слияние размывает или вовсе уничтожает границы между людьми, так как одно Эго сливается с другим.

Индивидуация позволяет создать основу для отношений с другим человеком исходя из целостности личности. Неразлучность – это фактически слияние с другим человеком, превращение двух индивидуальностей в одну.

«Единый фронт», характеризующий брак Нормана, был основан на идеале неразлучности. Норман идентифицировался со своей женой; он так ей поклонялся, что иногда забывал о том, что сам находится в состоянии психологической смерти. При этом он стал на нее обижаться. Связь постепенно слабела, но все еще была достаточно крепкой. В этом нет ничего удивительного, так как на протяжении нескольких лет их жизнь строилась на основе взаимной фантазии, что у них нет проблем.

Они не дрались и не ссорились не потому, что у них не было проблем, а потому, что не раскрывали друг другу свои истинные чувства. Они не могли этого сделать, ибо ни один из них не мог выдержать проявления дисгармонии.

На месте Нормана я бы взял все платья его жены и разорвал бы их в клочья. «А теперь, – сказал бы я, – отправляйся вместе со своим другом». Тогда она могла бы увидеть, что я чувствовал на самом деле. На месте его жены я колотил бы его по голове бейсбольной битой.

Но это лишь моя фантазия, не больше.

У меня не было чувства, что Норману следует расстаться с женой. Действительно, у меня было несколько циничное отношение к безоблачной супружеской жизни, но если бы Норман смог увидеть свою жену более реально, – то есть в отсутствие всех его проекций, – их брак можно было бы спасти. Все зависело бы от того, насколько понравилось бы ему то, что он увидит, и смогла бы она выдержать то, что он это увидит.

Выход из ситуации, в которой оказались Норман и Нэнси, не был до конца ясен. Единственное, что я делал, – всегда намеренно отстаивал противоположную точку зрения, что бы он ни выбрал. Моя функция заключалась в том, чтобы поддерживать на пряжение конфликта, пока Норман не поймет, что он делает и по чему.

В изначальном отношении Нормана к Нэнси не было ничего плохого. Его отношение к ней свидетельствовало лишь о том со стоянии, в котором тогда находилась его психология. Разумеется, и ее психология тоже. Ее влечение к нему указывало лишь на со стояние ее внутренней маскулинности, ее анимуса, который, ко нечно же, проецировался на Нормана, по крайней мере, раньше.

Что же она в нем нашла? Что она ожидала? С точки зрения Нормана, ее не настолько «опьянила» влюбленность, как это слу чилось с ним, но она все равно согласилась выйти за него замуж. Почему? Просто потому что забеременела? Не думаю. По-моему, она нашла в нем нечто, удовлетворявшее ее собственную внутрен нюю потребность.

Образ внутренней маскулинности женщины очень окрашен ее восприятием родного отца. Условно говоря, как мужчина склонен жениться на «своей матери», так и женщина склонна выби рать мужчину, психологически похожего на своего отца или, опять же, на полную его противоположность.

Если анима мужчины становится частью его души, то анимус женщины лучше сравнить с бессознательным рассудком. Он нега тивно проявляется в ее безапелляционных идеях, нелогичных рассуждениях и высказывании прописных истин, которые вообще могут быть правильными, но совсем не соответствовать конкрет ной ситуации. Бессознательное женщины (одержимой анимусом) всегда полно идей и мнений. Женщины такого типа всегда на слуху: образно выражаясь, они родились, чтобы носить брюки и уста навливать правила в курятнике или, по крайней мере, к этому стремятся. С одной стороны, они привлекают внимание мужчины, а с другой – хладнокровно его кастрируют.

Анимус женщины начинает ей психологически помогать только тогда, когда она может объяснить разницу между «ним» и своим «Я». Если задача мужчины при ассимиляции анимы состоит в том, чтобы раскрыть свои истинные чувства, то, ассимилируя анимус, женщина должна постоянно подвергать сомнению свои мысли и варианты выбора, сопоставляя их с тем, как она считает на самом деле. Поступая таким образом, через какое-то время она может сделать анимус своим ценным внутренним спутником, наделяющим ее позитивными маскулинными качествами: предприимчивостью, мужеством, объективностью и духовной мудростью.

Юнг описывает четыре стадии развития женского анимуса, аналогичные состоянию развития мужской анимы. Сначала он появляется в снах и фантазиях как фаллос, воплощение физической силы, например, в образе атлета или «культуриста». Эта стадия развития анимуса соответствует стадии Евы в развитии анимы. Для женщины с таким анимусом мужчина – это просто «жеребец»; он существует лишь для оплодотворения яйцеклетки и является приспособлением, помогающим женщине рожать детей.

На второй стадии, соответствующей стадии Елены в развитии анимы, анимус обладает инициативой и способностью планировать действия. Он скрывается за стремлением женщины к независимости и желанием сделать собственную карьеру. Женщина с анимусом такого типа по-прежнему относится к мужчинам на уровне общественного сознания, но сам этот уровень изменяется: мужчина – это традиционно муж-отец, глава семьи, основная функция которого заключается в том, чтобы защищать и материально обеспечивать семью.

На следующей стадии, соответствующей стадии Марии в развитии анимы, анимус – это «логос», который в сновидениях часто воплощается в образе профессора или священника. Женщина с таким анимусом испытывает трепетное уважение к традиционным знаниям; она может заниматься творческой деятельностью и всегда рада узнать о себе что-то новое. Она может относиться к мужчине как к индивидуальности, то есть как к своему возлюбленному.

На четвертой стадии анимус становится воплощением духовности, как, например, Ганди или Мартин Лютер Кинг. На этом, высшем, уровне, соответствующем уровню Софии в развитии анимы, анимус является посредником между сознанием женщины и ее бессознательным. В мифологии он появляется в образе Гермеса, вестника богов; в сновидениях – в образе помощника-проводника. Для женщин с таким развитием анимуса сексуальность это больше, чем просто акт, доставляющий физиологическое наслаждение; он наполнен духовным смыслом.

Каждый из приведенных выше аспектов анимуса женщина будет проецировать на мужчину, при этом предполагая, что он будет вести себя в соответствии с ее ожиданиями. Как отмечалось ранее, все то же самое относится к аниме. Поэтому в любых отношениях между мужчиной и женщиной участвуют по крайней мере четыре стороны. С точки зрения межличностного общения отношения, возможности общения являются довольно сложными и запутанными, как показано на диаграмме:

Если при напряженных отношениях между партнерами один из них проходит анализ, значит, анализ проходят они оба. Я не мог работать отдельно с Норманом, так как он жил не один. Я мог лишь делать некоторые предположения относительно особенностей психологии его жены исходя из его замечаний, но если бы Норман не подходил Нэнси, как подходит руке перчатка, она давно бы от него ушла – или он ушел бы.

По-моему, развитие анимуса жены Нормана соответствовало уровню, находящемуся между второй и третьей стадиями. Все зависело от того, с кем она общалась. С одной стороны, у нее был образ Нормана как мужа-отца (та роль, за соответствие которой он так боролся); с другой – у нее был любовник, воплощавший ее непрожитую творческую жизнь.

В своем эссе «Брак как психологическое отношение» Юнг говорит об одном из партнеров как о психологическом контейнере, а о другом – как о содержимом этого контейнера. Тот, кто содержится в контейнере, живет полностью в рамках институциональных ограничений брака; вне супружеских отношений у него нет ни существенных обязательств, ни жизненно важных интересов. Вместе с тем партнер, который является контейнером, ощущает ограничивающее воздействие своего состояния и ищет облегчения в отношениях вне брака.